Имел ли древнеегипетский бог Гор отношение к Рюриковичам? Египетская мифология: бог Гор Бог солнца с головой сокола.

Гор (Хор или Хорус) – один из самых значимых египетских богов. Ему поклонялся весь Древний Египет, начиная со Среднего царства и вплоть до Птолемеев и римского периода. Это божество имело много форм, и некоторые из них египтологи рассматривают как отдельные. В то же время разные формы характеризовали одно и то же многослойное божество. Они взаимодополняли друг друга в той плоскости, в которой древние египтяне воспринимали множественные грани реальности.

Самая ранняя форма этого божества выполняла функции защитника и опекуна фараонов Верхнего Египта. Затем бог Египта Гор стал неразрывно связан с жизнью в противовес Осирису, который олицетворял собой царство мёртвых. В соответствии с мифологией между этими божествами были семейные отношения. Осирис считался отцом Гора, а последний выступал как соперник бога пустынных бурь Сета.

Главный миф о Горе гласит, что бог Сет убил Осириса и разрубил его тело на части . Жена убитого Исида нашла останки мужа, сложили их вместе, и проводник в мир мёртвых Анубис сделал из них мумию. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и забеременела. Так был зачат, а затем и рождён Гор. Мать прятала его от Сета в непроходимых болотах дельты Нила. Когда ребёнок вырос и возмужал, то отправился мстить за убитого отца.

Он сражался с Сетом долгих 80 лет и, в конце концов, одолел его. Во время одной из битв Сет вырвал у своего противника левый глаз. Но его подобрал Анубис и закопал в землю. Когда с Сетом было покончено, Гор выкопал глаз, вдохнул в него жизнь, и тот превратился в животворящее око. Его проглотил мумифицированный Осирис и ожил. После этого Гор начал править на земле, а его оживший отец отравился царствовать в мир мёртвых.

Гор оживляет мумию Осириса

С тех пор Гор приобрёл статус бога неба, солнца, войны и охоты. Фараоны стали считать себя воплощением этого божества на земле. А до этого они считались воплощением бога Ра. То есть Гор и Ра приобрели одинаковый статус, и в более поздний период египетской цивилизации первый вытеснил второго.

Древние мифы отправили Ра на небо плавать в лодке с солнечным диком на голове и освещать землю, а Гора приблизили к людям, сделали его самым почитаемым и великим из божеств. Изображали Гора в виде человека с головой сокола. Венчала её корона Верхнего и Нижнего Египта. Бога Ра тоже изображали с головой сокола, но венчала её не корона, а солнечный диск.

Особый интерес в мифологии вызывает противостояние Бога Египта Гора и Сета . Они поделили Египет между собой. При этом к первому отошли плодородные земли возле Нила, а второй забрал бесплодную пустыню и прилегающие к ней земли. Египтологи пытаются связать конфликт богов с реальными политическими событиями, которые происходили в Древнем Египте. В начале своей истории Верхнее царство (юг Египта) покорило Нижнее царство (север Египта). Возможно это как-то связано с мифом о вражде двух богов.

Противостояние Гора и Сета: Гор стоит справа, Сет слева, между ними находится Осирис

При этом нельзя Гора и Сета буквально приравнивать к двум половинам страны. У каждого из этих божеств были культовые центры по всему Египту. Поэтому миф о противостоянии двух богов скорее можно отнести к противоборству двух городов. Так в Верхнем царстве существовало два больших города: Нехен и Нагада. Гор был покровителем Нехена, а вот Нагада тяготела к Сету. Возможно, что конфликт между этими городами и отразился в древних мифах.

Очень важным символом в древнеегипетской мифологии был глаз Гора . Он нёс в себе функцию защиты. На древних изображениях этот глаз часто изображали рядом с матерью Гора Исидой. Похоронные амулеты также делали в виде глаза Гора. Так на одной мумии их нашли целых семь – из золота, фаянса, сердолика. По понятиям древних египтян такие амулеты защищали умершего в загробной жизни и отвращали зло. На египетских кораблях, на носу, было принято рисовать этот символ, чтобы обезопасить себя во время морского путешествия.

Глаз Гора

А почему бог Египта Гор на всех своих изображениях показан с головой сокола? Эта птица символизировала величие, власть, а также была неразрывно связана с охотой. Вот поэтому бога неба, солнца, войны и охоты увековечили с соколиной головой. А чтобы подчеркнуть неразрывную связь с фараонами, надели на соколиную голову корону Верхнего и Нижнего Египта.

Женой этого божества считалась богиня красоты, женственности, любви, веселья и плодородия Хатхор . Изображали её в виде женщины, голову которой венчала корона в виде коровьих рогов с солнечным диском внутри. Она, как и муж, защищала фараонов и заботилась о богатых урожаях.

Эта богиня родила четырёх сыновей. Все они стали верными слугами Осириса и связали свои судьбы с загробным миром. В древнегреческой мифологии аналогом Хатхор являлась Афродита.

Гор - один из солнечных богов, имя его означает «высота», «небо». Гора изображали с головой сокола, а его символом было солнце с распростертыми крыльями.

Сын Осириса и Исиды, Гop родился после смерти своего отца. К тому времени власть над Египтом захватил погубивший Осириса коварный Сет. Исида бежала от его злобы в дельту Нила и там, среди болот, в уединении и тайне стала воспитывать Гора. Когда Гор возмужал, из царства мертвых к нему явился сам Осирис и благословил сына на борьбу с Сетом.

В первом поединке Гор потерпел поражение - Сет вырвал ему глаз. «Око Гора» - один из важнейших символов в египетской мифологии, средоточие божественной силы. После долгой борьбы Гор вернул свое Око и с его помощью оживил Осириса. Но Осирис предпочел остаться владыкой царства мертвых, с тем чтобы царем живых стал Гор.

