Какие есть семь смертных грехов. Смертные грехи - самые страшные грехи в православии

Закон Божий - это путевая звезда для каждого христианина. Только так можно пройти в Царство Небесное. Современный мир очень сложен для любого человека. Поэтому каждый должен увидеть необходимость 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов. Это касается не только взрослых, но и детей. Потому многие люди обращаются к такому авторитетному руководству. 10 заповедей Божьих на русском языке появились относительно давно.

Толкование 10 библейских заповедей

Бог создал правила и законы. Люди должны иметь понимание о зле и добре, о собственных намерениях и поступках. Дети не могут понимать заповеди по-взрослому, а значит, и пояснить для них нужно в простой форме. Поэтому здесь и представлены заповеди Божьи с понятными толкованиями для детей.

Бог один

В Библии говорится: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Существует только один Творец, и нет никого другого, кроме него, поэтому и верить надо всей душой и сердцем. Это равносильно тому, как верить своим родителям - маме и папе. Создатель, сотворивший мир, не забывает про людей и заботится обо всех. Бога всегда нужно вспоминать и почитать, а обращаться к нему надо только через молитвы.

Бог сказал , чтобы люди не сотворили себе никакого изображения, не служили и не поклонялись ему. Если появляется какой-либо кумир, многие забывают о заповедях и о самом Боге. Плохой ребенок тот, что способен променять отца и мать на компьютер или куклы.

В пример можно взять Кая, который пристрастился к злу, следовательно, он утратил любовь и добро, потому что выбрал в качестве кумира снежную королеву. У сказочного персонажа были разные игрушки, но счастья у него не было. Только после прихода Герды в ледяной замок, сердце Кая наполнилось добром и любовью, после чего он снова ожил. Для христиан Бог становится превыше всего, а следующую нижнюю ступень занимают близкие люди. Кумирами могут оказаться не только вещи, но и люди, например, знаменитости. Поэтому, не стоит увлекаться популярными особами, которые для души ничего хорошего не сделают.

Не упоминай имя Господа всуе

К Господнему имени следует относиться трепетно и не произносить без надобности. Говорить имя Бога надо только с большим благоговением и вниманием. Всякое обращение к Господу делается через молитву. Как-то один священник сказал, что это подобно телефонному разговору: на одном конце трубки обращаются, а на втором - слушают. Поэтому христианский человек не должен без причины взывать к Богу. Господне имя хранится в сердце со всей бережливостью и понапрасну не стоит оттуда его выпускать. Если при разговоре случайно было произнесено: «Господи», то незамедлительно в дополнение произносится: «Слава тебе» или «Помилуй меня».

Шестидневная рабочая неделя

6 дней можно делать все дела и работать, но в 7-й день этого делать нельзя - это Божий день и посвящается только ему. Седьмой день - это воскресенье. В обычные дни надо исполнять все заповеди и молиться, но в воскресный день бытовые дела прекращаются и внимание посвящается Отцу Небесному. Чтобы исполнять четвертую заповедь, следует сходить в церковь и причаститься, а также поучаствовать в богослужении.

Почитай своих родителей

Христос говорил, что благословлен на земле будет тот, кто почитает своих родителей. Дети обязаны помогать родителям, слушаться их. Когда дети маленькие, родители растят их и помогают им, пока те не станут взрослыми. Взрослые же дети не должны забывать о престарелых матери и отце.

Почитание не ограничивается вежливостью, надо оказывать конкретную помощь. Родители будут уже на закате своей жизни, поэтому взрослые дети должны оказывать всю возможную помощь, как в материальном, так и в духовном плане. Поддержка многое значит, поэтому следует слушаться старших, уважать наставников и учителей. Чтобы быть достойным, необходимо хорошо относиться к людям.

Не убей

Лишение человеческой жизни другим человеком - это действительно самое ужасное событие. Бог дал жизнь - это бесценный дар . Никто не имеет права отнимать у человека такой подарок. Если взять в пример различные войны, то убийство агрессоров также считается грехом, но в малой степени. Этот грех оправданный, а вот отказываться вступать на защиту поистине является предательством и такое решение причисляется к страшным грехам. Всегда нужно защищать близких людей от захватчиков.

Взрослые люди и подростки должны понять, что совершить убийство можно и без оружия в руках. Достаточно сделать подлый шаг с помощью слова или дела. Хотя замысливший ужасное намерение не участвовал в прямом контакте, но он является убийцей, который затеял такое намерение. Недопустимо издевательство над братьями меньшими: домашними животными, птицами, зверями и насекомыми - над всеми теми, у кого есть жизнь. Бог создал человека, чтобы тот позаботился о них.

Не прелюбодействуй

Через любовь переступать нельзя. Также запрещается предавать. Этот закон верности о тех, кто любим человеком и любит его. Чтобы сохранить семью, важно соблюдать заповедь о верности. Нельзя заглядываться мужу на других женщин - это прелюбодеяние. Даже мысли о других перерастают в похоть, что в свою очередь является грехом.

Верные друг другу муж и жена останутся вместе навсегда и проживут долгую и счастливую жизнь. Любой фактор предательства - это измена. С таким чувством вины жить тяжело, к тому же человек навлечет на свою душу ужасный грех.

Не воруй

Следующее плохое дело - воровство , что означает взять чужие вещи без возврата. Большинство людей склоняются к тому, что если какой-либо предмет был найден на улице, то поступок не считается воровством.

