Чтение намаза вслух. Тот, кто совершает намазы за имамом читает суры шепотом про себя

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1.

Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

В одном из благородных хадисов Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

صلّوا كما رأيتموني أصلّي

«Молитесь так же, как вы видели молящимся меня». (Бухари)

Этот и подобные ему хадисы являются основой, на которую опираются учёные-факихи в вынесении любых решений касательно намаза. Любое шариатское решение относительно тех или иных действий и методов совершения намаза имеет под собой основание в виде благородных хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

А других - про себя, также имеет основу - действия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Ученый шафиитского мазхаба Сулейман аль-Буджайрами (да смилуется над ним Аллах) в своем «Хашияте» пишет что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вначале пророческой миссии читал Коран вслух во всех намазах. Когда же многобожники начали издеваться и оскорблять Аллаха и Его посланника был ниспослан аят:

وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا

«Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом а выбери среднее между этим». (сура аль-Исра).

После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал читать Коран во время намазов дневного и предвечернего про себя, а в остальных намазах вслух.

Что мы имеем в виду под чтением намаза вслух и про себя?

Чтение намаза вслух - это чтение суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах намаза - будь то четырёхракаатного, трёхракаатного или двухракаатного - таким образом, чтобы тот, кто стоит рядом, слышал твоё чтение.

Что касается чтения намаза про себя, то это чтение аль-Фатихи таким образом, чтобы его слышал лишь тот, кто его читает.

Какие обязательные намазы читают вслух, а какие нет

К обязательным намазам, которые желательно читать вслух, относятся:

  1. вечерний намаз (магриб),
  2. ночной намаз (иша),
  3. утренний намаз (субх),
  4. пятничный намаз (джума).

К обязательным намазам, которые желательно читать про себя, относятся:

  1. обеденный намаз (зухр),
  2. послеобеденный намаз (аср).

То есть намазы, совершаемые в дневное время суток, читают про себя, а в ночное время суток их читают вслух. Ночное время суток - это промежуток времени между заходом и восходом солнца.

Какие желательные намазы читают вслух, а какие нет

Желательные намазы также делятся на два вида: те, которые читают вслух, и те, которые читают про себя.

К желательным намазам, которые желательно читать вслух, относятся:

  1. оба пятничных намаза (ид аль-фитр и ид аль-адха),
  2. намаз просьбы о дожде,
  3. намаз затмения луны - неважно, после восхода солнца произошло затмение или ночью,
  4. таравих,
  5. витр, который совершается в месяц Рамадан.

А все остальные намазы, будь то намаз-зуха или желательные намазы, которые совершаются до или после обязательных намазов - читают про себя.

К исключению относятся желательные намазы, которые не обусловлены ничем, их называют сунна-мутлак. То есть это намазы, которые можно совершать в любое время суток, кроме в которые их нежелательно совершать. Намерение на такой намаз делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный желательный намаз». И когда эти намазы совершают в ночное время суток, то есть после захода солнца до его восхода, то желательно читать их иногда вслух, а иногда про себя.

Что касается возмещаемых намазов, то их тоже можно разделить на обязательные и желательные .

При возмещении обязательных намазов необходимо обратить внимание на время, когда их возмещают. Любой обязательный намаз, который возмещают в дневное время суток, читают про себя, а намаз, возмещаемый в вечернее время суток, читают вслух.

Например, если человек возмещает ночной намаз днём, то он читает его про себя, а если он возмещает обеденный намаз ночью, то его он читает вслух.

Что касается желательных намазов, то их можно разделить на два вида:

  1. те, которые желательно читать вслух, не принимая во внимание время их возмещения. Это оба праздничных намаза, таравих, витр в месяц Рамадан - их желательно читать вслух - как совершая своевременно, так и возмещая, в какое время суток их бы ни возмещали;
  2. те, которые желательно читать про себя, вне зависимости от того, в какое время их возмещают. Это желательные ратибат-намазы, которые совершаются до и после обязательных намазов, а также намаз-витр, совершаемый вне второй половины месяца Рамадан.

Да одарит Аллах нас пониманием религии и неуклонным следованием ей, амин!

Подготовил: Муса Багилов

Материалы

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз , который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Порядок совершения таравих намаза

Это в разных мечетях по разному. Поэтому, если вы хотите прочитать таравих намаз, спросите у имама мечети как они читают. Давайте посмотрим какие могут быть варианты.

  • Количество ракаатов. Может в сумме 8 или 20 читаться. Это зависит от масхаба. Ниже есть подробнее описание причины.
  • Количество ракаатов в каждом намазе. Намаз таравих совершается по 2 раката или по 4.

Если читатется по 2 раката, то ничем не отличается от фарда фаджр намаза. У нас на сайте есть подробная инструкция по тому, как его читать. Перейдите по ссылке . Если читатется по 4 ракаата, то читается как начальные 4 ракаата сунны обеденнего, но с джамааатом стоя за имамом. Ниже немного опишем все это. На самом деле, ничего сложного нет, т.к. все почти всух читается при совершении таравих намаза. Просто повторяете за имамом.

Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката

  1. Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.
  2. Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.
  3. Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....
  4. Произнесите суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы — хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.
  5. По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».
  6. Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».
  7. Далее склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  8. Из саджда перейдите в сидячее положение.
  9. Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».
  10. Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.
  11. Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.
  12. После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.
  13. Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.

После основ веры намаз - это самое главное поклонение, которое возложено на верующего, и он обязан должным образом изучить, как совершать намаз правильно.

Одна из распространенных ошибок среди соблюдающих мусульман - это неправильное понимание того, что считается рукном чтения Корана (кыраа) в намазе: многие практикующие мусульмане считают, что если в намазе мысленно прочитать «Фатиху» и другие суры, не двигая губами и языком и не произнося ничего вслух, то намаз будет действителен.

Такая ошибка связана с неудачным переводом арабских терминов «джарх» и «сирр», которые были переведены на русский язык как «вслух» и «про себя», что не соответствует их фикховому значению. Правильным переводом будет «громко» и «тихо».

Все ханафитские ученые единогласно считают, что если человек будет читать Коран в намазе мысленно, то есть без движений языка и губ, то намаз будет не действителен.

Ученик имама аль-Кудури, аль-Акта’ (умер в 474-м году) в толковании «Мухтасара» аль-Кудури пишет:

و قد قال أصحابنا رحمهم الله لا بد أن يحرّك لسانه بالقراءة فإن لم يحرّك لسانه فهو بمنزلة من لم يقرأ

«Наши ученые (то есть ханафиты), да помилует их Аллах, сказали, что обязательно двигать языком при чтении [Корана в намазе], а если язык не двигался, то человек будто и не читал».

И имам аль-Айни говорит в «Аль-Биная» (2/301):

وفي " الذخيرة " ولا بد من تحريك اللسان وتصحيح الحروف حتى قال الكرخي: لا يجزئه بلا تحريك اللسان

«В книге «Аз-Захира» сказано: «Обязательно двигать языком и артикулировать звуки». Аль-Кархи сказал: «[Чтение] не принимается без движения языка»».

Эти слова муджтахидов ханафитского мазхаба указывают на то, что в мазхабе нет разногласий насчет того, что обязательно двигать языком, чтобы чтение Корана в намазе засчиталось. И поэтому если человек мысленно читал в намазе «Фатиху» и суру после нее, то он не выполнил рукн намаза и его намаз будет не действителен.

Но есть разногласия насчет того, обязательно человеку в обычной обстановке слышать свое чтение или достаточно двигать языком и артикулировать, даже если при этом нет звука.

Имам аль-Кархи считал, что нижняя граница тихого чтения, для того чтобы намаз был засчитан, - это артикуляция звуков, даже если при этом ничего не будет слышно. Небольшая часть муджтахидов мазхаба сочла это мнение сильным.

Имам аль-Хиндувани и Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фадль считали, что нижняя граница чтения - это слышать самого себя, и если человек будет артикулировать, но при этом не будет звука либо звук окажется таким тихим, что человек сам не будет себя слышать в нормальной обстановке, то чтение не будет засчитано, и это мнение аль-Хиндувани сочла сильным большая часть муджтахидов мазхаба, как будет показано дальше.

Имам Мухаммад пишет в книге «Аль-Асль» (1/196):

قال الإمام محمد في الأصل ١/١٩٦

إذا كان الرجل وحده و أسمع أذنيه القرآن أو رفع ذلك أو خفض في نفسه أجرأه ذلك و ليس عليه سهو

«Если человек читает намаз один и сам слышал себя при чтении Корана, либо поднял свой голос, либо понизил, либо читал про себя, то это принимается и на нем не лежит обязанность совершить саджда сахв».

В этом тексте есть скрытое указание на то, что если человек читал тише, чем нужно, чтобы он мог сам себя услышать, то такое чтение будет действительным.

Имам Мухаммад пишет в книге «Аль-Асар» (с. 157):

محمد: قال أخبرنا أبو حنيفة عن حمّاد عن إبراهيم: إذا رجل حرّك شفتين بالاستثناء فقد استثنى

قال محمد: بهذا نأخذ و هو قول أبي حنيفة رحمه الله تعالى

كتاب الآثار ص ١٥٧

«Мухаммад сказал: «Абу Ханифа передал нам от Хаммада от Ибрахима: «Если человек будет двигать губами для [произнесения] исключения [в клятве], то это будет действительно»». Мухаммад сказал: «И мы следуем этому мнению, и это мнение Абу Ханифы, да помилует его Аллах»».

В этом тексте тоже указано, что если просто двигались губы, то это засчитывается как исключение, хотя и нет прямого указания на то, что артикуляции без звука достаточно. Разделы о чтении Корана, произнесении слов развода, об исключении и так далее связаны друг с другом, что мы отметим дальше.