Некоторые варианты мифа заканчиваются тем, что Гор становится царем Египта, а Сета Ра забирает с собой на небо и делает повелителем грозы. В других вариантах сюжет развивается дальше: Сет предлагает Гору различные испытания - превратившись в гиппопотамов, три месяца просидеть под водой, проплыть по реке на каменных ладьях, пытается опорочить Гора перед богами, поссорить его с Исидой и т. д.

Наконец, между ними происходит решительный бой, Гор побеждает Сета и повергает его к ногам Осириса. Светлый Осирис торжествует над темным Сетом.

Гор может показаться нам знакомым, потому что все мы помним его знаменитое изображение в виде человека с соколиной головой. На самом деле божественная сущность Гора сложнее.

Гор принимал множество воплощений и отождествлялся с другими богами, поэтому в египетском искусстве он предстает перед нами в разных обличьях и под разными именами.

Гор - важнейший персонаж египетского пантеона, поэтому его внешность, мифология, и особенно культ с трудом поддаются описанию. Все египтяне знали, что Гор - бог, ставший земным владыкой, бог, от которого произошел фараон, бог, чья земная жизнь во многих отношениях была очень человеческой: любовные похождения, соперничество... В его истории каждый мог найти что-то близкое себе.

Изображения Гора

Самое знаменитое (и самое распространенное в искусстве) воплощение Гора - человек с головой сокола. Этот бог изображается стоящим или коленопреклоненным; на голове у него может быть одна из трех египетских корон (белая, красная или пшент), корона атеф (она же венчает Осириса, отца Гора), или корона хемхемет.

Самое древнее изображение Гора в виде человека с головой сокола хранится в музее Лувра: это стела фараона Кахеджета (III династия, Древнее царство).

Есть и другие рисунки, некоторые очень древние, восходящие к началу истории царской власти: сокол с короной (или без нее), крылатый солнечный диск и урей перед ним, и, наконец, ребенок.

Мифы о Горе

Гор, один из величайших и древнейших богов египетского пантеона, отличается также числом своих изображений. На самом деле, следует говорить не об одном Горе, а о нескольких! Каждое из его воплощений или отождествляемых с ним божеств имело собственное имя и даже облик.

Однако множество воплощений не обязательно должно подразумевать множество мифов. И хотя о Горе упоминает впечатляющее количество мифологических циклов, совпадений в них немало, что служит доказательством наличия общих корней. Одно из таких общих мест - сказание о Горе, сыне Осириса и Исиды, прямом потомке бога царской власти Ра, далеком божественном предке фараонов. Эпопея Гора - одна из ключевых в древнеегипетской мифологии.

Тяжелое семейное прошлое Гора

История Гора неразрывно связана с запутанной историей его семьи. Она полна соперничества, ненависти и убийств! Разумеется, это сказание о богах, но в то же время оно напоминает о слабостях рода человеческого.

Гор появился на свет при драматических обстоятельствах. Юный бог лишился отца задолго до своего рождения. Великий Осирис, прямой потомок Ра, был коварно убит собственным братом Сетом. Жена Осириса и мать Гора, Исида, неутомимо защищала свое дитя, даже пока оно еще было в ее утробе. Она родила сына втайне от убийцы. Тщетная предосторожность - Сет обо всем узнал. Избавившись от брата, чтобы занять вместо него египетский трон, этот бог рассчитывал так же поступить и со своим маленьким племянником. Ведь юный сокол был новым - и законным - претендентом на власть над Египетским царством!

Сет знал это. Исида тоже. Знал и Гор: «Я есмь Гор, великий сокол... Далеко мое место от Сета, врага отца моего... Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости. Ибо я есмь Гор, и место мое далеко от людей и от богов. Я есмь Гор, сын Исиды», - так говорил он, напоминая о себе тем, кто желал к нему прислушаться. Но бог был еще совсем юн, чтобы не сказать хрупок.

Почти обычный ребенок...

Хоть Гор и был богом, сыном, внуком и правнуком бога, его детство проходило так же, как и у любого маленького египтянина. Он играл, учился читать и считать, он даже болел! От этой напасти он страдал особенно часто. Болезни и несчастные случаи шли сплошной чередой. Но боги бдели, и в первую очередь, его мать. Стоит отметить, что место, где жили Исида и Гор, было весьма необычным. И действительно, богиня решила вырастить своего ребенка вдали от Сета - в болоте Хеммиса. Она знала, что тот никогда не отважится забраться в такие места. Но в болоте не слишком-то приятно и полезно жить! Постоянные лихорадки и кишечные заболевания часто вызывали тревогу Исиды.

...но окруженный заботой

Однажды вечером, вернувшись домой, Исида нашла своего сына бездыханным. Он даже не мог сосать материнскую грудь. И тогда богиня обнаружила след укуса: вероятно, Гора ужалил скорпион. Мальчик был на грани смерти, и Исида призвала на помощь других богов. Нефтида, ее сестра, и Селкет, богиня-скорпион, тут же ответили на зов и явились к ней. «Нужно, чтобы вмешался Ра, - решили они. - Он должен любой ценой прервать свой бег и остановить время». Произнес «время» - значит, обратился к Тоту! Бог мудрости пришел к Исиде и успокоил ее: «Ничего не бойся, Исида! Я явился к тебе, вооруженный дыханием жизни, которое исцелит ребенка». Обернувшись к мальчику, Тот сказал: «Выйди, яд! Ра сумеет изгнать тебя. Его ладья прервала свой путь и не тронется с места, пока наш больной не излечится. Колодцы будут сухи, урожай иссохнет на корню, люди останутся без хлеба, пока к Гору не вернется здоровье». Но до таких крайностей дело не дошло. Гор быстро поправился. Однако это была лишь одна из малых бед, ждавших Гора на его сложном жизненном пути.