Например, человек шел по дороге с работы и обнаружил дорогой телефон. Есть два варианта: забрать с собой, сколько бы он ни стоил, или найти хозяина устройства. Во втором случае поступок станет благородным. Нельзя воровать и брать чужое. Таким способом Бог проверяет верность человека, поэтому не стоит искушаться и брать грех на свою душу.

Не лжесвидетельствуй

Иногда люди умышленно используют ложь, чтобы утаить правду и преодолеть некоторые неприятные жизненные ситуации. Они считают, что это им поможет. Важно понимать: какой бы ни был обман, он всегда раскроется, пусть даже позже, но этого не избежать. Грех, если один человек придумывает дурное на другого. Многие занимаются клеветой, чтобы опорочить невинных людей.

Не возжелай ничего чужого

Для зависти не существует границ, она разрушает радость. Поэтому, нельзя завидовать. Обычно такое происходит из-за того, что кто-то лучше живет другого. Есть такая поговорка: «Скупой платит дважды». Случаются моменты в жизни, где жадный и завистливый человек хитростью покупает какой-либо товар, но через время, пусть и долгое, того человека тоже обхитрят. Этого делать нельзя, надо радоваться положительным ситуациям, когда у друзей или близких происходит что-то хорошее. За такое событие надо благодарить Бога, а не скрипеть зубами и завидовать. В христианстве не завидуют «белой завистью», могут только порадоваться. Такая добродетель куда лучше зависти и жадности.

Семь смертных грехов

На этот счет имеется распространенное мнение о том, что «семь страшных грехов» - это равное число совершенных поступков. Это не так. Перечень маленьких греховных поступков может быть очень длинным, пример:

Просто цифра 7 состоит из главных групп и имеет множество подгрупп плохих деяний. Святитель Григорий Великий впервые предложил мысль о подобной классификации. Произошло это в 590 г. Но в церкви имелась немного иная классификация, и было восемь грехов.

Смертные грехи в православии, список основных пристрастий:

  1. гордыня . Легкое презрение к человеку порождает гордыню. Если гордец испытывает презрение к другим за то, что те являются низкими по происхождению, нищими и невеждами, то он самостоятельно приписывает себя к самым мудрым людям. Ведь он богатый, сильный, благородный и благоразумный. Он противится, насмехается над предпочтениями других. Но может исцелиться, если обратится к Богу. Ведь было сказано, что Господь дает благодать смиренным, а гордым - противится;
  2. зависть . Благополучие ближнего всегда огорчает завистливого человека. Поэтому человеческая душа становится злой. Порок завистника проявляется таким образом: видеть счастливого несчастным, богатого - бедным, здорового - убогим. Счастье завистника появляется тогда, когда счастливую жизнь другого человека настигает бедствие. Такой порок, проникший в сердце, образовывает стартовую площадку для всех остальных грехов, не считая множества предстоящих мелких и больших пакостей. В итоге может случиться страшный грех - убийство, из-за того, что кто-то лучше живет и имеет собственное хорошее дело. Возможно, завистник и не способен совершить преступление, но от этого ему будет всегда плохо. Порок начнет усиливаться и пожирать душу. Человек понапрасну сведет себя в могилу, но и загробная жизнь не спасет. Там он будет продолжать страдать;
  3. чревоугодие . Существует три вида чревоугодия: прием пищи в разное время - это первый вид; второй заключается в перенасыщении, а третий - употребление исключительно лакомых блюд. Истинный христианин должен быть осторожен: прием пищи осуществляется в строго определенное время, нельзя перенасыщаться, нужно благодарить Бога, даже за самую скудную еду. При чревоугодии желудок заключается в собственное рабство. Это не только чрезмерное обжорство за обеденным столом, но и безумная кулинарная разборчивость с предпочтением изысканных блюд. Если на это посмотреть с культурной точки зрения, то между гурманом и безудержным обжорством находится огромная пропасть. Тем не менее они обречены на пищевое рабство. Для такой категории, еда не является обычным источником энергии, а становится главнейшей целью в жизни;
  4. блуд . Человек не всесилен и поддается различным соблазнам, но нельзя прекращать бороться и каяться о грехах. Только таким способом прокладывается путь к святости. На каждом шагу в современном мегаполисе встречается масса разнообразных изображений. Эти извращения показываются по телевизору, да и на просторах Интернета полным-полно всякого дурного. Зачастую молодой человек перекрывает свои добрые желания ядовитыми образами и не в состоянии помышлять о чем-то другом. Им начинает овладевать демон страсти. Проходя рядом с женщинами, молодой мужчина воспринимает их в качестве самок. Одурманенный мозг наполняется похотливыми мыслями, а сердце жаждет удовлетворения грязных помыслов. Такой разврат не присущ даже животным, однако человек способен опуститься даже до такого уровня. Блудом считается не только внебрачная половая жизнь и измены, но и подобные помыслы;
  5. гнев . В порыве гнева человек влечет за собой большую опасность. Он ругается на самого себя, орет на окружающих, приходит в лихорадочное состояние от злости. Такой человек подобен бесу. Но для души человека гнев считается естественным свойством. Господь Бог специально вложил в человека такое качество, но для того, чтобы противиться и гневаться на грех, а не на людей. Со временем праведный гнев извратился и стал направляться на ближнего своего. Из-за мелочей происходят драки, ругань, крики и убийство. Это вредоносный грех;
  6. алчность . Многие заявляют, что алчными могут быть только зажиточные, которые стремятся приумножить свое богатство. Но такой грех распространяется на всех: как на богачей, так и на малоимущих людей. Страсть заключается в болезненных попытках обладать вещами и увеличивать материальные блага;
  7. лень . Выражается крайним пессимизмом и общим телесным и духовным расслаблением. Волевой человек целеустремленно идет к цели с ревностью в сердце, которая его двигает вперед. А уныние проявляется в недостижимой цели. Человек ставит перед собой слишком сложную задачу, следовательно, волю не двигает ревность, что в свою очередь, вытекает в лень. Человек огорчается, что не может достичь желаемого, и опускает руки, унывая дни напролет. Такое происходит тогда, когда человек отходит от Создателя и направляет все свои мысли на земные дела, а не на небесные.