Имам аль-Кудури (умер в 468-м году) пишет в своем «Мухтасаре»:

وإن كان منفرداً فهو مخيرٌ: إن شاء جهر وأسمع نفسه، وإن شاء خافت

«Если человек читает один, то у него есть выбор: если хочет, то может читать вслух и сделать так, чтобы он слышал себя, а если хочет, то будет читать тихо» .

В словах имама аль-Кудури есть указание, что если человек будет читать тихо, так что даже не слышит себя, то такое чтение будет действительным, но это лишь указание (аль-ишара).

وإن كان منفرداً فهو مخيرٌ: إن شاء جهر وأسمع نفسه، وإن شاء خافت،

وَحَدُّ الْقِرَاءَةِ فِي هَاتَيْنِ الصَّلَاتَيْنِ أَنْ يُصَحِّحَ الْحُرُوفَ بِلِسَانِهِ عَلَى وَجْهٍ يَسْمَعُ مِنْ نَفْسِهِ أَوْ يَسْمَعُ مِنْهُ مَنْ قَرَّبَ أُذُنَهُ مِنْ فِيهِ، فَأَمَّا مَا دُونَ ذَلِكَ فَيَكُونُ تَفَكُّرًا وَمَجْمَجَةً لَا قِرَاءَةً

«В качестве границы [засчитываемого] чтения в этих двух намазах [аз-зухр и аль-аср] выступает правильная артикуляция звука с такой громкостью, чтобы человек мог слышать себя или чтобы его мог услышать тот, кто придвинет ухо близко к его рту. А что тише этого, то размышление и бормотание, но не чтение».

В этих словах имам ас-Сарахси выделяет два приемлемых вида чтения: либо чтобы человек мог слышать себя, либо чтобы он читал так, что его теоретически можно было б услышать.

Имам Фахр аль-Ислам аль-Баздави (умер в 486-м году) пишет:

الجهر عند الكرخي أدناه أن يسمع نفسه فإن كان إماما أسمع قومه و المخافة بتحصيل الحروف و قال الشيخ أبو جعفر البلخي و الشيخ أبو محمد بن الفضل البخاري أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه إلا بمانع و ما دون أن يسمع نفسه دندنة و جمجمة و ليس بقراءة و هو الاحتياط شرح الجامع الصغير للبزدوي (٤٨٢هـ) ص ٢٨

«Громкое чтение - по мнению Кархи - это как минимум слышать себя. А если он имам, то чтобы слышали и другие. А тихое чтение - это артикуляция звуков. Шейх Абу Джафар аль-Бальхи (аль-Хиндувани) и шейх Абу Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Бухари сказали, что нижняя граница громкого чтения - чтобы человека слышали другие, а нижняя граница тихого чтения - чтобы человек слышал сам себя, кроме случая, когда есть преграда. Все, что тише этого, - бормотание, а не чтение. И это более безопасное мнение».

Зайнуддин аль-Атоби аль-Бухари (умер в 586-м году) пишет:

حد الجهر أن يسمع غيره و حد المخافة نفسه أو غيره إذا وضع أذنه على فمه إلا لمانع شرح الجامع الصغير للعتابي (٥٨٦ هـ)

«Граница громкого чтения - чтобы слышали другие, а тихого - чтобы человек слышал сам себя или чтобы его услышал другой, если поднесет ухо к его рту, за исключением случаев, когда есть преграда».

Имам аль-Касани (умер в 587-м году) пишет в «Бадаи’ ас-санаи’»:

، ثُمَّ الْمُنْفَرِدُ إذَا خَافَتَ وَأَسْمَعَ أُذُنَيْهِ يَجُوزُ بِلَا خِلَافٍ لِوُجُودِ الْقِرَاءَةِ بِيَقِينٍ، إذْ السَّمَاعُ بِدُونِ الْقِرَاءَةِ لَا يُتَصَوَّرُ، أَمَّا إذَا صَحَّحَ الْحُرُوفَ بِلِسَانِهِ وَأَدَّاهَا عَلَى وَجْهِهَا وَلَمْ يُسْمِعْ أُذُنَيْهِ وَلَكِنْ وَقَعَ لَهُ الْعِلْمُ بِتَحْرِيكِ اللِّسَانِ وَخُرُوجِ الْحُرُوفِ مِنْ مَخَارِجِهَا - فَهَلْ تَجُوزُ صَلَاتُهُ؟ اُخْتُلِفَ فِيهِ، ذَكَرَ الْكَرْخِيُّ أَنَّهُ يَجُوزُ، وَهُوَ قَوْلُ أَبِي بَكْرِ الْبَلْخِيّ الْمَعْرُوفِ بِالْأَعْمَشِ، وَعَنْ الشَّيْخِ أَبِي الْقَاسِمِ الصَّفَّارِ وَالْفَقِيهِ أَبِي جَعْفَرٍ الْهِنْدُوَانِيُّ