Сандалии, чтобы попрать своего врага

«Далеко мое место от Сета, - сказал Гор. - Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости». Это странное выражение свидетельствует о распространенном обычае Древнего Египта. Действительно, было принято писать имя или даже рисовать портрет своего злейшего врага на подошве сандалий. Таким образом его можно было легко, без малейших трудностей попирать ногами.

Око уаджет

Око уаджет, один из самых распространенных египетских амулетов, отсылает нас к одному из увечий, которые Гор получил в течение жизни. Вот как это произошло: во время сражения Сет вырвал глаз у своего противника Гора и разрубил его на множество кусочков. Добрый бог Тот собрал их, восстановил глаз и сделал его здоровым (уаджет). Это лунное око стало охранным амулетом-оберегом, который египтяне носили на теле для защиты и погребали вместе с мумиями.

Существование, отравленное Сетом

Сет отравлял, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова, существование Гора. Коварному богу мало было убийства Осириса: он исполнился страшной ненависти к Гору, который стал по закону наследником своего отца и воцарился над всем Египтом. Сет, брат Осириса и дядя Гора не желал с этим примириться. Власть должна была вернуться к нему! Средства не имеют значения, главное - достичь цели. Возмущенные происходящим боги созвали божественный суд. Однако интересы одних не всегда совпадают с интересами других: голоса в суде немедленно разделились. Ситуация, осложнявшаяся с каждым днем, выходила из-под контроля! Сет и Гор неустанно сражались друг с другом, устраивая одну ловушку за другой. Казалось, что их противостояние никогда не закончится и будет длиться вечно.

В этом отношении воображение Сета не иссякало! Он предложил Гору спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам устроить пир. Но празднество продлилось недолго: вскоре тяжба возобновилась с не меньшим ожесточением. Исида торопила суд, мешая его заседаниям и протестуя против пассивности богов. Однако все заслуги в этом деле принадлежат Осирису: именно он сумел разрешить ситуацию.

Владыка Царства мертвых, до сих пор хранивший молчание, вмешался в тяжбу, обвинив судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит Египет без продовольствия! Боги склонились перед его могуществом и внимательно пересмотрели дело. Но так как никакого определенного решения они принять не могли, то в споре между соперниками была объявлена ничья. Гор, разумеется, стал царем Египта; в дальнейшем свое право на трон он передаст фараонам. Но и Сет не остался в проигрыше: его назначили глашатаем и защитником Ра. Отныне именно он, стоя на носу ладьи бога солнца, своим ужасным криком будет оповещать весь мир о приближении рассвета. Похоже, Ра всегда имел особое расположение к Сету!

Гор, калека... и калечащий бог

Увечья тоже были частью существования Гора. Этот бог достаточно страдал.. . И не всегда от рук своих врагов. В этом отношении особенно показателен ряд эпизодов, связанных с глазом и руками Гора.

Однажды Сет в очередной раз измыслил ловушку для Гора: в результате руки последнего были осквернены семенем его дяди. Обезумев от отвращения, Исида отрубила руки сына и бросила их в самое глубокое из болот. Гор, приведенный в смятение такой немилостью, обратился к богу- крокодилу Себеку, который с огромным трудом отыскал его руки. Чтобы избежать гнева непреклонной Исиды, Себек отнес руки Гора богу Ра, и тот сотворил точно такие же: одна пара стала реликвией в святилище Нехена (греч. Иераконполь), а другая была возвращена Гору.

Судя по всему, Гор унаследовал несдержанный характер своей матери. Еще будучи подростком, он изнасиловал Исиду, повинуясь неконтролируемым побуждениям. Очевидно, именно с этим эпизодом связано отождествление Гора и Мина, бога плодородия. В другой раз Исида, к своему несчастью, посочувствовала Сету, и Гор отрубил голову собственной матери! По легенде, богиня вознеслась на небеса и превратилась в созвездие без головы. Так иногда из самых отвратительных деяний рождаются прекрасные мифы!

Сыновья Гора

У Гора Старшего и богини Исиды (матери великого Гора, сына Осириса), было четверо сыновей: их называли Гормесут, что в переводе с древнеегипетского означает «дети Гора». Все четверо по виду напоминали мумии, однако различались именами и головами: у первого божества - Амсета - была человеческая голова; у второго - Хапи - голова павиана; у третьего - Дуамутефа - голова собаки; и, наконец, у последнего - Кебексенуфа - голова сокола. Этим созданиям, не имевшим ни святилищ, ни отдельных культов, в Древнем Египте не было посвящено ни одного мифа. Тем не менее известно, что они охраняли внутренние органы умерших. Сосуды-канопы, в которых хранились печень, желудок, легкие и кишечник покойного после его бальзамирования, были вылеплены в виде детей Гора, справедливо считавшихся защитниками мертвых.

Так, сыновья Гора избавляли умершего от страданий, например, от чувства голода или жажды. Легенда гласит, что по приказу доброго бога Анубиса, дети Гора охраняли Осириса. Именно они помогли будущему владыке Царства мертвых подняться на небеса. Там они превратились в звезды и расположились неподалеку от созвездия Большой Медведицы (Бедер Сета), чтобы неустанно следить за ним: оно считалось крайне неблагоприятным, потому что ассоциировалось с Сетом... Как же без него!

Культ Гора

Гору поклонялся весь Египет, начиная с фараона, который пользовался покровительством бога-сокола. Народ тоже хранил верность этому божеству. Но у каждого города или области был «свой» Гор: в разных уголках страны имена и праздники, которые ему приписывались, заметно различались.