Десять любопытных фактов о Библии

Самая легендарная книга - Священное Писание. Она была написана в древние времена несколько тысяч лет назад. Она является одной из самых знаменитых и покупаемых на всей планете.

Интересные факты:

смертных грехов: чревоугодие, гнев, зависть, похоть, алчность, гордость и лень. Все знают, но не все из нас считают каждый из семи по списку грехом. Кто-то руководствуется своими личными взглядами, кто-то исходя из реалий устройства теперешнего общества. Кто-то не понимает, кто-то лукавит, кто-то не верит, но главное — никто не замечает как эти семь из нас медленно делают рабами наших пороков и приумножают, расширяют «ассортимент» наших грехов. Далее подробнее.

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть. Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность.

Слово, переведенное как «блаженны» , является синонимом слову «счастливы» . Почему Иисус не ставит в один ряд счастье человека с тем, что он имеет: успех, обеспеченность, власть и т.д.? Он говорит, что счастье это следствие определенного внутреннего состояния, которое не зависит от того, что происходит вокруг, пусть даже человека злословят и преследуют. Счастье является следствием взаимоотношений с Творцом, ведь именно Он дал нам жизнь и лучше всех знает, в чем ее смысл, а значит и счастье. Зависть появляется только тогда, когда человек не любит и поэтому не счастлив. Появляется пустота в душе, которую некоторые безуспешно пытаются заполнить вещами или мыслями о них.

А. В Ветхом Завете
— примеры зависти (Быт 37:11 ; Чис 16:1-3 ; Пс 105:16-18 )
— заповедь не завидовать (Притч 3:31 ; Притч 23:17 ; Притч 24:1 )

Б. В Новом Завете
— примеры зависти (Мф 27:18 ; Мк 15:10 ; Флп 1:15-17 )
— отрицательные последствия зависти (Мк 7:20-23 ; Иак 3:14-16 )
— положительные последствия зависти (Рим 11:13-14 )
— зависть среди других грехов (Рим 1:29 ; Гал 5:20 ; 1Пет 2:1 )
— любовь не завидует (1Кор 13:4 )

ГНЕВ

Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Очень часто гнев порождает один из самых стражных грехов — убийство. Из причин вызывающих гнев хотелось бы отметить прежде всего самомнение, самолюбие, завышенную самооценку – частую причину обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим. Горячность, вспыльчивость может быть, конечно, следствием чересчур темпераментного характера, но все же характер не может служить оправданием для гнева. Человек раздражительный, горячий должен знать эту свою черту и бороться с ней, учиться сдерживаться. Как одну из причин гнева можно рассматривать зависть — ничто так не раздражает, как благополучие ближнего…

Два мудреца жили в одном и том же скиту в пустыне Сахара, и вот один из них сказал другому: «Давай, что ли, побранимся с тобой, а не то вскорости перестанем понимать толком, какие страсти нас мучают». «Я не знаю, как затевать ссору» , — ответил второй пустынник. «Сделаем так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это — мое». Я же отвечу: «Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и поругаемся» . Так они и поступили. Один сказал, что миска — его, а другой возразил. «Не будем терять времени , — сказал тогда первый. — Забирай ее себе. Ты не слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек сознает, что обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за вещей» .

Справиться с гневом самому не легко. Молитесь Господу прежде, чем дела ваши делаете и милость Господня избавит вас от гнева.

А. Гнев человека

1. Гнев таких людей, как
— Каин (Быт 4:5-6 )
— Иаков (Быт 30:2 )
— Моисей (Исх 11:8 )
— Саул (1Цар 20:30 )
— Давид (2Цар 6:8 )
— Нееман (4Цар 5:11 )
— Неемия (Неем 5:6 )
— Иона (Иона 4:1,9 )

2. Как контролировать наш гнев
— мы должны воздерживаться от гнева (Пс 36:8 ; Еф 4:31 )
— мы должны быть медленны на гнев (Иак 1:19-20 )
— мы должны владеть собой (Притч 16:32 )
— в нашем гневе мы не должны грешить (Пс 4:5 ; Еф 4:26-27 )

3. Мы можем быть ввержены в геенну огненную из-за гнева (Мф 5:21-22 )

4. Мы должны позволять Богу мстить за грех (Пс 93:1-2 ; Рим 12:19 ; 2Фес 1:6-8 )