وَالشَّيْخِ الْإِمَامِ أَبِي بَكْرٍ مُحَمَّدِ بْنِ الْفَضْلِ الْبُخَارِيِّ أَنَّهُ لَا يَجُوزُ مَا لَمْ يُسْمِعْ نَفْسُهُ، وَعَنْ بِشْرِ بْنِ غِيَاثٍ الْمَرِيسِيِّ أَنَّهُ قَالَ: إنْ كَانَ بِحَالٍ لَوْ أَدْنَى رَجُلٌ صِمَاخَ أُذُنَيْهِ إلَى فِيهِ سَمِعَ كَفَى، وَإِلَّا فَلَا، وَمِنْهُمْ مَنْ ذَكَرَ فِي الْمَسْأَلَةِ خِلَافًا بَيْنَ أَبِي يُوسُفَ وَمُحَمَّدٍ، فَقَالَ عَلَى قَوْلِ أَبِي يُوسُفَ: يَجُوزُ، وَعَلَى قَوْلِ مُحَمَّدٍ: لَا يَجُوزُ، وَجْهُ قَوْلِ الْكَرْخِيِّ أَنَّ الْقِرَاءَةَ فِعْلُ اللِّسَانِ وَذَلِكَ بِتَحْصِيلِ الْحُرُوفِ وَنَظْمِهَا عَلَى وَجْهٍ مَخْصُوصٍ وَقَدْ وُجِدَ، فَأَمَّا إسْمَاعُهُ نَفْسَهُ فَلَا عِبْرَةَ بِهِ؛ لِأَنَّ السَّمَاعَ فِعْلُ الْأُذُنَيْنِ دُونَ اللِّسَانِ، أَلَا تَرَى أَنَّ الْقِرَاءَةَ نَجِدُهَا تَتَحَقَّقُ مِنْ الْأَصَمِّ وَإِنْ كَانَ لَا يُسْمِعُ نَفْسَهُ؟ وَجْهُ قَوْلِ الْفَرِيقِ الثَّانِي أَنَّ مُطْلَقَ الْأَمْرِ بِالْقِرَاءَةِ يَنْصَرِفُ إلَى الْمُتَعَارَفِ، وَقَدْرِ مَا لَا يَسْمَعُ هُوَ لَوْ كَانَ سَمِيعًا لَمْ يَعْرِفْ قِرَاءَةً.

وَجْهُ قَوْلِ بِشْرٍ أَنَّ الْكَلَامَ فِي الْعُرْفِ اسْمٌ لِحُرُوفٍ مَنْظُومَةٍ دَالَّةٍ عَلَى مَا فِي ضَمِيرِ الْمُتَكَلِّمِ، وَذَلِكَ لَا يَكُونُ إلَّا بِصَوْتٍ مَسْمُوعٍ.

وَمَا قَالَهُ الْكَرْخِيُّ أَقْيَسُ وَأَصَحُّ

«Затем, если читающий намаз индивидуально будет читать тихо, но так, что будет слышать свое чтение, то это дозволяется без разногласий, потому что это чтение без сомнений, ведь услышать что-то без того, чтобы это было чтением, невообразимо.

Однако если человек артикулирует звуки правильно, но не слышит себя, хотя уверен в движении языка, правильной артикуляции звуков и прохождении воздуха через места образования звуков (махаридж), то будет ли его намаз действителен?

От шейха Абу аль-Касима ас-Саффара, факиха Абу Джафара аль-Хиндувани и шейха, имама Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается, что, пока человек не услышал себя, чтение не засчитается.

Мнение же Бишра ибн Гийаса аль-Мариси заключается в том, что если человек приблизит ухо ко рту [читающего] и услышит звуки, то этого будет достаточно.

Некоторые передают расхождения по этому вопросу между имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом: согласно мнению Абу Юсуфа, так можно, а согласно мнению Мухаммада, нет.

Довод аль-Кархи таков: чтение - это правильная артикуляция букв и правильное напряжение мест образования звуков (махаридж), и - согласно его мнению - это происходит, а слышит сам человек при этом себя или нет, не имеет значения, потому что слышание - это функция ушей, а не языка. Разве чтение глухого не будет действительным, даже если он не слышит себя?

Довод второй группы - в том, что общее повеление чтения предполагает чтение, которое общеизвестно, а такое чтение, при котором неглухой чтец сам себя не слышит, не считается чтением.

Довод же Бишра аль-Мариси - в том, что речь - это порядок букв, которые выражают некий смысл, а такого не может произойти без слышимого звука.

Мнение аль-Кархи больше соответствует кыясу и более достоверно».

Итак, имам аль-Касани перечислил три мнения в мазхабе: мнение аль-Хиндувани, что человек должен слышать себя, мнение аль-Мариси, что должно быть возможно теоретически услышать человека, и мнение аль-Кархи, что достаточно движения языка.

Имам аль-Касани - один из немногих, кто счел мнение имама аль-Кархи сильным, и он считает, что если человек движет губами, но не издает при этом звуков вообще, то такое чтение будет действительным.

