Что из себя представляет домовой. Домовой в женском обличии кормила ее

Если домовой мохнат, хозяин богат; давящий во сне мохнатый домовой «наваливается к богатству», «голый» - к бедности.

Многообразие обличий домового связывается иногда с тем, что домовым духом может как будто бы стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства.

Повсеместно в России следствием «душения домового» считали ночные кошмары, как гнеток или навной; чтобы избежать их, рекомендовалось не спать на спине, у порога, поперек пола.

Обычно невидимый, а только слышимый или осязаемый, домовой стонет и плачет перед бедой, «наваливается» на человека к переменам (причем уже неотвратимым), а появляется, становится видим - к несчастью.

Рассказывала одна бобылка.

Она была больная и не слезала с печи.

Домовой её толкал, только она всё время упирается: „Не пущу родимый, самой некуда“.

Ну, он взял её да и сбросил - сам на печку полез» (Моск.).

На печи домовой располагается в определенном направлении - вытягиваясь вдоль неё (Курск.).

Отметим, что в некоторых районах России крестьянам полагалось спать поперек печки, чтобы не досаждать её традиционному обитателю - домовому.

Толкование снов из Сонника древних славян

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Кормить

Кормить кого-то во сне означает, что вскоре вы получите радостную весть.

Если вы кормите больного человека – значит, наяву кто-то из родственников или друзей будет нуждаться в деньгах и обратиться за помощью к вам.

Если во сне вы немощны настолько, что вас кормят с ложечки, – это предвестие серьезных невзгод, справиться с которыми вам помогут любящие вас люди.

Кормить своим молоком грудного младенца – к счастью, для незамужних – недолговечное веселье.

Видеть во сне мужчину, сосущего молоко из женской груди, – вас осудят за безнравственность.

Видеть во сне кормящую мать означает, что вы находитесь в благоприятных условиях для реализации своих потенциальных возможностей.

Если во сне у вас пропало молоко и вы нанимаете для своего ребенка кормилицу – это может наяву обернуться унижением, разочарованием или обидой.

Быть во сне кормилицей для чужого ребенка – вам отплатят неблагодарностью за доброе дело.

Кормить ребенка питательными молочными смесями – будете приглашены на чужие крестины.

Если во сне вы кормите каких-то диких животных – в реальной жизни будете разочарованы результатами своего труда.

Кормить домашнюю скотину бураками означает, что деловые операции пройдут удачно.

Кормить свиней желудями – наяву замыслите и исполните дурное намерение.

Кормить во сне гусей на убой – вас ждет солидная прибыль.

Кормить с руки ястреба – ждите приглашения на большое веселье. Кормить соловья на свободе – придется не откладывая выполнить все долговые обязательства.

Если во сне кормите соловья, находящегося в клетке, – станете чьей-то содержанкой или наоборот: сами возьмете кого-то на иждивение.

Кормить во сне обезьяну означает, что с вами нехорошо обойдется грубый, беспардонный и неотесанный мужлан.

Кормить собак – остерегайтесь злых и завистливых людей.

Кормить кошек – мило проведете часы в обществе любимого человека.

Кормить прочую домашнюю живность – к довольству, благополучию и достатку.

Толкование снов из

(кутный бог) - это домашний дух славян, мифологический хозяин и покровитель дома. Он способствует благополучию семьи, чад и домочадцев в повседневной жизни, следит за хозяйством, состоянием дома, животных. Может даже и вмешиваться в отношения людей между собой, полюбить или возненавидеть кого-либо из живущих дома. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым - приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.

Как выглядит настоящий Домовой?

Славяне полагали, что Домовой является родоначальником семьи. Сам облик Домового, как его представляли люди, а иногда и видели, если верить быличкам - отражал это.

У сестры доць, с повети спущатся, видит: в красных сапожках, в красной шубейке старицок спущается. Бородка узенька, длинна.

Вообще, Домового считали еще и основным хозяином жилища, поэтому и рассказывали, что он мог принимать облик главы семьи или самого его старшего члена. У Домовых часто бывают жены, которых прозывают Домахами. Верили также, что Домахи - это Домовые в женском проявлении, духи-хозяйки домов, где живут одни женщины.

Как появляется Домовой в доме или в квартире?

Наши предки полагали, что Домовой живет в каждом доме. Домовые есть и в квартирах. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием, как правило, вечером или ночью. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой.

Сижу я, спину к печке жму. Зашел такой маленький мужичок, немного от пола, и говорит: «Через три дня война кончится». Война и кончилась через три дня.

Но чаще этого домашнего духа не видят, а ощущают его присутствие: он может погладить человека по руке или по голове, иногда наваливаться и давить во время сна. Поговаривали, что такие нападения Домового предвещают будущее.

Он иногда бывает, если голое, голый как человек, это к плохому давит, а если мохнатенький, как кошечка, это к хорошему давит.

Иногда советовали спросить у Домового прямо: к добру ли его появление или к худу. Может дух быть довольно агрессивным - щипаться до синяков, и если такие синяки очень болезненны, то это тоже к несчастью. Если Домовой особенно любит кого-то из членов семьи или домашних животных, он заплетает в волосах или шерсти своеобразные «косички» - колтуны, которые невозможно вычесать. Животных, которые ему приглянулись, он холит и лелеет, те же, какие пришлись не ко двору, начинают хиреть и болеть. В квартирах и домах Домовой проявляется и тем, что издает различные звуки, шумы. Тот, кто их услышал, тоже по характеру их может судить о грядущих событиях в семье.

Фото, на которых показано, как выглядят Домовые или Домахи, не найдешь, но мы можем их вполне представить по рассказам. Иногда это двойник хозяина или хозяйки, кого-то из знакомых и родственников. Иногда видят маленького старичка, бородатого, покрытого шерстью. Причем полагали, что, чем богаче хозяйство, тем более мохнат Домовой. Они часто перевоплощаются в небольших диких или домашних зверей: ласок, собак, кошек, змей. Но в любом облике шерсть Домового совпадает с цветом волос хозяина дома.

Где живет Домовой?