Б. Гнев Иисуса

— на несправедливость (Мк 3:5 ; Мк 10:14 )
— на кощунство в Храме Божием (Ин 2:12-17 )
— на последнем суде (Откр 6:16-17 )

В. Гнев Бога

1. Божий гнев праведен (Рим 3:5-6; Откр 16:5-6)

2. Причины Его гнева
— идолопоклонство (1Цар 14:9 ; 1Цар 14:15 ; 1Цар 14:22 ; 2Пар 34:25 )
— грех (Втор 9:7 ; 4Цар 22:13 ; Рим 1:18 )
— безверие (Пс 77:21-22 ; Ин 3:36 )
— дурное отношение к другим (Исх 10:1-4 ; Ам 2:6-7 )
— отказ раскаяться (Ис 9:13 ; Ис 9:17 ; Рим 2:5 )

3. Выражение Его гнева
— временные осуждения (Чис 11:1 ; Чис 11:33 ; Ис 10:5 ; Плач 1:12 )
— в день Господень (Рим 2:5-8 ; Соф 1:15 ; Соф 1:18 ; Откр 11:18 ; Пс 109:5 )

4. Господь владеет Своим гневом
— Бог медлен на гнев (Исх 34:6 ; Пс 102:8 )
— Божие милосердие больше, чем Его гнев (Пс 29:6 ; Ис 54:8 ; Ос 8:8-11 )
— Бог отвратит Свой гнев (Пс 77:38 ; Ис 48:9 ; Дан 9:16 )
— верующие избавлены от гнева Божия (1Фес 1:10 ; Рим 5:9 ; 1Фес 5:9 )

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность — избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» . Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6 ) .

В Библии не говорится о лени как о грехе, но говорится как о непродуктивной черте характера. Под ленью понимается вялость и бездействие человека. Ленивый должен брать пример с трудолюбивого муравья (Притч 6:6-8 ) ; ленивый — обуза для других людей (Притч 10:26 ) . Оправдываясь, ленивый только наказывает себя, т.к. приводимые им доводы глупы (Притч 22:13 ) и свидетвуют о его скудоумии, вызывая насмешки людей (Притч 6:9-11 ; Притч 10:4 ; Притч 12:24 ; Притч 13:4 ; Притч 14:23 ; Притч 18:9 ; Притч 19:15 ; Притч 20:4 ; Притч 24:30-34 ) . Немилосердному суду подвергнется тот, кто жил только для себя и не реализовал дарованный ему талант (Мф 25:26 и след.) .

АЛЧНОСТЬ

В Библии вы не найдёте слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием проблему жадности. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально и внимательно рассматривает этот человеческий порок. И делает оно это, разложив жадность на её составляющие:

1. Сребролюбие (есть любовь к деньгам) и любостяжание (стремление к обогащению). «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5:5 ) .
Сребролюбие, будучи корнем всех зол (1Тим 6:10 ) , является фундаментом жадности. Все остальные составляющие жадности и все остальные человеческие пороки берут начало в сребролюбии. Господь учит нас не быть сребролюбивыми: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр 13:5 ) .

2. Лихоимство и мздоимство
Лихоимство – это требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Мзда – награда, вознаграждение, плата, возмездие, барыш, корысть, прибыток, взятка. Мздоимство – взяточничество.

Если сребролюбие является фундаментом жадности, то лихоимство – правая рука жадности. Об этом пороке в Библии сказано, что он исходит из сердца человека: «Далее [Иисус] сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк 7:20-23 ) .

Библия называет лихоимцев и мздоимцев нечестивыми: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Еккл 7:7 ). «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Притч 17:23 ) .

Слово Божье предупреждает нас о том, что лихоимцы Царства Божия не наследуют: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор 6:9-10 ) .

«Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис 33:15-16 ) .

3. Алчность:
Алчность – жажда наживы. Природа алчного человека хорошо описана в книге пророка Амоса «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: когда же пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» (Ам 8:4-6 ). «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч 1:19 ) .

Исх 20:17 ) . Иными словами, эта заповедь обращается к человеку с призывом: «Не будь алчным!»

4. Скупость:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор 9:6-7 ) . Отличается ли скупость от алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения.

5. Корыстолюбие
«Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя» (Пс 9:24 ). «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч 15:27 ) .

Корыстолюбие – это грех, за который Господь наказывал и наказывает людей: «За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис 57:17 ) . Слово Божье предупреждает христиан, «чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1Фес 4:6 ) .

Отсутствие корыстолюбия – обязательная черта истинных служителей Божьих: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив…» (1Тим 3:2-3 ); «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы…» (1Тим 3:8 ) .

6. Зависть:
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч 28:22 ). «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притч 23:6-8 ) .

Десятая Заповедь запрещает нам желать чужого добра: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Однако известно, что подобные желания чаще всего возникают у людей из-за зависти.

7. Эгоизм:
Об эгоизме у нас уже была достаточно глубокая беседа. Мы не будем к ней возвращаться, напомним лишь, что составными частями эгоизма являются похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Мы это назвали триединой природой эгоизма: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин 2:16 ) .

Жадность является составной частью эгоизма, ибо похотью очей является всё, чего желают ненасытные глаза человека. Именно против похоти очей предупреждает нас десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17 ) . Итак, эгоизм и жадность – два сапога – пара.