Вера в бога-сокола объясняется большим количеством хищных птиц, обитавших в Египте, а также восхищением, которое они вызывали у людей. Соколу принадлежит немало рекордов, и в первую очередь, рекорд скорости: свыше двухсот километров в час при пикировании! Сапсан, довольно редкая в современном Египте птица, судя по всему, в древности встречался гораздо чаще.

У истоков веры

Вне всяких сомнений, Гор родился из восхищения, которое испытывали египтяне древности перед величественным и потрясающим полетом сокола в небесах Иераконполя («города сокола», как называли его греки в Поздний период). Перенесемся во времена самых первых династий Египетского царства. Гегемония правителей города Гора постепенно распространилась на весь Египет, и начался процесс объединения. Исподволь под крылом сокола из Иераконполя оказалась вся страна, и в том числе сам фараон, чьим покровителем и божественным предком стал Гор. Статуя фараона Хефрена из IV династии, хранящаяся в каирском Египетском музее, увековечила эти взаимосвязи в камне: знаменитый владыка восседает на троне, положив руки на колени, а за его спиной простирает крылья сокол-защитник. Кажется, что человек и птица - единое существо. Отныне славный Гор и великий фараон связаны неразрывными узами.

Гор и фараон

Покровительство Гора, верность Гору, отождествление с Гором фараон и бог-сокол всегда связаны. Гор, защищающий фараона - иконографический сюжет, который встречается во многих произведениях, посвященных владыке Египта! На барельефе, изображающем фараона Сахуру (V династия) и обнаруженном в его пирамиде (Берлинский музей), мы можем прочитать имя царя. Иероглиф вписан в картуш, будто карта города, окруженного крепостью. На стене восседает сокол-Гор, охраняя имя фараона. От Унаса, другого царя из V династии, до нас дошла алебастровая ваза с картушем, который охраняет Гор, изображенный с широко распростертыми крыльями (Лувр).

О верности Гору в Египте писали буквально на всем, что имело отношение к фараону. Свидетельство тому - паланкин царицы Хетепхерес, матери Хеопса (IV династия). Надпись на нем гласит: «Мать царя Верхнего и Нижнего Египта, верная Гору, наставлявшая владыку, милостивая, та, чьи распоряжения всегда исполнялись, дочь от плоти бога, Хетепхерес».

Гор и имя фараона

И наконец, отождествление с богом становится очевидным при прочтении полного имени владыки. Имя фараона в действительности более сложно устроено, чем можно подумать, исходя из его греческой транскрипции. «Великое имя», как его принято называть, состоит из пяти имен-титулов (повторяющихся у разных фараонов), которые дополняются пятью прозвищами (которые во время коронации формулировал писец из Дома Жизни). Полное имя Рамсеса I в действительности звучит так: «Гор, могущественный бык, возлюбленный правосудием, Две владычицы, защищающие Египет и покоряющие чужие земли, золотой Гор, богатый летами, великий своими победами, владыка Верхнего и Нижнего Египта, Ра, сильный истиной, избранный Ра, сын Ра, Рамсес, возлюбленный Амоном, которому, как его отцу Ра, каждый день даруется вечная жизнь». Дважды фараон нарекается Гором, он отождествляется с ним. Так это понимал народ. Весь народ, от простого феллаха до храмового жреца, от дворцовой прислуги до вельможного визиря видел в имени божественную сущность фараона.

Культ Хароериса

Одно из первых, самых ранних воплощений божественного сокола, Хароерис - Гор Старший - был объектом очень сложного культа, особенно сильного в Ком-Омбо и Летополе. Этому богу поклонялись, в первую очередь, во второй эпагоменальный день - день его рождения.

Устраивались пышные празднества, на которых чествовали «Того, кто возвращается в свой город (Ком-Омбо) после пребывания в северной стране (Летополе)». По улицам города Гора проходила торжественная процессия. Соколу были посвящены и другие праздники - двадцатый день месяца тиби (ноябрь-декабрь) и четвертый месяца пахон (март-апрель). Родство (и притом очень близкое) с Ра связывало его с божественным оком, поэтому считалось, что Хароерис лечит глазные болезни. Так, в Летополе познания практиков в офтальмологии (признанные современными специалистами), по-видимому, часто воспринимались как чудеса бога-сокола.

Эдфу - город Гора

Эдфу, один из великих городов Древнего Египта, был посвящен Гору. Гора Эдфу называют также Гором Бехдетским.

Здесь поклонялись богу-соколу в воплощении Гора Бехдетского, Гора Трона. Последние фараоны Египта, Птолемеи Эвергеты, возвели тут великолепный огромный храм. Это святилище, заложенное в 237 году до н. э., разрасталось до 57 года н. э. Комплекс свидетельствует о значении, которое имел культ Гора даже после великой эпохи фараонов. Храм Эдфу - безупречный образец египетского храма: пилоны, дворы, гипостильные залы, часовни, святилище... Все сооружения, вплоть до наоса (центра храма) и ниломера, уцелели, чтобы рассказать нам об обрядах прошлого, в то время как от других храмов остались лишь руины.

На внутренней стене левого пилона посетитель по-прежнему может полюбоваться рельефами, изображающими день «священного союза», праздник, во время которого Египет отмечал соединение супругов: Гора из Эдфу и Хатор из Дендеры.