Домовой живет в красном углу, на печи, у порога, на чердаке, в подполье - словом, там, где хочет и где его не потревожат. Часто его видят в хозяйственных постройках: сарае, хлеву, иногда даже в бане. В места, где, как верили, жил Домовой, ничего не ставили, сами туда не ложились, иначе можно ощутить сильный гнёт ночью или заболеть.

Когда чествуют Домового?

У Домового есть особый праздник: Зимние Кудесы , которые отмечают 28 января . Тогда этого домашнего духа угощают кашей, чтобы задобрить, а иначе он может и проказить.

Домовой - это один из многочисленных духов славянских мифов и поверий. Сейчас, когда интерес к традициям и обычаям старины растет, былые рассказы и истории вновь оживают в нашем сознании. Предки верили, что все в природе, вокруг нас имеет свою душу, свой характер. И знание этого наполняет жизнь особым смыслом.

Домовой обитает почти в каждом доме. Чаще всего его можно обнаружить там, где прожило несколько поколений семьи. Выявить его присутствие непросто, однако если домового что-то не устраивает, он обязательно проявит свое недовольство.

Домовой — мистическая сущность , охраняющая жилище людей испокон веков. Он способен защитить от многих напастей: пожаров, скандалов, кражи, недоброжелателей. Однако в случае, если семья начинает неуважительно относиться к своему дому, устраивает бардак, домовой может рассердиться, и тогда вы точно узнаете, что он у вас живет.

Признаки присутствия домового

1. Громкий шум. Порой по ночам домовой может проявить себя, переставляя посуду на кухне, хлопая дверьми, громко топая. Обычно он злится, когда хозяйки перестают тщательно следить за порядком. В этом случае домовой вредничает, прячет вещи, призывая тем самым сделать уборку.

2. Домашние животные. Самые распространенные питомцы, кошки и собаки, всегда видят и слышат больше, чем люди. Если вы заметили, что ваша собака порой настороженно смотрит в угол, начинает вилять хвостом и пытается играть будто сама с собой, скорее всего, она видит домового. Также кошки могут внезапно замереть, а затем начинают мурлыкать, выгибая спину, словно их гладит невидимая рука. Однако если животные проявляют беспокойство, скулят, шипят, забиваются под мебель, возможно, в вашем доме вовсе и не домовой, а злой дух. В таком случае необходимо очистить дом или квартиру . Пройдите по всем помещениям, обрызгивая пространство святой водой, положите в каждый угол немного соли, а затем пройдитесь с зажженной свечой.

3. Пропажа сладостей, мелких предметов. Часто мы забываем, что домовой тоже чувствует наше настроение и готов помогать нам в трудную минуту. Оставшись без лакомства, он может стащить несколько конфет, обертки от которых будут периодически попадаться вам на глаза в самых неожиданных местах. Также он из вредности может перекладывать ключи, ножницы и другие предметы. Налейте в маленькую чашку молока, положите в блюдечко каши с маслом и поставьте в уголок. Попросите у домового прощения за невнимательность и попросите охранять ваш дом с прежней силой. Также попросите вернуть пропавшие вещи взамен, например, на мармеладку.

4. Сон. Домовые, любящие свой дом и хозяев, часто помогают им. Например, во сне они могут подсказать вам решение проблемы, указать, кто из близкого окружения враждебно настроен. В редких случаях домовой указывает место, где спрятан клад. Так он проявляет уважение, благодарит за заботу, но чаще всего это благодарность за то, что при переезде вы не забыли о нем и предложили поехать в новое жилище.

5. Безопасность. Часто мы ощущаем состояние тревожности, однако возвращаясь домой, замечаем, что страхи куда-то испаряются. Появляется чувство умиротворения, тепла и уюта. И по ночам нас не мучают кошмары, мы легко засыпаем и просыпаемся бодрыми и отдохнувшими. Это также косвенный признак присутствия в доме домового, заботящегося о вашей безопасности и душевном покое.

6. Предупреждение. Иногда бывает и так, что среди ночи мы вдруг просыпаемся с сильным чувством тревоги, а во сне ощущаем, будто на нас что-то навалилось и давит. Так домовой предупреждает о грозящей опасности. Также он может громко зашуметь, хлопнуть дверью, нажать на звонок входной двери. В таком случае следует позаботиться о своей безопасности и предотвратить протечку газа, воды или пожар, перепроверив все важные места в доме.

7. Гости. Часто перед тем, как к вам заглянут в гости без предупреждения, вы это предчувствуете. Это может быть и интуиция, но чаще всего домовой предупреждает о всех непрошеных гостях заранее. Тихий стук или звякнувший телефон предупреждает о людях с добрыми намерениями. Ощущение тревоги, внезапно разбившийся стакан и волнующиеся домашние питомцы сигнализируют, что ваш дом хотят посетить недоброжелатели.

8. Дети. Если в доме есть дети, внимательно присмотритесь к ним во время игры. Домовые с особым вниманием и почтением относятся к младшим членам семьи, играют с ними и оберегают. Часто можно заметить, что ребенок ставит лишний прибор для кукольного чаепития, звонко смеется, что-то рассказывает в пустоту. Молодые мамы часто замечают, что внезапно раскричавшийся во сне ребенок замолкает, одеяло у него поправлено, а колыбель тихонько качается.

9. Ощущения. При переезде в новое жилище стоит внимательно прислушаться к своим ощущениям, особенно если в доме кто-то жил до вас. Часто хозяева покидают свои квартиры и дома, не забрав с собой духа. В таком случае домовой вряд ли будет доброжелательно к вам относиться. Его доверие нужно заслужить. Если вас не покидает чувство тревоги , то оставьте маленькому духу лакомство и предложите дружбу. В качестве подарка можете отдать ему лоскуток ткани, старую одежду, сено, башмак. Если это частный дом, то домовой обязательно облюбует себе укромный уголок, где расположится с большим комфортом. В квартирах домовому сложнее из-за небольшого пространства, однако и тут он может облюбовать себе местечко под ванной, на антресолях или в старом чемодане. Если по прошествии времени у вас наладился быт, вы чувствуете покой и мир, значит, домовой принял вас за новых хозяев и готов служить. В случае, если чувство тревоги нарастает, в доме пропадают вещи, учащаются скандалы, стоит задуматься о том, чтобы прогнать злого духа.