8. Ненасытность:
Слово Божье предупреждает о том, что глаза человека ненасытны: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Притч 27:20 ). «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!»» (Притч 30:15 ) «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл 5:9 ) «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!» (Еккл 4:7-8 ) .

Основная причина жадности, – это духовная пустота: духовные голод и жажда, с которой рождается человек на свет. Духовная пустота образовалась в душе человека в результате духовной смерти, ставшей последствием его грехопадения. Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но без Бога жадность стала чертой характера человека. Что бы он ни делал, он не в состоянии заполнить эту духовную пустоту. «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6:7 ) .

Жадный человек, не понимая, в чём причина его неудовлетворённости, пытается заглушить её материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же как духовную жажду не утолить ведром воды. Всё, что нужно такому человеку, это обратиться к Господу, который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту в душе.

Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис 55:1-3 ) .

Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35 ) .

Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если вы уже давно находитесь в рабстве этого порока. Но попытаться непременно стоит. (Втор 24:19-22 ; Мф 26:41 ; 1Тим 6:11 ; 2Кор 9:6-7 ; Кол 3:2 ; Рим 12:2 ; 1Тим 6:6-11 ; 3Ин 1:11 ; Евр 13:5-6 )

В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35 )

А. Заповедь об алчности

— в Ветхом Завете (Исх 20:17 ; Втор 5:21 ; Втор 7:25 )
— в Новом Завете (Рим 7:7-11 ; Еф 5:3 ; Кол 3:5 )

Б. Алчность приводит к другим грехам (1Тим 6:10 ; 1Ин 2:15-16 )

— обману (Иаков) (Быт 27:18-26 )
— прелюбодеянию (Давид) (4Цар 11:1-5 )
— неповиновению Богу (Ахан) (Нав 7:20-21 )
— лицемерному поклонению (Саул) (1Цар 15:9-23 )
— убийству (Ахав) (1Цар 21:1-14 )
— воровству (Гиезий) (4Цар 5:20-24 )
— неурядицам в семье (Притч 15:27 )
— лжи (Анания и Сапфира) (Деян 5:1-10 )

В. Удовлетворяться тем, что имеешь — средство против алчности

— заповедано (Лк 3:14 ; 1Тим 6:8 ; Евр 13:5 )
— опыт Павла (Флп 4:11-12 )

ЧРЕВОУГОДИЕ

Чревоугодие — это грех против второй заповеди (Исх 20:4 ) и есть один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники выше всего поставляют чувственное удовольствие, то, по слову апостола, у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:19 ) .

Сладости могут стать идолом, предметом вожделений и постоянных мечтаний человека. Это несомненно чревоугодие, но уже в мыслях. Этого также нужно остерегаться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26:41 ) .

Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе, на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф 6:25 ) . Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

СЛАДОСТРАСТИЕ

Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф 5:27-28 ) . Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе. (Исх 22:19 ; 1Тим 1:10 ; Лев 18:23-24 ; Лев 20:15-16 ; Втор 27:21 ; Быт 19:1-13 ; Лев 18:22 ; Рим 1:24-27 ; 1Кор 6:11 ; 2Кор 5:17 )

Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне - смирение; жадности - щедрость; зависти - любовь; гневу - доброта; сладострастию - самоконтроль; чревоугодию - умеренность и воздержание, а лени - усердие. Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.

Всякий грех разлучает человека с Богом, источником жизни.

С емь смертных грехов . Грех, который ведет к смерти все человечество в независимости от его вероисповедания. Знайте своего врага в лицо, запомните семь смертных грехов.

С мертный грех в христианстве - тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния. Этот термин широко используется в католической теологии, где развито вероучение, различающее тяжёлые и обыденные грехи. Похожим образом термин используется также в некоторых не католических церквях, включая православие. Но там отсутствует такое определение смертного греха, которое содержится в конкретной католической доктрине (Энциклопедия).

В этой статье я постараюсь напомнить читателю и обратить его внимание на грех ведущий к смерти. Цель напомнить о том чему мы перестали предавать значение и внимание. Грех, не продлевает жизнь, а . С проявление греха мы сталкиваемся каждый день, он проявляется в различных сферах нашей жизни. Мы видим это в окружении в реальной жизни в интернете и на телевидении. Важно понимать и не забывать, что греховная природа окружает тебя и тот мир в котором ты находишься, помнить об этом и быть во всеоружии, не допустить грех в свою жизнь .

С мертный грех не основывается на библейских текстах и не является прямым откровением Бога, но библия открывает и предупреждает о каждом из этих семи грехов, по возможности я постараюсь об этом донести.

К ратко о том откуда появилось учение, о семи смертных грехах. Начало V Iвека, греческий монах Эвагриус из Понта создал список греха, и его было численностью восемь. В конце V I века папа Римский Григорий I Великий, сократил список до семи элементов. Более позднее христианские теологи возражали против этого учения. Однако это учение существует и по нынешний день.

Д авайте рассмотрим эти семь грехов, а так же что об этом говорит Святое Писание. Библия имеет достаточное слово для того, что бы отвести человека от греха. Попрошу не судите строго если я не полно смог об этом донести.

1. Гордыня – это чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречия с величием Господа. В библии в книге пророка Иеремии написано

(Иер.50:31-32) «Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф, ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнётся гордыня, и упадет, и никто не подымит его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его.»