Праздник священного союза

Рельефы храма позволяют ощутить атмосферу одного из самых знаменитых праздников Египта. Великая богиня, Око Ра, каждый год навещала своего мужа Гора в месяц эпифи (май- июнь); для нее это было возможностью покинуть святилище в Дендере на целых три недели, пока длятся торжества. Статую погружали в специально предназначенную для этого большую лодку «Прекрасная Любовь», которая поднималась по течению Нила почти на сто шестьдесят километров до города Эдфу, где жил муж богини. Тем временем жрецы Гора в Эдфу совершали все необходимые приготовления, чтобы Гор и его храм могли достойно встретить Хатор.

Когда долгожданный день наставал, огромная толпа собиралась на пути, по которому Гор шествовал из храма к берегу Нила. Воссоединение супругов происходило в маленьком храме, построенном к северу от города, чуть в стороне от него. Интересно, что момент встречи египтяне рассчитывали с невероятной точностью! Ровно в восьмой час новой луны одиннадцатого месяца каждого года, ни раньше, ни позже, Гор вновь обретал свою божественную супругу. Ликующая толпа верующих провожала статуи, которые, каждая в своей ладье, неспешно плыли по реке к главному святилищу города. Когда же лодки наконец приближались к храму, их поднимали из воды и переносили на руках в священные стены храма.

По случаю этой встречи каждый год «священный союз» двух великих божеств отмечался заново; затем происходила брачная ночь. С этого момента в течение четырнадцати дней, пока луна на небе продолжала расти, в Эдфу длились нескончаемые торжества, сопровождавшиеся религиозными обрядами. Чета посещала и другие посвященные ей храмы в окрестностях города. По истечении двух недель, после большого пира, завершающего праздник, Гор возвращался в свое святилище, а Хатор пускалась в обратный путь по течению Нила, в Дендеру. Божественных супругов ждал еще один год разлуки.

Отождествления гора

Синкретизм - явление, очень характерное для древнеегипетской веры, и Гор - не исключение. Так, Хорахти сильно отличался от Гора. Он имел то же обличье и похожее имя, но при этом ассоциировался с Ра, одним из воплощений которого он считался. Хорахти - это Ра. Он - бог солнца, легко пересекающею небосвод. Другое его имя - «Гор богов». Хорахти поклонялись в Оне (библейское название древнего Гелиополя). Гор-Неджитеф, «Гор-защитник отца своего», особенно почитался в Абидосе, а в городе Хент-Мин он был уподоблен Мину и стал именоваться Гор-Мин-Ахтом, «Гором-Мином Могущественным».

ЕГИПЕТ И ЕГО БОГИ. БОГ ГОР (ХОР), АТОН И РА

ГОР (ХОР)

Гор - один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали - в более поздние периоды - в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.
Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.
Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».
Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.
В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.
В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла - крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.
Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.
Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз - чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.
Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других - Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.
«В связи с этим, - писал Р. Антее, - высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь - просто сын Рэ».
По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

РА (РЭ)

Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца - Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье.
Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя - производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее - Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески - Гелиополь, «Солнцег-рад»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут.

Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой - Ра появился из первозданного цветка лотоса - Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине III тысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса - розового, как восходящее Солнце.
Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.
Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере.
Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской?
В данном случае для нас главное - подчеркнуть, какие проблемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей.
Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего - с Гором (в упомянутой генеалогии - праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже - с младенцем Гором, сыном Исиды.
Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план.
Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно стави- " лись после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его - золотом, волосы - ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей).
В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди - с населением страны.
С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет.
Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту - богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, - от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом - великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.

Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях.

О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические"знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990-1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек - крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род.

Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640-1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.

АТОН

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра
Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек
Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?
Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.
Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Ато-ном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.
О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):
Великолепно твое появление на горизонте,
Воплощенный Атон, жизнетворен!
На небосклоне восточном блистая,
Несчетные земли озаряешь своей красотой.
Над всеми краями,
Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.
Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,
Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.
Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.
На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.
Когда исчезаешь, покинув западный небосклон
Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.
Очи не видят очей.
В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.
Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.
Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.
Тьмой вместо света повита немая земля,
Ибо создатель ее покоится за горизонтом.
Только с Заходом твоим вновь расцветает она.
Подобно Атону, сияешь на небосклоне,
Мрак разгоняя лучами.
Празднуют Верхний и Нижний Египет
Свое пробужденье.
На ноги поднял ты обе страны.
Тела освежив омовеньем, одежды надев
И воздев молитвенно руки,
Люди восход славословят.
Верхний и Нижний Египет берутся за труд.
Пастбищам рады стада.
Зеленеют деревья и травы.
Птицы из гнезд вылетают,
Взмахом крыла явленье твое прославляя.
Скачут, резвятся четвероногие твари земные.
Оживают пернатые с каждым восходом твоим.
Корабельщики правят на север, плывут и на юг.
Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.
Перед лицом твоим рыба играет в реке.
Пронизал ты лучами пучину морскую.
Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье:
Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,
Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.
О бог единый,
Нет другого, подобного ему!
Ты создал землю по своему желанию, ты один,
Людей, всякий крупный и мелкий скот,
Все, что ходит по земле ногами,
Все, что в вышине летает на своих крыльях...
Ты творишь миллионы образов из одного себя,
Города, селения, поля, дорогу и поток...
Ты в сердце моем,
Нет другого, познавшего тебя...

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя».
Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.
И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»
Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.
Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой исто рая - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.
Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:
«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».
Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь... когда я не обладал имуществом... И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам... хотя я и был на последнем месте... (раньше) я просил хлеба».
Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.
...Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.
Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Как известно, одним из древнегреческих богов был Гор, который изображался в образе сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца и был сыном богини плодородия Исиды и бога производительных сил - Осириса.