10. Появление. В редких случаях домовой являет себя. Если в вашу дверь настойчиво просится маленький серый или дымчатый котенок, впустите его. Домовые часто воплощаются в этих животных. Бывает и так, что домовой предупреждает о чем-то значимом настолько, что осмеливается проявиться перед нами. Это может быть маленький расплывчатый силуэт, кошка, седой старичок. Важно в этот момент сосредоточиться и спросить, какие вести принес ваш домашних защитник. Почувствуете тепло — вас ждет счастливая новость; холод, озноб, дрожь или чувство опасности — ждите беды.

Если вы обнаружили в своем доме присутствие домового, попробуйте с ним подружиться . Этот маленький помощник способен улучшить вашу жизнь, помогать вам и охранять от любого зла. Однако в случае, если он агрессивен, не дает вам покоя, проведите ритуал по изгнанию сущности, ведь может статься, что это и не домовой, а злой дух. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

В старину считали, что в каждом жилище есть настоящий «хозяин», имя которому - домовой. Он хранит семью владельца от бед, приглядывает за хозяйством, помогает в трудную минуту. Но может это существо и навредить. Случается это, если его обижают. О том, как выглядит домовой, пожалуй, точно не знает никто. Но до нашего времени дошло много преданий и легенд, из которых мы можем узнать массу интересного об облике этого существа, его характере и наклонностях.

Кто такой домовой?

Древние славяне верили в различных мифических существ, которые охраняли леса, поля, болота, водоемы и деревни. До наших дней дошли легенды о существовании в каждом доме, будь то на селе или в городе, домовых, которые заботились о своих хозяевах и являлись покровителями их жилищ. Называли такое существо по-разному: домовойко, хатник, голбешник, запечник, дедушко-браток, господарь, хозяин и так далее. Все зависит от того, где этот мифический герой живет. Запечник, понятное дело, водится за печкой, овинник - в овине, банник - в бане и так далее. Сегодня мы размышляем: «А существует ли домовой вообще?» А во времена наших прабабушек в него верили абсолютно все. Считалось, что есть он в каждой семье.

Если хозяева дома куда-либо переезжают, то непременно должны взять с собой своего домового. Иначе бед семье не миновать. Были люди, которые утверждали, что видели это существо. Предстает он перед очевидцами в образе маленького волосатого старичка. А как выглядит домовой в реальности, пожалуй, не знает никто. Ведь иногда он может принять облик одного из домашних животных. Так, например, наша кошка может долго вертеться в ногах, когда мы готовим на кухне. Зайдя в комнату, можно обнаружить, что Мурка спокойно спит на диване. «Кто же это был?» - удивляемся мы. Внешний вид покровителя дома может многое рассказать о его владельце. Если семья духа хорошая, зажиточная, владеет крепким хозяйством, то и создание это имеет облик приятный, ухоженный. А если хозяин бедствует, пьет горькую, богатства не имеет никакого, то и домовой его выглядит болезненным существом в старых лохмотьях. Редко кто мог увидеть его. Появлялся дух только в особых случаях. Например, когда его вызывали особым заклинанием или когда он сам изъявлял желание кому-то показаться. Считается, что увидеть его - это плохой знак. Так «хозяин» дома предупреждает своих подопечных о грозящей опасности. Вообще, с этим существом связано много легенд и народных примет. О них будет рассказано ниже.

Предания о происхождении существа

Древние славяне считали, что домовой - это не кто иной, как первородок семьи, ее давно умерший член, которому Господь дал возможность искупить свои земные грехи служением живым родичам. Есть и другие предания о том, как появилось это сказочное существо. Вот одно из них: «У первых людей, Адама и Евы, было много детей. Однажды господь позвал всю семью в гости. Но не захотел Адам вести всех детей к Богу, а взял лишь двоих сыновей - Каина и Авеля. Но разве можно что-то от Господа утаить? Рассердился он на Адама и превратил оставшихся в доме детей в духов. Они стали добрыми существами, не относящимися к нечистой силе». А еще о происхождении домовых рассказывали так: «Рассердился Бог на восставших против него злых демонов и сбросил их на землю. Некоторые из этих представителей нечистой силы попали и в дома людей. Поселившись рядом с человеком, эти духи обжились и обмякли, стали добрыми ему помощниками. В отличие от других своих сородичей: кикимор, леших, водяных и прочих. Наши предки пытались представить себе, как выглядит домовой. Его рисовали маленьким сморщенным старичком с веселыми живыми глазками и большой бородой.

Считалось, что живет он в среднем 500-600 лет. Рождается старичком, а вот умирает - младенцем. Чем он моложе, тем больше ему лет.

Голбешник из северорусских легенд

В каждой местности нашей необъятной родины по-своему представляли мифического хозяина дома. Жители северного региона России верили, что в каждой семье живет существо, которое никто не видит. Зовут его голбешник. Откуда это странное название? Считалось, что живет дух под печкой за перегородкой (голбец) со стороны подполья. Существо это доброе, заботится о хозяйстве семьи, часто ворчит. Но при этом зла никому не делает. Считалось, что если такой домовой в доме, значит, хозяева его защищены от бед и козней плохих людей. Но если в семье поселялся другой дух, называемый гнетко, то могло случиться и несчастье. Это существо наваливалось на человека во время сна в образе домашнего животного и душило. Закончиться это могло плачевно: утром родственники находили спящего мертвым. Поэтому гнетко старались «вывести» из дома. Истории про домовых из жизни похожи на сказки. Однако очевидцы утверждают, что многие явления в наших квартирах, те, что нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла, происходят по вине духов, здесь обитающих. Существовали и другие разновидности домового в преданиях западных и северных селений: лизун (зализывал шерсть у домашнего скота и волосы у маленьких детей), пастень (являлся в виде привидения на стенах дома) и так далее. Такое многообразие облика домашнего опекуна характерно для поверий этого региона России.