Этот стих ясно показывает нам, как Господь Бог поступает с гордыней.

2. Зависть – неудовольствие при виде чужого счастья и удовольствие в его же не счастье. В Святом писании в книге притчей Соломоновых очень доходчиво сказано о зависти .

(Прит. 14:30) «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.»

3. Гнев – это чувство сильного возмущения и негодования. ээ

(Прит.27:3) «Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.»

4. Леность – это избегание духовной и физической работы. В слове Божьем написано

(Прит. 26:13-16) «Ленивец говорит; «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести её до рта своего. Ленивец в глазах своих мудрее, семерых отвечающих обдумано.»

5. Алчность – это чрезмерное желание материального обогащения, жажда наживы, отвержение и игнорирования духовных принципов.

(2Кор. 9:6) «При сём скажу; кто сет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.»

6 . Чревоугодие – это не сдерживаемое желание потреблять пищи больше чем требуется для организма. В книге Иисуса сына Сирахова

(Сир 37. 33) написано; « Ибо от многоедания бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры.»

7 . Сладострастие – это страстное желание плотских удовольствий.

(Гал.5:19) «Дела плоти известны; они суть, прелюбодеяние блуд, нечистота непотребство.»

(1Ин. 2:1-2) «Дети мои сие пишу вам, что бы вы ни согрешали, а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.»

Т еологи утверждают, что каждый человек, без исключения, со времён Адама и Евы повреждён грехом. Грех помрачает ум, ослабляет и пленяет волю, сдавливает сердце человека печалью и унынием. Блажен тот, кто осознаёт причину своего горя — греховность, а не жизненные обстоятельства или действия других людей. Правильный диагноз ведёт и к исцелению, — через стремление к праведности, через смирение, покаяние и кротость.

Н ам нужно не забывать о том, что любой грех удаляет нас от Бога — источника жизни, не забывать о том, что грех опасен, так как неизбежно влечет за собой другие грехи

Д орогой читатель не забудь оставить свой отзыв или дополнение к этой статье.

Основой гармоничного развития духовного и материального миров является соблюдение существующих, базовых правил и законов, нарушение которых непременно ведет к разрушениям и катастрофам.

Причем нравственные правила существования в обществе точно отражают заповеди христианской религии, а потому соблюдение их положено, как людям верующим, так и далеким от Церкви.

В православии грехи разделяют по степени тяжести возможности их искупить. Особое внимание уделяется такому явлению, как семь смертных грехов. Далеко не каждый понимание смысл данного словосочетания и какие именно грехи вера относит к смертным.

В чем отличие светской морали от религиозной? Религия всегда более обобщенно формулирует моральные нормы и обосновывает их, ссылаясь на высшие силы. В светской жизни законы более конкретны и объясняются логически.

Согласно христианской религии, смертный грех – это самый тяжкий из возможных грехов и искупается он исключительно через покаяние. Для души свершившего смертный грех человека дорога в рай закрыта, если таковой не искуплён. Считается, что именно смертный грех, невзирая на его кажущуюся безобидность, ведет к совершению более тяжких грехов.

Христианское учение выделяет 7 смертных грехов, а названы они так потому, что бессмертная душа погибает в случае постоянного их повторения и сгорает в аду.

Библейские тексты не являются обоснованием грехов смертных и представляют собой Божье откровение, впервые появились упоминание о них в более поздних текстах богословов.

Семь смертных грехов

На самом деле поступков, которые можно прировнять к смертному греху гораздо больше, чем семь, но все они условно объединены в семь групп. Впервые такая классификация появилась в 590 году и предложил ее святитель Григорий Великий. Вместе с тем Церковь опирается на другую классификацию, состоящую не из 7 грехов, а из восьми.

Гордость

Первый и страшнейший из грехов, который выделяет православие – это гордость. Согласно писанию, известен он был еще до сотворения человека. Тяжесть греха в презрении ближнего, возвышении своего «Я».

Гордость – это стремление оказаться выше других, доказать личное превосходство. Она омрачает ум и не дает человеку реально смотреть на действительность. Считается, что человек, подверженный гордыне со временем сжигает в себе все лучшие чувства и руководствуется только ею. Через время самооценка слишком завышается, и он начинает думать только о себе превосходном.

Чтобы победить гордость, необходимо научиться любить Бога и всё живое на земле. Это очень большой труд и потребует немало душевных сил, но со временем сердце гордеца очистится, и он совершенно иначе посмотрит на окружающих и своё место в обществе.

Зависть

Зависть – это прежде всего недовольство тем, что имеется у человека, желание получить то, что есть у других. К этой же группе грехов относится и ревность. Человеком постоянно руководит уверенность в том, что мир несправедлив, что он заслуживает гораздо большего, чем другие, но не имеет даже этого.

Достаточно часто подобные мысли становятся причиной совершения более тяжкого греха, толкают на преступление.

Для человека потребность в воде и пище является нормальной, таким образом он подкрепляет силы и получает наслаждение. Важно только соблюдать грань между необходимым насыщением и переизбытком в еде. Каждый должен научиться жить и в изобилии, и в недостатке, не брать больше того, что положено человеку.

Греховна не сама пища и его потребление, а жадность и стремление съесть больше, чем того требует организм. Чревоугодием считается как стремление съесть побольше, так и желание есть только вкусно, не зная меры.