Сам Гор являлся богом неба, царственности и солнца. Согласно древнеегипетской мифологии, Гор смог победить убийцу своего отца - бога ярости, разрушения, хаоса и смерти Сета и возглавил одну из "божественных династий" Древнего Египта. Именно после его правления все египетские фараоны олицетворялись с богом Гором и имели его символы. А может быть, мифология Египта рассказывает о реальных и давно минувших событиях далекой древности, а образ Гора - сокола на самом деле является эмблемой одной из реальных древних династий фараонов?

Так кто такой был Гор и почему именно изображение сокола было его "визитной карточкой" или гербом правящей династии? Если вспомнить историю то именно славян античные историки и писатели называли сколотами (соколами), и, как известно, именно сокол является гербом известной древнерусской династии Рюриковичей. Но это мы сейчас так считаем, а, может быть, княжеский род "Рюриковичей" имел свои корни в очень далекой древности среди царских династий скифов или даже еще раньше во времена арийской общности людей белой расы? И уж не представителем ли этого же царского рода был и Гор, правящий Египтом много тысячелетий назад?

Вот, например, что пишет А.Абрашкин в своей книге "Да, скифы мы!":


"Согласно египетским источникам, жители Палестины, проживавшие там с древнейших времен, состоявшие в постоянном сношении с Египтом и входившие в состав чужеземного населения восточной окраины дельты Нила, назывались хары (харии). Этим именем обозначался не только сам народ, но и обустроенная им страна. Она лежала на Сирийском прибрежье. По мнению египтолога Г.Бругша, под этим названием фигурировала Финикия, но вполне вероятно, что ее границы были значительно шире. В страну Хар и из нее ходили нагруженные товарами корабли, ее жители вели оживленную торговлю с Египтом, и если верить памятникам и папирусам, то на них смотрели в стране пирамид как на людей уважаемых и почетных... Наверное, читатель уже догадался, что хариями египтяне называли поселившихся в Палестине ариев, произнося первую гласную в их имени с глужим придыханием.

Хары имели свои поселения в Северном Египте, и у нас есть основания говорить об их влиянии на древнейшую историю Египта. В составе имен царей Раннего царства, например, неизменно упоминается бог Хор (Хар, Гор), представлявшийся в виде сокола. Всемирная история знает еще только один пример, когда бы имя верховного правителя государства соотносилось с соколом. Это русский князь Рюрик, имя которого сопоставляют с общеславянским соколоподобным богом огня и света Рарогом. Но более интересно даже не это. По-египетски имя Хора (Гора) означает "высота", "небеса" и отражает лишь часть функций бога, его способность парить в воздухе. Гораздо более полное отражение божественного имени мы находим в русском языке. Гор - это и гора, и гореть, это... и царь Горох, и Свято-гор и богатырь Горыня. Корень "хор" порождает не менее богатый ряд ассоциаций - "хор", "хорошо", "хоровод", солнце-бог Хорс. Русская этимология несравненно точнее характеризует образ египетского бога-сокола, а это верное указание на то, что рождался он на древнерусской (арийской) "почве".

Выходцы с Русской равнины побывали в Египте и, что называется, "приложили руку" к его истории. Но также совершенно очевидно, что роль пришельцев-северян должна была с каждым годом падать, а в какой-то момент они, как чужаки, однажды добившиеся власти над страной, вообще должны были превратиться во врагов. По-видимому, это произошло во время смуты в Египте и распада централизованной власти (XXII-XX вв. до н.э.). Именно с этим временем Помпей Трог связывает падение влияния "скифов" в Азии".

Пришельцы-хары отступили на земли Палестины и Сирии. Они объеинили вокруг себя и ряд других азиатских народов, проживавших на данной территории. Союз племен, образовавшийся на этих землях, египтяне называли страна Рутен. Это реальное, могущественное государство существовавшее в Передней Азии во II тыс. до н.э. Выдающийся египтолог Г.Бругш особо подчеркивал, что "в Ханаане составился великий союз народов единого происхождения, которых памятники называют общим именем "рутен"."... Египетские источники свидетельствуют о более чем полутысячелетнем противостоянии страны Рутен власти фараонов. В конце III тысячелетия до н.э. она стала центром сосредоточения ариев, мигрировавших в страны Средиземноморья. Сюда собрались беженцы и выходцы из Египта, Аравии и Месопотамии".

Кстати, похоже, что именно с этой арийской цивилизацией связан характерный ведический свастичный орнамент, который можно ясно увидеть на развалинах Баальбека, а также на обнаруженных на территории нынешней Турции древних мозаиках. Но вернемся к Древнему Египту. Так имеет ли род Рюрика или, вернее, его предков к царским символам Гора и династии египетских фараонов? Если имеет, значит какие-то отдаленные отголоски древних событий, свидетельствующие о посещении предками древних Русов земель Египта должны были сохраниться хотя бы в устной древнерусской традиции, до которой не смогли добраться фальсификаторы истории.

И оказывается, что упоминая о тех далеких событиях легко обнаруживается в "Сказах Захарии" в "Сказании о земле Орийской (Арийской)", где рассказывается о переселении предков древних русов под предводительством царя Сварога с гибнущей арктической прародины на землю Евразии. Когда, переселенцы нашли место для своего нового обитания, царь Сварог ушел с частью своих людей в Египет, чтобы помочь восстановиться его народу после глобального природного катаклизма и правил этим народом определенный срок.

Вот как об этих событиях рассказывается в самом "Сказании...": "Доплыли они до Великой речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Орийской. Принесли люди с Великой речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывет искать Египету - земли дальней. Остался русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.

Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они по берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней. Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил - и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей. И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал".