Имам Бурхануддин аль-Исбиджаби пишет в «Зад аль-фукаха»:

و حد المخافة قيل هو تبيين الحروف و قيل أن يُسمع نفسه إلا لمانع هو الصحيح و الجهر إسماع غيره

«Некоторые сказали, что нижняя граница тихого чтения - это артикуляция звука, а другие сказали - это слышание себя, и это мнение достоверно. А громкое чтение - это когда слышат другие».

Имам аль-Исбиджаби решил, что мнение аль-Хиндувани - сильное.

فالحاصل أن أدنى الجهر أن يُسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه و على هذا يعتمد و ما دون ذلك مجمجة

«Суть в том, что нижняя граница громкого чтения - это такое чтение, чтобы его могли услышать другие, а нижняя граница тихого чтения - это слышать себя, и опираются на это понимание, и все, что тише этого, - бормотание» (цитата по рукописи).

В этом тексте тоже указывается, что мнение аль-Хиндувани - сильное.

أدنى الجهر أن يُسمع غيره و أدنى المخافة أن يُسمع نفسه إلا لمانع و لا يعتبر ما دون ذلك قراءةً. هو المختار

«Нижняя граница громкого чтения - это такое чтение, чтобы его могли услышать другие, а нижняя граница тихого чтения - это такое чтение, чтобы можно было услышать себя, за исключением случаев, когда есть преграда. То, что тише этого, не считается чтением, и это предпочтительное мнение (аль-мухтар)».

В этом тексте тоже говорится, что мнение аль-Хиндувани - сильное.

Имам Фахруддин аль-Хасан ибн Мансур, известный как Кодихан, (умер в 592-м году) пишет в толковании «Аль-Джами ас-сагыр»:

و اختلفوا في حد الجهر و المخافة قال الكرخي رحمه الله: أدنى الجهر أن يسمع نفسه و أقصاه أن يسمع غيره و أدنى المخافة تصحيح الحروف

و قال بعضهم أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه و أصل القراءة أن يسمع نفسه و ما ليس له صوت مسموع فليست بقراءة بل هي مجمجة و دندنة و هو اختيار الفقيه أبو جعفر و الشيخ الإمام أبو بكر محمد ابن الفضل رحمهما الله و عليه الاعتماد

شرح الجامع الصغير لقاضي خان ١/٢١٦

«Ученые разошлись насчет границ громкого и тихого чтения. Аль-Кархи, да помилует его Аллах, сказал: «Нижняя граница громкого чтения - это слышать себя, а его предел - чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения - это беззвучное артикулирование букв».

Другие сказали, что нижняя граница громкого чтения - это чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения - слышать себя.

И основа чтения - это слышать себя, а то, у чего нет звука, который можно было бы услышать, не считается чтением, а лишь бормотание. И это мнение Абу Джафара и шейха Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля, и опираются на это мнение».

ثُمَّ الْمُخَافَتَةُ أَنْ يُسْمِعَ نَفْسَهُ وَالْجَهْرُ أَنْ يُسْمِعَ غَيْرَهُ، وَهَذَا عِنْدَ الْفَقِيهِ أَبِي جَعْفَرٍ الْهِنْدُوَانِيُّ - رَحِمَهُ اللَّهُ - لِأَنَّ مُجَرَّدَ حَرَكَةِ اللِّسَانِ لَا يُسَمَّى قِرَاءَةً بِدُونِ الصَّوْتِ.

وَقَالَ الْكَرْخِيُّ: أَدْنَى الْجَهْرِ أَنْ يُسْمِعَ نَفْسَهُ، وَأَدْنَى الْمُخَافَتَةِ تَصْحِيحُ الْحُرُوفِ لِأَنَّ الْقِرَاءَةَ فِعْلُ اللِّسَانِ دُونَ الصِّمَاخِ.

«Тихое чтение - это такое чтение, при котором человек слышит себя, а громкое - когда его слышат другие. И это в соответствии с мнением Абу Джафара аль-Хиндувани, да помилует его Аллах, потому что само движение языка без звука не является чтением.

Аль-Кархи сказал: «Минимальное громкое чтение - это слышать себя, а минимальное тихое чтение - это правильная артикуляция звуков, потому что чтение - это действие языка, а не слухового канала»».

Имам аль-Маргинани явно не указывает, какое мнение он считает сильным, но обычно он считает более сильным то мнение, которое называет последним, перечисляя их при разногласиях.

Джамалюддин аль-Газнави пишет в «Аль-Хави аль-Кудси»:

أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه

الحاوي القدسي ١/١٧٣

«Нижняя граница громкого чтения - чтобы слышали другие. А нижняя граница тихого чтения - чтобы человек слышал сам себя».

Имам Мухаммад ибн Рамадан ар-Руми (умер в 616-м году) пишет в своем толковании «Мухтасара» аль-Кудури:

و اختلف مشايخنا في حد الجهر و المخافة قال الكرخي رحمه الله: أدنى الجهر أن يسمع نفسه و أقصاه أن يسمع غيره و أدنى المخافة تحصيل الحروف.