Постоянное желание набить желудок заставляет о пище духовной. Со временем чревоугодие становится . Победить данный грех можно только через молитву и соблюдение постов.

Блуд

Один из самых тяжелых грехов – блуд. Церковь относит к прелюбодеяниям любые проявления сексуальной активности вне брака. Это и беспорядочные связи, измены, неестественная половая жизнь. Причем не только телесная страсть является грехом, а и непристойные эротические помыслы, и мечтания. Церковь считает, что истоки телесной страсти – это прежде всего результат умственной деятельности и непристойного воображения.

Только в браке возможна телесная близость, рожденная в результате единения душ и любви, а блуд разрушает такой моральный фундамент и взамен дает нечестные плотские радости.

Гнев

Гнев является причиной множества конфликтов, он уничтожает дружбу, доверие, любовь и другие человеческие чувства. В гневе человек страшен и может обругать, обидеть, оскорбить и даже убить. Нередко данная страсть порождена гордыней и завистью, она травмирует душу человека и ведет к огромным неприятностям.

Алчность

Принято считать, что алчность – смертный грех, присущий исключительно богатым людям. Подразумевается, что уже имея богатство, человек всячески пытается преумножит его. Но мнение такое ошибочно, независимо от уровня материального благополучия, алчностью страдать может любой. Заключается данная страсть в навязчивом, непреодолимом желании обладать деньгами и другими материальными ценностями.

Человек просто болезненно желает иметь много денег, даже не задумываясь, нужны ли они ему и для чего. Такая любовь к финансам не допустима по мнению Церкви и разрушает духовность человека.

Уныние

Уныние – это состояние общей расслабленности в сочетании с ленью и пессимистическим настроением. Для унылого человека всякое дело неинтересно, скучно.

Такое настроение отвлекает его от работы, забирает душевные силы, отвлекает от молитвы и отдаляет от Бога. Человек часто впадает в депрессии, его постигает отчаяние и появляются суицидальные мысли.

Чтобы побороть грех, необходимо воспитывать собственную силу воли, бороться со скукой и ленью, которые мешают добиться успеха.

Семь смертных грехов в искусстве и культуре

Многие века человечество ассоциирует семь смертных грехов с различными идеями и образами. Именно поэтому столь широко раскрыта тема в творчестве многих писателей, художников, скульпторов и других деятелей культуры и искусства. Причем, актуальна тема была в период средних веков, когда творили Данте, Марло, Босх, так и сегодня.

Разница только в том, что в современном искусстве больше внимания уделяется природному объяснению причин и последствий каждого из грехов, в то время как Божественная комедия Данте или картина изображения семи грехов Босха просто пропитаны мистикой.

Сегодня понимание греха у людей формируется под влиянием научных психологических и социологических обоснований. Но невзирая на это, смертные грехи продолжают оставаться объектом художественной фантазии, способным вызвать интерес людей и привлечь внимание, а потому библейские сюжеты активно используют в своем искусстве художники, ювелиры и дизайнеры.

Среди последних работ следует отметить лондонскую выставку зеркал Барнаби Барфорда, рамы которых символизировали каждый из семи грехов. Зрителя заставляет задуматься виденье собственного отражения в зеркале, обрамленном столь метафорическими рамами.

Знаменитый мастер ювелирного искусства Стефан Вебстер создал коллекцию перстней с драгоценными камнями, символизирующих каждый из семи грехов.

А художница из Сербии БилянаДжурджевич создала серию реалистичных картин, отображающих сущность греховных поступков и пороков.

Лидер германского музыкального коллектива «DasIch»проиллюстрировал видение грехов на фотографиях, где он запечатлел собственное лицо, загримированное и искривленное в различных мимических позах.

Заключение

Каждый человек может оступиться и совершить проступок, в том числе и смертные грехи. Но если ситуация повернулась так, что уже пришлось столкнуться с собственными грешными деяниями, то следует поразмыслить, и приложить все усилия к тому, чтобы не повторять грех и избавиться от него.

Необходимо бороться с собственными страстями, придерживать эмоции, искоренять грех на этапе его зарождения. Чем больше грех входит в душу и сознание человека, тем сложнее от него избавиться и постепенно он способен полностью поработить человека.

Проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали следующее:

Треть россиян, большая часть которых назвала себя православными, не смогли вспомнить ни одного смертного греха.
Те же, кто о таких грехах помнят, чаще всего называют убийство, воровство и прелюбодеяние.Убийство назвали смертным грехом 43%, воровство - 28%, прелюбодеяние - 14% респондентов. 10% опрошенных относят к смертным грехам вранье и лжесвидетельство, 8% - зависть, 5% - гордыню и тщеславие, 4% - чревоугодие и обжорство.Видимо, памятуя о том, что "Руси есть веселие пити", лишь 3% респондентов отнесли к смертным грехам употребление алкоголя, столько же россиян нетерпимы к блуду, гневу, причинению вреда другому и к предательству.2% считают смертным грехом уныние, лень, алчность и жадность, богохульство, самоубийство и аборт. 1% - злобу, ненависть, непочитание родителей и сквернословие.

P.S. Тоже задался подобным вопросом, не так уж и много вспомнил и сам. Была некоторая путаница в понятиях...