Получается, что предки древних русов не только посещали Египет, но и правили там в качестве царей-фараонов. А значит, между соколиным гербом Рюриков и соколиной символикой Гора вполне может быть самая прямая связь. Получается, что убийство богом хаоса и разрушения Сетом египетского "допотопного" правителя - бога производительных сил Осириса - это аллегория, которая описывает картину гибели допотопной цивилизации и большей части египетского народа во время глобального катаклизма (Великий Потоп?). А победа Гора над Сетом вполне могла описывать приход на разрушенные катаклизмом земли Египта "царя Сварога" (Кстати, Сварог и Рарог вполне созвучны и, похоже, что происходят из единого корня) и восстановление под его началом погибшего египетского государства.

Есть и еще одно косвенное свидетельство того, что некогда египетским народом правили именно люди славянской внешности. Так, совсем недавно российские археологи смогли понять, почему получить разрешение у египетских властей на проведение археологических работ очень сложно и совсем уж практически невозможно - при обнаружении реальных объектов, связанных с подлинной древнеегипетской историей, которые в тайне от общественности под предлогом "реставрации" уничтожаются и фальсифицируются.

Вот, например, что рассказала об этом российский археолог Е.Качалова, обнаружившая вместе со своим мужем странные белые пятна на месте древних фресок в одной из египетских гробниц в Долине царей: "В Египет мы путешествуем давно, начиная с 2002 года. И на что мы обратили внимание в одной из гробниц... Я обратила внимание, что очень много стерто лиц, просто стерто. Если, например, фигура египетская - бог Тот с головой ибиса, то у него голова целая. А если фигура человека, то головы у него нет. На месте головы просто штукатурка вся ободрана. То же самое касается каймы платьев египетских женщин. и мужчин. Весь орнамент по краю платья стерт, хотя само платье хорошо сохранилось... ".

При этом, археологи Елена и Игорь Качаловы совершенно случайно оказались в месте подобных "реставрационных работ" и своими глазами увидели как египетские рабочие стесывают зубилами со стен древние фрески, а затем на зачищенных местах рисуют по трафаретам новоделы и все это затем выдается за египетские "древности". Почему же уничтожаются древние фрески и изображения? Какую тайну, не вписывающуюся в официальную историю, столь тщательно замалчивают и скрывают фальсификаторы и их слуги? Известно - какую. Тайну о том, что народом Древнего Египта во времена далекой древности правили предки русов-славян, которые пришли туда со своими дружинами.
Вот, что по этому поводу сказал И.Качалов: "Мы своими глазами увидели как, формально говоря, портятся, а фактически срезаются старинные фрески для того, чтобы нарисовать нечто новое. Нарисовать другой орнамент, нарисовать других людей. Потому что старинные орнаменты, вдруг, каким-то неожиданным образом, могут напомнить нам о русской истории". Супруги Качаловы заявили, что египтяне уничтожают в первую очередь те изображения, на которых изображены светловолосые и голубоглазые люди, не имеющие отношения к нынешним египтянам, а также солнечные орнаменты с ведической символикой древних славян. Значит, именно эту историческую правду стараются столь тщательно скрыть от человечества и в первую очередь от самих славян.
Это подтверждает и Е.Качалова: "Идет какая-то специальная акция по сокрытию определенных исторических моментов. И на что мы обратили внимание, когда были в последней гробнице - там некоторые еще уцелевшие и не побывавшие под ножом чистильщика фрески. И лица у этих нарисованных людей - славянские, т.е. совершенно не такие вот раскосые глаза как у египтян. Были и изображения типа воина с бородой".

michael101063 ©

=======================================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

14.03.2019

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями.

Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы.

Религия Древнего Египта

Составной частью культурного наследия этой удивительной страны является религия. Древние египтяне поклонялись разным богам, которые символизировали различные стороны жизни, начиная с явлений природы, заканчивая культурой. Была, например, богиня Саф, которая покровительствовала письменности.

Боги и богини Древнего Египта изображались в виде животных или людей с головами животных. Служители культа объединяли божества в семьи. Сегодня о родственных связях, жизни богов можно узнать из многочисленных древнеегипетских мифов.

В честь богов и богинь возводились храмы, которые служили для египтян не только местом поклонения богам, но и культурными и социальными центрами.

С наибольшим уважением жители долины Нила почитали божества, связанные с солнцем. Солнце было объектом поклонения, от него зависело, будет или нет урожай. Оно являлось символом бессмертия, так как каждую ночь небесное светило уходило за горизонт, “умирало”, а утром вновь возрождалось.

Бог Гор – один из главных богов древних египтян

Бог Гор или Хор относился к числу божеств, отождествляемых с солнцем. Он даже изображался в виде солнца с крыльями или в виде сокола. Существуют изображения Гора в образе человека с головой сокола. Следует отметить, что на современном египетском гербе можно видеть сокола, дань далеким традициям.

Гор в образе человека с головой сокола изображался прямостоящим или коленопреклоненным. На голове у него было одна из трех корон Египта – белая, красная или пшент, символизирующая единство страны, корона атеф, такая же, как у отца Осириса и корона хемхемет.

Древнейшее изображение Гора в виде сокола хранится во Франции, в Лувре, это стела фараона Кахеджета. Найдена она была в 1901 году при обследовании гробнице. Это прямоугольная каменная плита высотой 143 см, изображавшая гордо восседающего над змеей сокола. Изображение змеи в этом случае являлось иероглифом, обозначающим имя самого фараона.

Гор – один из древнейших богов древнеегипетского пантеона. Вероятно, что первоначально он являлся главным божеством племени воинственных охотников, помогавший настигать добычу. Когда вождь этого племени сумел покорить себе другие племена, Гор стал символизировать царскую власть.

Имя бога Гора в Древнем Египте было тесно связано с фараоном. Одно из пяти имен великого правителя было Гор. На одной из статуй бог в образе сокола прикрывает голову фараона. Таким образом, фараон являлся земным воплощением бога Гора.