و قال أبو جعفر الهندواني و الشيخ أبو بكر محمد ابن الفضل البخاري رحمهم الله: أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه إلا لمانع و ما دون ذلك مجمجة و ليست بقراءة و هو المختار

الينابيع في معرفة الأصول التفاريع لمحمد ابن رمضان الرومي (٦١٦هـ) ١/٣٤٤

«Наши ученые разошлись насчет того, что считается границей громкого чтения. Аль-Кархи, да помилует его Аллах, сказал, что нижняя граница громкого чтения - это слышать себя, а максимум - чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения - это беззвучная артикуляция букв.

Абу Джафар аль-Хиндувани и шейх Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Бухари, да помилует их Аллах, сказали: «Нижняя граница громкого чтения - это чтобы слышал другой человек, а нижняя граница тихого чтения - это слышать себя, за исключением случая, когда существует какая-то преграда, а все, что тише этого, - бормотание». И это предпочтительное мнение».

В этом тексте тоже отдается предпочтение мнению имама аль-Хиндувани.

Имам Бурхануддин ибн Маза аль-Бухари (умер в 616-м году) пишет в книге «Аль-Мухит»:

أما معرفة حدها، فنقول: تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل» حيث قال: وإن كان وحده وكانت صلاة يجهر فيها بالقراءة قرأ في نفسه إن شاء، وإن جهر وأسمع نفسه داخلاً في القراءة، لكان إسماع نفسه مستفاداً من قوله قرأ في نفسه، فيكون قوله وأسمع نفسه تكراراً، وحكي عن الفقيه أبي جعفر (٤٦ب١) الهندواني والشيخ الإمام الجليل أبي بكر محمد بن الفضل البخاري أنه لا يجزيه ما لم يسمع نفسه، وبه أخذ المشايح؛ لأن هذا الكلام ما هو مسموع مفهوم،

المحيط البرهاني 1/296

От факиха Абу Джафара аль-Хиндувани и имама Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается, что чтение не принимается, пока человек не будет слышать сам себя. И шейхи предпочли это мнение, так как это и есть речь, которую можно услышать и понять».

Имам Абу аль-Баракат ан-Насафи (умер в 710-м году) пишет в книге «Аль-Мустасфа»:

قال الإمام أبو البركات النسفي (٧١٠ هـ) في المستصفى ١/٢٤٤

قيل: أدنى الجهر أن يسمع نفسه و أدنى

المخافة تصحيح الحروف

و قيل أدنى الجهر أن يسمع غيره و أدنى المخافة أن يسمع نفسه و ما دون ذلك لا يعدُّ قراءة

«Некоторые сказали, что нижняя граница громкого чтения - чтобы человек слышал себя, а нижняя граница тихого - правильная артикуляция звука.

А некоторые сказали, что нижняя граница громкого чтения - чтобы слышали другие, а нижняя граница тихого чтения - это слышать себя, а то, что тише этого, не считается чтением» .

В этом тексте имам ан-Насафи называет два мнения, не указывая, какое он считает более сильным.

В своей другой книге «Аль-Кафи» (комментарий к «Аль-Вафи») этот имам говорит:

قال صاحب المحيط: الأصح قول الشيخين

الكافي شرح الوافي ١:٢٣ خ

Имам Фахруддин аз-Зайля’и (умер в 743-м году) в комментарии к «Канз ад-дакаик» пишет:

ثم اختلفوا في حد الجهر والإخفاء فقال الهندواني الجهر أن يسمع غيره والمخافتة أن يسمع نفسه وقال الكرخي الجهر أن يسمع نفسه والمخافتة تصحيح الحروف؛ لأن القراءة فعل اللسان دون الصماخ والأول أصح؛ لأن مجرد حركة اللسان لا تسمى قراءة بدون الصوت

تبيين الحقائق للزيلعي (٧٤٣هـ)

«Затем они разошлись насчет границы громкого и тихого чтения. Аль-Хиндувани сказал, что громкое чтение - это когда слышит другой человек, а тихое чтение - чтобы было слышно себя. Аль-Кархи сказал, что громкое чтение - это слышать себя, а чтение про себя - это артикуляция букв, потому что чтение - это действие языка, а не слухового аппарата, но первое мнение более сильное, потому что просто движение языка без звука не считается звуком».

В этом тексте мнение аль-Хиндувани считается более сильным.

«أدنى الجهر إسماع غيره و أدنى المخافة إسماع نفسه هو الصحيح

«Нижняя граница громкого чтения - это такое чтение, чтобы его могли услышать другие, а нижняя граница тихого чтения - это такое чтение, чтобы можно было услышать себя. Это правильное мнение (ас-сахих)».

Его внук, Садр аш-Шариа (умер в 747-м году), в «Шарх аль-Викая» толкует слова своего деда так:

«Исключается мнение, по которому нижняя граница громкого чтения - это слышать себя, а нижняя граница тихого чтения - беззвучная артикуляция букв».

И в матне и в шархе мнение аль-Хиндувани считается более сильным.