А.В. Вот, дорогие мои, вязалась я давеча в религиозную дискуссию. Начала людям все объяснять о церкви, о суевериях, почему нужен пост и т.д. И тут мне, грешной задали, как семинаристу, 2 вопроса. Первый: а перечислите-ка 10 заповедей. Скажу честно, меня застали врасплох, я назвала заповедей пять, совершенно забыла первые три... Вобщем, я потерпела полное фиаско. Прийдя домой, я дала себе установку выучить все 10 заповедей, чтобы потом люди не воспринимали всерьез все, что я им говорю о религии. Сложнее оказалось с семью смертными грехами. Нигде я не нашла упоминания о них, могла только и сказать: Убийство, самоубийство,воровство, блуд, мужеложество. Может, подскажите?
Я вообще заметила, что многие православные несильно подкованы в обл. своего вероучения, именно теоретически, я имею ввиду,что многие неправославные обязательно ставят нам в вину....

А.К. В библии этого нет. Обычно подразумевается список из семи смертных грехов по Фоме Аквинскому..

В.С. Если 10 заповедей мы читаем в Св.Писании, то 7 смертных грехов - все же некая условность. Любой грех может стать смертным, если он не исповедан, не исцелен, если породил страсть, завладевшую человеком...

А вот, что у нас в Википедии есть на эту тему:

В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния . Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех — порочность человеческого существа. Грех — есть видимое проявление греховной падшей природы человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении.

Средоточием или местом обитания греха в человеке является его плоть (падшее тело). Из плоти грех проникает в душу и проявляется в виде мыслей, слов, эмоций, страстей, поступков и т.д.

Человек беспомощен перед грехом и не может самостоятельно справиться с ним, только Бог может избавить его от этого порока, поэтому человеку необходимо спасение.

Виды греха

Различают три типа греха

  • Личный грех — поступок против совести и заповеди Божией.
  • Первородный грех — поврежденность человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
  • Родовой грех — особая в данном роде (племени, народе и т. д.) наследственная подверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжелыми преступлениями своего предка (предков). Это понятие достаточно новое и признается не всеми.

Прп Макарий Великий говорит о всех трех видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирожден (родовой грех)» (Беседа 32;9).

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

Согласно христианскому вероучению, существует ряд деяний, которые являются греховными и недостойными истинного христианина. Классификация деян ий по этому признаку основывается на библейских текстах , в особенности на десяти заповедях Закона Божьего и евангельских заповедях . Ниже приводится приблизительный список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.

Согласно христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (т.е. осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым .

Грехи против Господа Бога

  • гордыня;
  • неисполнение святой воли Божией;
  • нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
  • неверие и маловерие;
  • отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
  • чрезмерное упование на милость Божию ;
  • лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
  • отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния — в том числе и за ниспосланные им скорби и болезни ;
  • обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
  • занятие «чёрной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
  • суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства ;
  • хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
  • неисполнение обетов, данных Богу;
  • призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
  • кощунственное отношение к Священному Писанию;
  • стыд и боязнь исповедовать веру ;
  • нечтение Священного Писания;
  • хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения ;
  • непочитание праздников Божьих;
  • размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;
  • сексуальная безнравственность как прелюбодеяние, блуд, мужеложство, садомазохизм, онанизм и т.д.

Грехи против ближнего

  • неимение любви к ближним;
  • неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
  • неумение прощать, воздаяние злом за зло;
  • отсутствие почтительности к старшим и начальствующим , к родителям, огорчение и обижание родителей;
  • неисполнение обещанного , неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
  • избиение, покушение на чужую жизнь;
  • убиение младенцев во чреве (аборты ), советы делать аборты ближним;
  • ограбление, вымогательство;
  • мздоимство ;
  • отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
  • леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность ;
  • плохое воспитание детей — вне христианской веры;
  • проклинание детей;
  • отсутствие милосердия, скупость;
  • нежелание посещать больных;
  • немоление за наставников, родных, врагов;
  • жестокосердие, жестокость к животным, птицам ;
  • уничтожение деревьев без нужды ;
  • прекословие, неуступление ближним, споры ;
  • клевета, осуждение, злословие;
  • сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров ;
  • оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика , проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка ;
  • лицемерие ;
  • гнев;
  • подозрение ближних в неблаговидных поступках ;
  • обман;
  • лжесвидетельство;
  • соблазнительное поведение, желание прельстить;
  • ревность;
  • рассказывание неприличных анекдотов , развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);
  • дружба из корысти и измена.

Грехи против самого себя

  • тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие , отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
  • ложь, зависть;
  • празднословие, смехословие ;
  • сквернословие ;
  • раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение ;
  • уныние, тоска, печаль ;
  • делание добрых дел напоказ;
  • леность, провождение времени в праздности, многоспание ;
  • объедение, чревоугодие;
  • любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
  • пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям ;
  • излишнее внимание к плоти ;
  • стремление к земным почестям и славе;
  • излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;
  • употребление наркотиков, пьянство;
  • игра в карты, азартные игры ;
  • занятие сводничеством , проституцией;
  • исполнение непристойных песен, танцев;
  • просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
  • принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
  • осквернение во сне, блуд (секс вне брака);
  • прелюбодеяние (измена при браке);
  • допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
  • рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
  • мужеложество;
  • скотоложество;
  • умаление своих грехов, обвинение ближних, а не осуждение себя.

Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.