О характере и «роде деятельности» духа

Как мы уже выяснили, домовые бывают чаще добрыми, чем злыми. Все зависит от того, хороший или худой хозяин в доме, и от того, как он относится к духам, обитающим в его жилище. Если владельцы заботятся о чистоте в комнатах, о здоровье скота на дворе, о своем материальном достатке, то это существо во всем помогает своим подопечным. Что делает домовой? Он защищает дом от воров, предупреждает о грозящей опасности, водит дружбу с хозяйским псом и лошадьми. С последними он любит часто баловаться, например, заплетать им гривы в косички. А вот если он невзлюбит какую-либо скотинку, то замучает ее до смерти. Поэтому дальновидный хозяин, приобретая новых питомцев, старается угодить духу. Он покупает особей тех пород и мастей, что по душе дедушке-братушке.

Не жалует покровитель лишь козлов. Считается, что он их боится. Очень любит этот дух проказничать. Настоящий домовой - большой шутник. По ночам он возится на кухне, гремя тарелками и чашками. Иногда может что-то разбить, натоптать. Вставшие домочадцы вряд ли застанут озорника за его занятием. Увидят они лишь осколки разбитой посуды, грязь на кухне, нехорошие надписи на стене и так далее. А может быть так, что хозяйка, оставившая подходить тесто или молоко на плите, отвернулась всего на минутку, а продукты уже на полу. Говорят: «Балует домовой». В квартире он любит чистоту и порядок. А вот ленивых, жадных и несправедливых хозяев частенько наказывает. И одними шалостями здесь не обходится. К жадному хозяину пустит в дом воров. У несправедливого устроит пожар так, что владелец все потеряет, и так далее. Но больше всего не любит домовой, когда о нем забывают. Если хозяин не чтит духов-опекунов своей семьи, то эти существа начинают вредничать и проказничать. Чтобы их задобрить, достаточно оставить угощение в уголке дома или двора. Привередливостью в еде они не отличаются. Поэтому угощением может быть все съестное: сладости, хлеб, молоко, зерно и так далее.

«Родственники» домового

Кикимора. Является ближайшей родственницей духа-покровителя дома. Выглядит как женщина-карлик с головой с наперсток и телом худым, как соломинка. Может жить как в доме за печкой (домашняя), так и в поле, в лесу, болоте (болотная или лесная). Относится к злым духам. Если это домашнее существо, то оно частенько шумит по ночам, мешает хозяевам спать, вредит их скоту (чаще курам), бьет посуду.

Избавиться от нее довольно сложно. Зато можно защитить свое жилище, чтобы не могли в нем проказничать кикимора и домовой. В квартире нужно проделать следующее: обвязать солонку на столе пояском из можжевельника. Если кикимора изводит хозяйских кур, то над насестом необходимо повесить оберег - горлышко разбитого кувшина с кусочком красной ткани. Наши предки считали, что в этих безобразных особей женского пола превращаются умершие некрещеные младенцы. Кикимора болотная или лесная представала перед людьми в образе маленькой сухой старушонки в лохмотьях, неряшливой и немного чудаковатой. О ней ходили легенды как о похитительнице маленьких детей, вместо которых она подкидывала родителям заколдованное полешко.

Банник. Так же как и кикимора, является ближайшим родственником духа-опекуна. Он даже внешне очень похож на домового. Часто его изображают как маленького темного старичка с длинной, покрытой плесенью бородой. Живет он в бане. Обожает проказничать. То кипятком кого-то ошпарит, то стуком в стенку испугает. Как задобрить домового-банщика? Оставить ему горбушку ржаного хлеба, смачно посыпанную солью. Это его любимое угощение. А в только что выстроенной бане проводят особый жестокий ритуал: берут черную курицу и, не ощипывая ее, душат и закапывают тут же в землю у порога. Считается, что таким образом можно уберечься от козней духа.

Леший. Это лесной дух. В каждой местности его называли по-разному: и лешак, и лесовик, и хозяин леса, и дедушка-лесовой, и прочее. Он заботится о лесе, о зверях и птицах, его населяющих. Многие думают, что он добрый. Однако этот дух ко всем относится по-разному. Хорошему человеку поможет выбраться из леса, если тот заблудится. А вот плохого нарочно запутает: начнет пугать, аукать, заставит бесцельно бродить кругами. Как выглядит леший, никто не знает. Считается, что это невидимый дух. В древних сказаниях его представляют как одинокого большого старика, напоминающего дряхлое дерево. Грибники и ягодники порой могут пройти мимо него и не заметить. Это и немудрено: только внимательно вглядевшись, можно рассмотреть волосы, похожие на прутья, руки и ноги, напоминающие корни деревьев, бороду, покрытую лишайниками. Хотя нередко дух леса может принимать и обличие какого-нибудь растения или животного. Некоторые люди рассказывали о встрече с ними в лесной чаще. Они встречали неприметного человека, лица которого запомнить не смогли. Незнакомец беседовал с ними, помогал выбраться. А по приходе домой люди не могли даже описать его. Никто не мог вспомнить, как он выглядит. Считалось, что живет леший в деревянной избушке в темном густом ельнике вдали от человеческих глаз. Все звери и птицы, чувствуя приближение смерти, приходят к дому духа, чтобы найти здесь последний приют. Он заботится о своих подопечных. Так, в голодное время он гонит стаи зверей на прокорм в другие леса. Именно с этим явлением связывали массовые миграции животных. Издавна лешего люди старались задобрить, так как в деревнях они жили дарами леса. Рассердившись, дух мог много бед принести человеку. Одна из них - похищение скота. Для деревенского хозяйства это было большим уроном. А мог леший выкрасть и младенца из колыбели. Вместо ребенка родители утром находили сноп соломы, чурбан или полено. Похищенных детей, как считалось, духи леса воспитывали, передавая им тайные колдовские знания. Такой человек впоследствии становился знахарем либо злым магом.

Гуменник. Это дух, живущий в гумне (деревянная пристройка у дома для сушки сена). Если не поладить с гуменником, он может устроить пожар в своем владении, и хозяин останется без сена. Домашних животных ему будет кормить нечем. Считается, что это самый злобный дух из всех вышеупомянутых. Задобрить его крайне трудно. Единственный способ сделать это - принести в жертву ему черного петуха. Ритуал этот кровавый. Поступают следующим образом: приносят в гумно пироги и петуха. На пороге птице отрубают голову и кропят кровью все углы в строении. Пироги оставляют тут же. Уходят не оглядываясь. Обычай был наиболее распространен в Костромской губернии.