Аль-Баберти (умер в 786-м году) пишет в толковании «Хидаи» «Аль-Иная» (1/331):

وقد اختلف علماؤنا في الحد الفاصل بينهما، فذهب الفقيه أبو جعفر الهندواني إلى أن المخافتة هو أن يسمع نفسه، وما دون ذلك مجمجة ودندنة ليس بكلام ولا قراءة (والجهر هو أن يسمع غيره) فهو كما ترى جعل كل واحد منهما بنوعيه من الكيفيات المسموعة وقال (؛ لأن مجرد حركة اللسان بدون الصوت لا تسمى قراءة) يعني لا لغة ولا عرفا وفيه نظر، فإن من رأى المصلي الأطروش من بعيد يحرك شفتيه يخبر عنه أنه يقرأ وإن لم يسمع منه شيء

العناية شرح الهداية للبابرتي (٧٨٦)

«Наши ученые разошлись насчет границы разделения между ними [то есть между громким и тихим чтением]. Абу Джафар аль-Хиндувани счел, что тихое чтение - это слышать себя, а все, что тише этого, - бормотание, а не речь или чтение. А громкое чтение - это чтобы слышали другие. И он решил, что оба вида [чтения] - вид [артикулируемого звука], который можно услышать, и сказал, что движение языка без звука не считается чтением, то есть не считается чтением ни в языке, ни обычно у людей. Но тут есть сомнение, потому что если кто-то увидит издалека, как глухой человек шевелит губами, читая намаз, то скажет, что он читает, даже если ничего не услышал».

Имам Фаридуддин ад-Дахляви (умер в 786-м году) пишет в «Аль-Фатава ат-Татархания»:

أما معرفة حدها، فنقول: تصحيح الحروف أمر لا بد منه، ولا تصير قراءة إلا بعد تصحيح الحروف، فإن صحح الحروف بلسانه ولم يسمع نفسه؛ حكي عن الكرخي أنه يجزيه، وبه كان يفتي الفقيه أبو بكر الأعمش؛ لأن القراءة فعل اللسان، وذلك بإقامة الحروف، لا بالسماع، فإن السماع فعل السامع، وإلى هذا أشار محمد رحمه الله في «الأصل» حيث قال: وإن كان وحده وكانت صلاة يجهر فيها بالقراءة قرأ في نفسه إن شاء، وإن جهر وأسمع نفسه داخلاً في القراءة، لكان إسماع نفسه مستفاداً من قوله قرأ في نفسه، فيكون قوله وأسمع نفسه تكراراً، وحكي عن الفقيه أبي جعفر (٤٦ب١) الهندواني والشيخ الإمام الجليل أبي بكر محمد بن الفضل البخاري أنه لا يجزيه ما لم يسمع نفسه، وبه أخذ عامة المشايح و في السراجية: هو المختار و في الخلاصة: الصحيح أنه لو سمع هو جاز و إلا فلا الفتاوى التاتارخانية ٢/٥٦

«Что касается познания границ (тихого и громкого чтения), то мы скажем об этом. Артикулировать звуки обязательно, и чтение осуществляется только через артикуляцию звуков. Если человек артикулирует языком и не слышит себя, то от Кархи передается, что это засчитывается. И по этому мнению выносил фетву Абу Бакр аль-А’маш, потому что чтение - это действие языка, которое заключается в артикулировании звуков, а не в слышании их. Слышание - это действие слышащего. И на это указал имам Мухаммад в «Аль-Асль», когда сказал: «Если человек читает намаз один и это намаз, в котором надо читать громко, то, если хочет, он может читать про себя, а если хочет, может громко и сделает так, что будет слышать себя». И если слышание себя подразумевается в его словах «читать про себя», то его слова «и сделает так, что будет слышать себя» - это повтор.

От факиха Абу Джафара аль-Хиндувани и имама Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Фадля аль-Бухари передается, что чтение не принимается, пока человек не будет слышать сам себя. И шейхи предпочли это мнение. В «Сираджии» сказано, что это предпочтительное мнение. В «Хуляса» сказано, что правильное мнение - что если он себя слышит, то чтение будет действительным; если не слышит - будет недействительным».

Аль-Айни (умер в 855-м году) отвечает имаму аль-Баберти пишет в толковании «Хидаи» - «Аль-Биная»:

قلت: في نظره نظر؛ لأن الهندواني ما قيد قوله باللغة، ولا بالعرف كليهما؛ لأنه ليس المراد من القراءة إفادة المخاطب. والأطرش قارئ وإن لم يفهم المخاطب قراءته، وبقول الهندواني قال الفضل، والشافعي، وشرط بشر المريسي وأحمد - رَحِمَهُ اللَّهُ - خروج الصوت من الفم وإن لم يصل إلى أذنه، ولكن بشرط أن يكون مسموعا في الجملة حتى لو أدنى أحدهما عنه إلى فيه يسمع

Совершение намаза – один из обязательных столпов исламской религии. Его должен выполнять каждый истинно верующий. Молитва освобождает разум, успокаивает душу и очищает сознание. Намаз – это пятикратная молитва, которая помогает мусульманам обращаться к Господу и справляться с трудными ситуациями. Но чтобы правильно читать намаз, необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять намазы в определённое время дня и ночи.