У исследователей возникает вопрос, не являются ли боги Гор и Ра одним и тем же божеством. В период нового царства они действительно были объединены в единое божество Ра-Хорахти, но первоначально это было два разных бога. Об этом свидетельствуют тексты древних документов и изображения.

Вообще, Бог Гор известен в нескольких ипостасях, он объединял в своем образе различные божества. Одной из ипостасей является бог Гор Бехдетский. Он сын бога Ра, сопровождающий отца в его путешествии по Нилу и поражающий гарпуном врагов во главе с Сетом. Гор Бехдетский был женат на Хатхор и имел сына Гора – Сематауи. Именно этому божеству посвящен знаменитый храм в Эдфу.

Другой ипостасью этого божества был Гор, рожденный Осирисом и Исидой.

Родственные связи бога Гора

В мифологии Древнего Египта существует следующая информация о родителях Гора. У Геба и Нут родился первенец, которого бог Ра провозгласил владыкой и добрым царем. Он получил имя Осирис, затем на свет появился его брат Сет. Осирис вывел людей из дикости, научил ремеслам и земледелию. Он женился на Исиде, которая владела магией.

Осирис был добрым и справедливым царем, которого его народ любил и прославлял, но его брат хотел занять трон и заполучить власть, дарованную Осирису богом Ра. Злобный Сет убил брата Осириса и захватил власть. Тело брата он бросил в саркофаге в воды Нила. Но Исида, благодаря своей магической силе нашла тело мужа, извлекла из него жизненные силы и зачала Гора.

Тело Осириса она спрятала в надежное место, но Сет нашел его и, разрубив на 14 частей, разбросал по разным местам Египта. Исида нашла и собрала вновь в одно целое тело и перезахоронила его.

Став взрослым Гор вступил в схватку с Сетом. Сначала Сет одержал над ним победу, вырвав Гору глаз, который в мифологии фигурирует, как “Чудесное Око” или “Око Ра”. Затем богу Гору все же удалось одержать победу, оторвав Сету то, что делало его мужчиной.

“Око Ра” в дальнейшем Гор дал Осирису. Тот проглотил его и ожил. Он провозгласил Гора фараоном Египта. Сам Осирис стал управлять царством мертвых.

Если верить документам, то при земной жизни Гор был очень образованным человеком, ему удалось добиться безграничной власти и управлять своим народом.

Храм Хора в Эдфу

Древние египтяне часто объединяли своих богов в семьи. Троица богов Осирис-Исида-Гор наиболее почитаемая среди них. В честь этих богов было построено большое число сооружений культового назначения.

Одним из крупнейших памятников, посвященных богу Гору, является храм Хора Бехдетского в Эдфу, городе в Верхнем Египте на западном берегу Нила. Тем, кто отправляется в Египет, будет интересно посмотреть это удивительное сооружение, сохранившееся до наших дней почти без каких либо изменений.

За 20 веков храм не превратился в руины, так как был погребен под слоями отложений более поздних периодов истории. Только в 1860 году египтолог Огюст Мариет нашел этот памятник.

Храм имеет 139 метров в длину, 79 в ширину, высота пилонов составляет 36 метров. Это второй по размеру после Карнака храм Египта. Памятник построен по классическим архитектурным канонам Древнего Египта.

Вход оформлен массивным пилоном. За ним располагался двор, окруженный с трех сторон колоннами. Капители колонн оформлялись по-разному – три соседние никогда не походили друг на друга, но имели парные на другой стороне портика.

За двором располагались два зала. В первом, гипостильном было 18 колонн. Его стены оформлены сценами жертвоприношений. Во втором, зале явлений, колонн было меньше, общим числом 12, да и сам зал меньше и изящнее.

Далее располагался зал подношений, откуда шла лестница на крышу и череда небольших залов, были здесь часовни, посвященные другим богам, среди которых Осирис, Птах, Хонс. Далее путь вел в святилище. В древние времена туда доступ имели только великие жрецы и фараон. Стены храма украшены рисунками, где изображена победа Гора над Сетом и его союзниками. Враги бога Гора представлены в виде крокодилов и бегемотов.

Стены храма – источник большого количества сведений о Древнем Египте. Они содержат информацию по мифологии, астрономии, географии, строительству. На них расписано значение канонов и пропорций, взятых за основу при строительстве храма. Там же можно найти рецепты благовоний, которые применялись при совершении обрядов и список названий города Эдфу: Айн, Хебену, Месен.

Храм Гора взят за основу при оформлении египетского зала в Музее изобразительных искусств в Москве. Директор музея И. Цветаев специально в 1909 г. поехал в Египет, чтобы познакомится с уникальной архитектурой страны. Храм в Эдфу произвел на него неизгладимое впечатление. Он решил, что именно такая конструкция и такие размеры более всего соответствуют оформлению зала музея.

Многочисленные рельефы храма изображают Хора, его родителей Осириса и Исиду, жену Хатхор, которая приезжала к нему с пышной процессией из Дендеры. Есть здесь так же изображение Доблестного Хора, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети.

Храм Хора в Эдфу является великолепным памятником архитектуры Древнего Египта, интересным как для ученых, так и для простых любителей истории.

Заключение

История Египта – это определенной степени, история всего человечества. Эта страна в древнейшие времена была местом, где зарождалась современная цивилизация. Интерес к ней огромен еще и потому, что слишком много тайн и загадок связано с прошлым древнего государства.

Египет – одно из прекраснейших мест отдыха на нашей планете. Туристы, которые сотнями и тысячами приезжают туда, имеют возможность окунуться в прошлое, увидеть легендарные памятники далекой цивилизации. Египет, его история, его боги никого не могут оставить равнодушным.