Народные приметы

Люди издревле верили, что если жить по законам природы, уважая ее покровителей, то можно не опасаться чего-то плохого. Считалось, что при переезде в другой дом нужно обязательно позвать духа-опекуна с собой.

Делали это следующим образом: брали старый сапог или шапку и, держа вещь в левой руке, обходили весь дом против часовой стрелки. При этом нужно было произнести такое заклинание: «Дедушка-соседушка, вот тебе наши сани, поехать жить с нами. Там дом, домовой, пойдем жить со мной. Веди и свою госпожу, как умею, награжу». Обходить квартиру нужно тогда, когда вынесут всю мебель. Уходить следует последним, закрыв дверь на замок. А вот как поступали наши предки, когда хотели, чтобы добрый домовой переехал с ними на новое место: на новоселье клали одну монетку в подпол, а иногда и четыре (по числу углов в доме). Первый каравай, что пекли в печи новой хаты, вынимали, срезали с него горбушку, солили и бросали за печку, чтобы угостить своего покровителя. Есть и много других народных примет, связанных с этим существом:

Если домовой часто по ночам душит своего хозяина, нужно пригласить в дом священника, чтобы он трижды его освятил.

Если дух жилища часто проказничает, докучает своим подопечным, нужно положить горсть чабреца в подушку.

Если домовой не любит хозяина, нужно зарыть голову или череп козла перед порогом дома.

Если поутру жильцы обнаруживают на своем теле синяки, значит, дух недолюбливает их, нужно его задобрить.

Если существо гладит хозяина теплой и гладкой рукой - это к благополучию, а если холодной и шершавой - к несчастью.

Если кто-либо из знакомых впервые остается на ночлег в квартире, нужно спросить разрешения у «хозяина» дома. В противном случае он рассердится и не даст человеку отдохнуть ночью, толкая и притесняя его. И это при том, что никто никогда его не видел и не знает, как выглядит домовой. Фото его не существует. Однако многие утверждают, что ощущали беспричинное беспокойство и волнение в подобной ситуации.

Услышать стоны или вой покровителя дома - к смерти его хозяина.

Как вызвать домового?

Считается, что увидеть духа-опекуна дома можно только в том случае, если он сам этого пожелает. Люди издревле гадали, как выглядит домовой. А находились и такие, которые утверждали, что в определенный момент замечали, как маленькое человекоподобное, обросшее густой шерстью существо наблюдало за ними. Деревенские жители полагали, что это является недобрым знаком. Так дух предупреждает об опасности. А как сделать, чтобы нам явился домовой? Как вызвать его, знали многие крестьяне, жившие на селе. Способ довольно простой. Нужно в ведро с чистой водой бросить неиспользованный гребень и оставить на три дня. По истечении времени там находили человеческий волос. Его доставали и сушили. В определенный момент на несколько секунд мог показаться дух дома.

Но не всегда он являлся в человеческом обличье. Бывали случаи, когда люди рассказывали о том, что при входе в овин или на скотный двор видели огромного черного кота, который при их появлении бросался в угол и исчезал. Об этом говорили так: «Домовой показался».

Как задобрить «хозяина» дома?

В старые времена люди побаивались домовых и старались всячески «умаслить» их. Духи обожают, когда люди вспоминают о них, оставляют угощение и поздравляют с праздником. Существует несколько способов того, как задобрить домового. Самый простой из них - оставить небольшой гостинец в уголке комнаты. Еще «хозяин» дома обожает, когда его называют ласково. Слово «домовой» он не любит. Ему больше по душе прозвища «дедушко», «хозяюшко», «доброжил», «сам» и так далее. Этот дух очень чувствителен к подвоху со стороны человека. Поэтому, говоря с ним, нужно вкладывать в слова душу, произносить их от сердца. У этого существа есть и свой праздник - в ночь с 9 на 10 февраля. Нужно обязательно угостить в этот день своего домового чем-нибудь вкусненьким. У древних славян даже существовала такая традиция: сварить специально для него сладкой каши и поставить вечером за печку. Считалось, что если забывать об этом дне, домовой рассердится и начнет пакостить своим хозяевам.

Друзья детей и кошек

Если в семье есть малыш, то он наверняка знает, как выглядит домовой. Настоящий покровитель жилища лишь в исключительных случаях может показаться главе семейства или хозяйке. А вот дети его видят часто, особенно маленькие. Он их любит, оберегает от опасностей, пресекает их баловство с острыми предметами и спичками. Малыши, видя странное существо в доме, не пугаются его. Возможно, они воспринимают его как часть интерьера. Часто можно наблюдать, как ребенок играет с кем-то невидимым, смеется и кричит. Домашние животные, вероятно, тоже видят маленького человечка. По их реакции всегда можно угадать, домовой в доме или нет. Если кошка смотрит пристально в угол, шипит без причины, собака тревожно облаивают это место, можно быть уверенным, что перед вами дух-опекун. Если животное бегает за невидимкой, играет с ним, значит, домовому оно пришлось по душе.

А вот если в квартире кошки, собаки и прочая живность не приживается, гибнет или пропадает, значит, дух невзлюбил их.

Влияние на культуру

В России образ духа-опекуна как раньше очень любили, так обожают и сейчас. Для нас не важно, есть ли домовые на самом деле. Мы готовы слушать истории о них бесконечно. Достаточно здесь вспомнить популярный мультфильм из нашего детства про домовенка Кузю или книгу Ника Перумова «Русский меч». В 1976 году на телеэкраны вышел художественный фильм-сказка под названием «Деревня Утка». Домового Шишка в нем сыграл легендарный актер Ролан Быков. Не только в русской культуре, но и за рубежом эти странные мифические человечки пользуются популярностью. Так, в гепталогии Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер» есть упоминание о подобных существах - домовых эльфах. Согласно истории серии книг они живут в семьях зажиточных волшебников и прислуживают хозяевам. Получить свободу они смогут лишь в том случае, если владелец подарит им одежду. Тема духов-опекунов нашла свое отражение и в изобразительном искусстве. У замечательного художника Бориса Кустодиева есть картина «Купчиха и домовой». В ней мастер изобразил весьма пикантную сцену: на кровати нежится в полудреме белотелая, ослепительно красивая молодая купчиха, а за нею наблюдает пузатый, поросший густой шерстью, жутковатого вида «хозяин» этой русской жарко натопленной хаты. Смотря на это произведение, можно живо представить себе, как выглядит домовой.