Время и названия намазов

Каждый намаз включает в себя несколько ракаатов, последовательностей действий. Они состоят из чтения определённых сур Корана в положении стоя и двух видов поклонов: в пояс и в землю.

  • Утренний намаз называется Фаджр и состоит из 2 ракаатов. Исполняется с момента, как только появились первые признаки рассвета, и до окончательного восхода солнца. Намаз прекращается, как только солнце полностью выходит из-за линии горизонта.
  • Обеденный – Зухр – 4 ракаата. Начинается через пару минут после полудня.
  • Послеполуденный – Аср – 4 ракаата. Совершается за несколько часов до заката. Принципиально необходимо закончить молиться до того, как солнце станет теряться за линией горизонта.
  • Вечерний – Магриб – 3 ракаата. Выполняется сразу после того, как солнце зашло, но ещё до того, пока не исчезло вечернее зарево.
  • Ночной – Иша – 4 ракаата. Делается поздним вечером. Время на молитву – до самого рассвета. Однако лучше не затягивать и совершить намаз вовремя.

Кроме основных действий, существуют желательные намазы, за выполнение которых Аллах вознаградит верующих. Новичкам, конечно, для начала достаточно выучить основную часть ритуала и привыкнуть к регулярному графику пятикратной молитвы. Но после того, как это войдёт в привычку, желательно добавить и остальные суннат-намазы.

Подготовка к намазу

Перед тем, как начать совершение намаза, нужно:

  • Очистить тело: сделать малое омовение, вуду. При надобности верующий должен сделать гусль.
  • Облачиться в чистую и опрятную одежду: женщины-мусульманки должны прикрыть аурат, но они могут не прикрывать своё лицо, ступни ног и кисти рук. При этом волосы должны быть спрятаны под одежду. Мужчинам же нет необходимости покрывать голову.
  • Соблюсти время проведения того или иного намаза.
  • Повернуться по направлению к кыбле, святыне Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, Мекка.
  • Постелить молитвенный коврик, чистое полотенце или простыню.
  • Встать в позу. Женщины должны встать прямо, ноги находятся вместе, а руки – вдоль туловища. Мужчины должны поставить ноги на ширине плеч, свободно опустить руки, а взгляд направить вниз перед собой.
  • Мысленно высказать намерение в сердце читать намаз. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подходить к намерению совершать намаз для довольства Всевышнего Господа.

Как только все вышеперечисленные пункты выполнены, верующий может приступать к намазу.

Как правильно читать намаз

Если намерение произносится про себя, то всё остальное – вступительный такбир, дуа, суры Корана, проговаривается вслух. Необязательно в полный голос, возможно шёпотом, ведь не всегда обстановка располагает к полному единению.

  1. Из позы, в которой Вы стоите, поднимите ладони рук к плечам и проговорите вслух выражение «Аллаху Акбар!». Это и будет являться вступительным такбиром. Следите за ауратом: рукава не должны спуститься. Иначе намаз не будет совершён.
  2. Сложите руки крест-накрест на уровне грудной клетки. Правую ладонь положите сверху. Прочтите суру Аль-Фатиха.
  3. Поклонитесь в пояс. Помните, мужчины должны кланяться ниже, чем женщины, а смотреть необходимо вниз, на свои ступни. Положите руки на колени, но не обхватывайте их.
  4. Вернитесь в исходную позу.
  5. Сделайте земной поклон и произнесите одновременно фразу «Аллаху Акбар». Для этого опуститесь на колени, затем обопритесь на ладони и локти и коснитесь земли носом и лбом. При этом упритесь пальцами ног в землю.
  6. С теми же словами перейдите в сидячее положение и проговорите фразу «Субханаллах».
  7. Снова сделайте земной поклон и одновременно произнесите фразу «Аллаху Акбар».
  8. Вернитесь в исходной положение для того, чтобы сделать второй ракаат.
  1. Начните, как и в самом начале, с прочтения суру Аль-Фахита. Можете выбрать слова зикра, прочитать какую-либо небольшую суру.
  2. Теперь совершите поклон в пояс и в землю, как это было при первом ракаате.
  3. Присядьте на ноги так, чтобы ладони были на коленях, а обе ноги развёрнуты в правую сторону. Таким образом Вы сядете не на ноги, а на пол. В этом позе произнесите дуа Аттахийят. После, если Вы совершаете намаз фаджр, проговорите окончание молитвы.

Если Вы читаете намаз, который состоит из трёх, четырёх ракаатов, то после дуа поменяйте позу: поднимитесь, встаньте прямо и сделайте следующие ракааты. Затем мусульмане могут обратиться к Всевышнему Аллаху в свободной форме на любом языке с мольбами и просьбами о личном. Господь обязательно услышит Вас после молитвы и поможет.