Много историй сегодня можно услышать о полтергейсте в квартирах. Что это: духи ли дома, или какие-то иные сущности - нам не известно. Да и существует ли домовой вообще? Наверное, для тех, кто в него верит, он реален. А для тех, кто убежден в том, что не существует никакой "нечисти", его нет.

8 410

Домовой — в славянской мифологии добрый домашний дух, который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой — дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем «чурила» или «щур». В случае какой либо беды в старину говорили:» Чур, меня защити» обращаясь в том числе и к домовому.

Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, — кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куриного бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».

Домовой обычно устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню — в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые «строительные жертвы». Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже — иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.

В славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу — Велесу.
Представлялся он так же часто в виде человека, на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового — ср. данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. Различались два вида Домовых — доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Домовым (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.

Домовой-доможил
Выделился из осиротелой семьи старший брат и задумал себе избу строить. Выбрал он под стройку обжитое место. Лес рубил «избяной помочью»; сто бревен — сто помочан, чтобы вырубить и вывезти каждому по бревну. Десятком топоров успели повалить лес поздней осенью, когда дерево не в соку, и вывезли бревна по первопутку: и работа была легче, и лошади меньше наломались. Плотники взялись «сруби гь и поставил. избу», а если сладится хозяин с деньгами в этот же раз, то и «нарядить» ее, т.е. сделать все внутреннее убранство, доступное топору и скобелю. Плотники подобрались ребяча надежные, из ближнего соседства, испокон веку занимаются этим ремеслом и успели прославишься на дальние окольности. Помолились на восход солнца, выпили «заручную» и начали тяпачь с ранней зари до самой поздней.

Когда положили два нижних бревна — два первых венца так, что где лежало бревно комлем, там навалили друже вершиной, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Под передним, святым углом, по желанию хозяев, закапывали монету на богатство, и плотники сами от себя — кусочек ладана для святости. Пусть-де не думают про них, с бабьих бредней, худого и не болтают, что они знаются с нечистой силой и могут устроить так, что дом для жилья сделается неудобным.

Переход в новую избу или «влазины», новоселье — в особенности жуткая пора и опасное дело. На новом месте словно бы надо переродиться, чтобы начать новую тяжелую жизнь в потемках и ощупью. Жгучая боль лежит на сердце, которое не чует (а знать хочет), чего ждать впереди: хотелось бы хорошего, когда вокруг больше худое. Прежде всего напрашивается неотразимое желание погадать на счастье. Для этого вперед себя в новую избу пускают петуха и кошку. Если суждено случится беде, то пусть она над ними и стрясется. За ними уже можно смело входить с иконой и хлебом-солью, всего лучше в полнолуние и обязательно ночью. Ночью же в новый дом и скотину перегоняют. Счастливыми днями для новоселья считаются двунадесятые праздники, и между ними в особенности Введение во храм Богоматери.

Искушенные житейским опытом, хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезают один край от каравая хлеба и кладут его под печку. Это – тому незримому хозяину, который вообще зовется «домовым-доможилом». В таких же местах, где домовому совершенно верят и лишь иногда, грешным делом, позволяют себе сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о котором в других местах давно уже и забыли.
Кое-где (например, по Новгородской губернии, около Боровичей) хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видал) старается три раза обежать новую избу нагишом, с приговором: «Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не заглядывал». А чтобы был этот «замок» крепок, баба в воротах перекидывается кубарем также до трех раз и тоже с заученным приговорным пожеланием, главный смысл которого выражает одну заветную мысль, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».

О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, так примирилась с ними, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу.

Никто не позволяет себе выругаться их именем. Всегда и все отзываются о них с явным добродушием и даже с нежностью. Это вполне определенно выражается во всех рассказах и согласно подтверждается всеми сведениями, полученными от сотрудников в ответ на программные вопросы по «Демонологии» из разных концов Великороссии.
Каждая жилая деревенская изба непременно имеет одного такого невидимого жильца, который и является сторожем не только самого строения, но главным образом всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.

Живет-слывет он обычно не под своим прирожденным именем «домового», которое не всякий решится произносить вслух (отчасти из уважения к нему, отчасти из скрытой боязни оскорбить его таким прозвищем) А величают его, за очевидные и доказанные услуги, именем «хозяина» и за древность лет его жизни на Руси — «дедушкой» (* Рассказывая о домовом, чаще всего называют его просто — «Он» или «Сам», но еще чаще «Доброжилом» и «Доброхотом», а вологодской губернии даже «Кормильцем» По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется «Суседком» и «Батанушком» (батаном -не то в смысле бати-отца, не то братана, т.е. родного брата) В семьях Олонецкого края величаю даже почетным именем «другая половина» Во всяком случае, он «доможил» и за обычаи жилья в тепле и холе — «жировик», за некоторые житейские привычки — «лизун» За то, что он всетаки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежичь» (ни дух, ни человек), домовой, в обход настоящего прямого звания его, еще считается «постеном» (а также «по-стеи» — от степи или тени), как призрачное существо, привидение. Называют его еще иногда «корноухим» за то, что будто бы у него в отличие oт настоящих людей не хватает одного уха В видах особою исключения называют его еще «некошным» (некошной) в тех только случаях когда он не ладит с хозяевами избы, хотя это прозвище 6олее прилично (и чаще применительно) ко всяким другим чертям, например к водяным и летунам, а к домовому духу не прилаживается и, собственно, не подходит))

Поскольку все это разнообразие имен и прозвищ свидетельствует о живучести домашнею духа и близости его к людским интересам, постольку он сам и неуловим, и неуязвим. Редкий может похвастаться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, тот либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться. Видеть ломового нельзя, это не в силах человека (в чем совершенно согласно большинство людей сведущих, искусившихся долгим опытом жизни) И если кто говорит, что видал его в виде вороха сена, в образе какою-либо из домашних животных, тот явно увлекается и строит свои догадки только на том предположении, что домовой, как всякий невидимый дух с нечеловеческими свойствами, наделен способностью превращался, принимая на себя разновидные личины и даже будто бы всего охотнее — образ самого хозяина дома. Тем, кго пожелал бы его видеть, предлагают нелегкие задачи. Надо надеть на себя, непременно в Пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной зубьями на себя и сидеть между лошадьми, которых он особенно любит, целую ночь. Говорят даже, что если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то устраивает так, что лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить любознательного. Верно и вполне доказано только одно, что можно слышать голос домового (и в этом согласны все поголовно), слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда и отрывисто-краткий и глухой голос в виде мимоходных ответов, когда умелые и догадливые хозяева успевают окликнуть и сумеют спросить ею при подходящих случаях. Впрочем, все, кто поумнее и поопасливее, не пытаются ни видеть этих духов, ни говорить с ними, потому что, если эго и удается, добра не будет. Можно даже опасно захворать. Впрочем, домовой по доброму своему расположению(к главе семьи — преимущественно и к прочим членам — в исключение), имеет заветную привычку наваливаться во сне на грудь и давить. Кто, проснувшись, поспешит спросить его «К худу или добру?» — он ответит человеческим голосом, словно ветер листьями прошелестит. Только таким избранным и особенно излюбленным удалось узнать, что он мохнатый, оброс мягкой шерстью, что покрыты даже ладони рук его, совершенно таких же, как у человека, что у него, наконец, имеются, сверхположения, рога и хвост. Часто также он гладит сонных своею мягкой лапой, и тогда не требуется никаких вопросов — довольно ясно, что это к добру. Зла людям он не делает, а, напротив, старается даже предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности.

Если он временами стучит по ночам в под избой, или возится печью, или громыхает в поставцах посудой, то это делает он просто от скуки и по свойству своего веселого нрава, забавляется. Давно и всем известно, что домовой — вообще большой проказник, своеобразный шутник и где обживется, там беззаботно и беспричинно резвится. Он и сонных щекочет, и косматой грудью на молодых наваливается также от безделья, ради шутки. Подурит и пропадет с такой быстротой, что нет никакой возможности заметить, каков он видом (что, однако, удалось узнать про лешего, водяного и прочих духов — подлинных чертей). В Смоленской губернии (Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губернии он одет в свитку желтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж», но с большой седой бородой и неповоротливый. Всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.

Поселяясь на постоянное житье в жилой и теплой избе, домовой так в ней приживается на правах хозяина, что вполне заслуживает присвоенное ему в некоторых местностях название доможил. Если он замечает покушение на излюбленное им жилище со стороны соседнего домового, если, например, он уличит его в краже у лошадей овса или сена, то всегда вступает в драку и ведет ее с таким ожесточением, какое свойственно только могучей нежити, а не слабой людской силе. Но одни лишь чуткие люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и отличать возню ломовых от лошадиного топота и шараханья шальных овен.

Каждый домовой привыкает к своей избе в такой сильной степени, что его трудно, почти невозможно выселить или выжить. Недостаточно для того всем известных молитв и обычных приемов. Надо владеть особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он внял мольбам и не признал бы ласкательные причеты за лицемерный подвох, а предлагаемые подарки, указанные обычаем и советом знахаря, — за шутливую выходку. Если при переходе из старой рассыпавшейся избы во вновь отстроенную не сумеют переманить старого домового, то он не задумается остаться жить на старом пепелище среди трухи развалин в холодной избе, несмотря на ведомую любовь его к теплому жилью.

Он будет жить в тоске и на холоде и в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов, которые вместе с другими жильцами успевают перебраться незваными. Оставшийся, из упрямства, по личным соображениям, или оставленный по забывчивости недогадливых хозяев, доможил предпочитает страдать, томясь и скучая, как делал это, между прочим, тот домовой, которого забыли пригласить с собой переселенцы в Сибирь. Он долго плакал и стонал в пустой избе и не мог утешиться. Такой же случай был и в Орловской губернии. Здесь, после пожара целой деревни, ломовые так затосковали, что целые ночи были слышны их плач и стоны. Чтобы как-нибудь утешить их, крестьяне вынуждены были сколотить на скорую руку временные шалашики, разбросать подле них ломти посоленного хлеба и затем пригласить домовых на временное жительство:
— Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего.

В Чембарском уезде Пензенской губернии домовых зазывают в мешок и в нем переносят на новое пепелище, а в Любимском уезде (Ярославская губерния) заманивают горшком каши, которую ставят на загнетке.

При выборе в избе определенного места для жилья домовой не разборчив: живет и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подъизбице, и на подволоке, хотя замечают в нем наибольшую охоту проводить время в голубцах (дощатых помещениях около печи со спуском в подполье) и в чуланах. Жена домового «доманя» (в некоторых местах, например, во Владимирской губернии, домовых наделяют семействами) любит жить в подполе, причем крестьяне при переходе в новую избу зовут на новоселье и ее, приговаривая: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу — как умею награжу».

Когда «соседко» поселяется на вольном воздухе, например, на дворе, то и зовется уже «дворовым», хотя едва ли представляет собою отдельного духа: это тот же «хозяин», взявший в свои руки наблюдение за всем семейным добром. Его также не смешивают с живущими в банях баенными и банными (если он бывает женского пола, то называют «волосатихой»), с поселившимися на гумнах овинными и т.п. (см. соответственные статьи). Это все больше недоброхоты, злые духи: на беду людей завелись они, и было бы большим счастьем, когда бы они все исчезли с лица земли, но как обойтись без домового? Кто предупредит о грядущей напасти, кто скажет, какой масти надо покупать лошадей, какой шерсти выбирать коров, чтобы водились они подолгу? Если говорят, что скотина «не ко двору», то это значит, что ее невзлюбил своеобразный капризник «дворовый хозяин». Кто умеет слушать и чутко слышит, тому домовой сам своим голосом скажет, какую надо покупать скотину. Разъезжая на нелюбимой лошадке, домовой может превратить ее из сытого круглыша в такую клячу, что шкура будет висеть, как на палке. В Меленках (Владимирская губерния) один домохозяин спрятался в яслях и усидел, как домовой соскочил с сушила, подошел к лошади и давай плевать ей в морду, а левой лапой у ней корм выгребать. Хозяин испугался, а домовой ворчи г про себя, но так, что очень слышно:

— Купил бы кобылку пегоньку, задок беленькой!
Послушались его и купили. И опять из-под яслей хозяин видел, как с сушила соскочил домовой в лохматой шапке, в желтой свитке, обошел кругом лошади, осмотрел ее, да и заговорил:
— Вот это лошадь! Эту стоит кормить, а то купил какую-то клячу.
И домовой стал ее гладить, заплел на гриве косу и начал под самую морду подгребать ей овес.
В одной деревне Череповецкою уезда (Новгородская губерния) домовой, навалившись ночью на мужика и надавливая ему грудь и живот, прямо спросил (и таково сердито!):
— Где Серко? Приведи его назад домой.
Надо было на другое же утро ехать в ту деревню, куда продал хозяин лошадь, и размениваться. А там тому рады: и у них, когда вводили лошадь на двор, она фыркала и артачилась, а на другое утро нашли ее всю в мыле.
Один хозяин в упор спросил домового, какой шерсти покупать лошадь, и домовой ему повелительно ответил: «Хоть старую, да чалую» и т.п.

Бывают лошади «двужильные» (переход от шеи к холке раздвоенный), в работу не годные: они служат только на домового. Кто об этом дознается, тот спешит продать такую лошадь за бесценок, потому что если она околеет на дворе, то сколько лошадей ни покупай потом — все они передохнут (счетом до двенадцати), и нельзя будет больше держать эту скотину. Вот только в этом единственном случае всякий домовой; как он ни добр нравом, бывает неуступчив, и чтобы предотвратить его гнев, пробуют околелую лошадь вытаскивать не в ворота, а в отверстие, нарочно проломанное в стене хлева, хотя и это не всегда помогает.

Зная про подобные напасти и не забывая проказ и капризов домового, люди выработали но всей великой Руси общие для всех обычаи при покупке и продаже лошадей и скота, а также и при уходе за ними. Когда купят корову или лошадь, то повод от узды или конец веревочки передают из полы в полу и говорят пожелания «легкой руки». Покупатель снимает с головы шапку и проводит ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха «новокупки». А когда «новокупку» ведут домой, то из-под ног по дороге поднимают щепочку или палочку и ею погоняют. Когда же приведут корову во двор, погонялку эту забрасывают:

— Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним. Затем «новокупку» прикармливают кусочком хлеба, а к домовому прямо обращаются и открыто, при свидетелях, кланяются в хлевах во все четыре угла и просят: поить, кормил), ласкать и холить и эту новую, как бывалых прежних.

С домашнего скота добрый домовой переносит свои заботы и на людей. Охотнее всего он старается предупреждать о несчастьях, чтобы умелые хозяева успевали приготовишься к встрече и отвратить от себя напасть заблаговременно. Люди догадливые в таких случаях без слов разумеют те знаки, какие он подаст, когда ему вздумается. Так, например, если слышится плач домового, иногда в самой избе, то быть в доме покойнику. Если у трубы на крыше заиграет в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды; обмочит домовой ночью — заболеет тот человек; подергает за волосы — остерегайся, жена: не ввязывайся в спор с мужем, не грызись с ним, отмалчивайся, а то верно прибьет и очень больно. Загремит домовой в поставке посудой — осторожнее обращайся с огнем и зорко поглядывай, не зарони искры, не вспыхнула бы непотушенная головешка, не сделался бы большой пожар и т.д. Плачет и охает домовой — к горю, а к радостям скачет, песни играет, смеется; иногда, подыгрывая на гребешке, предупреждает о свадьбе в семье, и т.п.

Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких кто-нибудь забудет, например, замесить коровам корм, задать лошадям сена, то домовой сам за него позаботится. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину; забивает ее в угол яслей, кладет ее вверх ногами в колоду, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи и полатей на пол хозяина, хозяйку и детей их, и т.д. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно – для этого стоит только положить ему под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или вообще сделать какой-нибудь подарок, вроде разноцветных лоскутьев, старинной копейки с изображением Егория на коне, или просто горбушки хлеба, отрезанной от непочатого каравая. Однако иногда бывает и так, что, любя хороших хозяев, он между тем мучает скотину, а кого любит — на того наваливался во сне и наяву, не разбирая ни дня, ни ночи, но предпочитая, однако, сумерки. Захочет ли домовой объявится с печальным или радостным известием, или пошутить и попроказить — он предпочитает во всех таких случаях принимать на себя вид самих хозяев. Только (как успевали замечать некоторые) не умеет он при этом прятать своих лошадиных ушей. В таком образе домовой не прочь и пособить рабочим, и угостить иного даже курительным табаком, и помешать конокрадам, вырядившись для этого в хозяйское платье и расхаживая по двору целую ночь с вилами в руках, и т. п. Под г. Орлом рассказывают, что однажды домовые так раздобрились для своих любимых хозяев, что помогали им в полевых работах, а одного неудачливого хозяина спасли тем, что наладили его на торговлю и дали возможность расторговаться с таким успехом, что все дивились и завидовали. Заботы и любовь свою к семьям иной «доможил» простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, куда не поспеет вовремя, наказывает виноватого тем, что наваливается на него и каждую ночь душит. При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасается к душе человеческой, ю, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход и шлепки до боли и щипки до синяков. Не успеет виновная, улегшись спать, хорошенько забыться, как почувствует в ногах тяжесть, и пойдет эта тяжесть подниматься к горлу, а там и начнет мять так сильно, что затрещат кости и станет захватывать дыхание. В таких случаях есть только одно спасение — молитва, да и то надо изловчиться, суметь собраться с духом и успеть проговорить вслух ту самую, которую не любят все нечистые: «Да воскреснет Бог»*(* Во многих глухих местах Костромской губернии, и в Калужской, сохранились обычаи вешать над стойлами конюшен и насестами в курятниках «куриных и лошадиных богов» Для коней таковым «богом» служил особенный камень с дыркой, или горлышко от кувшина.)