Николай кочанов юродивый. Николай Кочанов Блаженный, Христа ради юродивый Новгородский

Родился и жил в XIV веке в Новгороде. С юности блаженный проводил добродетельную жизнь: усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву. Не желая человеческой славы, святой принял на себя подвиг юродства ради Христа и в рубище бегал по городу, терпя побои и насмешки. В это время на другой стороне реки Волхова подвизался другой блаженный – Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). Эти два святых мужа представлялись непримиримыми врагами и тем самым наглядно изображали новгородцам их междоусобия. Раз, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по реке как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, от чего и назван был Кочановым.

Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения. Скончался святой Николай 27 июля 1392 г.

Полное житие блаженного Николая Кочанова, Новгородского

Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он родился в Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бедным. Видя его добродетельную жизнь, новгородские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугавшись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце. Безрассудные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (память 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгородцев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «непримиримого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Николая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгородских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели Мясопустной: «А в тот же день (четверток Мясопустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем.

В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но... «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке.

Тропарь блаженного Николая Кочанова

Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к раце мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь блаженного Николая Кочанова

Горняя мудрствуя,/ свято жительствуя и славы мира отбегая,/ юродство Христа ради избрал еси, блаженне Николае,/ и ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, честную память твою славящим/ и с верою к раце мощей твоих приходящим,/ исцеление подаеши/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ верою к раце мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.


ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ КОЧАНОВА, ХРИСТА

РАДИ ЮРОДИВОГО, НОВГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он ро-дился в Новгороде
в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубо-ким благочестием, усердно посещал храм Божий, лю-бил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бед-ным. Видя его добродетельную жизнь, новго-родские вельможи стали прославлять его. Блаженный, испугав-шись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце. Безрассуд-ные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (па-мять 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгород-цев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «неприми-римого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил
в бла-женного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было пог-ребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Нико-лая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгород-ских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясо-пустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем.

В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но... «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке.

Память его празднуется месяца июля в 27-й день

Иные изумляются богатству, - говорит древний сочинитель похвалы блаженному Николаю, - другие хвалят славу и власть, третьим нравится вкусная пища. Но стоить ли все это удивления? Все это не вечно, исчезает вместе со здешней жизнью, а иным и в этой жизни не послужило на пользу. Во всяком же случае, не остались с ними навсегда ни богатство, ни слава, ни вкусная пища, ни удовольствия – все являлось на время и, как сон, прошло, и минуло владельцев своих. Только добродетель бессмертна, вечна и блаженна; потому она и достойна удивления и хвалы. Сколько было людей богатых и сильных! И где они? Слава святых – неугасима.

Таков блаженный Николай Качанов, юродивый для Христа. Родители блаженного Николая, Максим и Иулиания, были люди почетные в Новгороде и по роду, и по состоянию, а что важнее, они были люди благочестивые. Мать его проводила жизнь праведную и по кончине своей известна с именем праведницы, предварив смерть сына 9 годами. Под влиянием такого примера блаженный Николай с юности возлюбил благочестие, усердно ходил в храм Божий и не делил забав забывчивости; утешением его была молитва. «Из уст его, - говорит древнее известие, - текла молитва к Богу, как благовонное кадило. Он любил чистоту, пост, коленное преклонение. Когда он проводил такую добродетельную жизнь, то люди, в том числе и знатные, стали ублажать и славить его. Блаженный не желал славы человеческой, по слову пророческому: «Когда умножится слава дома его, умирая не оставить ли всего?» (Пс. 7. 48. 15-16)

И он начал юродствовать для Господа. Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу... Господь сказал в Евангелии: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Ми достоин; иже не приимет креста своего и во след Мене не грядет, несть Ми достоин» (Матф.10. 37-38). Так и сей блаженный Николай Качанов оставил все для Господа: села, имение, множество рабов, стяжал полное нестяжание, терпением и мужеством своим перенес много страданий, терпя морозы зимние и нищету. Мученики в одно известное время претерпели страдание, а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них».

Был в Новгороде богатый вельможа. Случилось ему давать пир, на который созвал он знать Новгорода. Блаженный Николай шел по своему обыкновению по улице. Вельможа встретился с ним, он хорошо знал Николу, и, поклонясь до земли, сказал ему: «Раб Христов, сотвори любовь, приди ко мне покушать хлеба моего». Блаженный отвечал: «Как Богу угодно, так и будет». Спустя немного времени, блаженный пришел в дом вельможи. Хозяина тогда не было в доме, прислуга стала издеваться над юродивым: одни толкали его, другие и били, иные насмехались и говорили неприличные слова, которые непристойно и повторять. Вышед из дома, поскакал он по улицам, как обыкновенно делывал. Вельможа возвратился в дом, собрались гости. Хозяин приказал слугам подавать вино, мед и всякие напитки, какие были в доме его. Те пошли к бочкам с сосудами. Бочки были полны, но теперь в них не было ни капли. Слуги в страхе сказали господину о случившемся. Тот, не веря слугам, пошел сам и увидел то же самое, что говорили слуги. Что делать? Гости созваны, без вина оставаться нельзя. Хозяин поспешил послать в Варяжский двор купить напитки. Потом, вспомнив о блаженном Николае, спрашивает слуг: «Был здесь юродивый Николай Качанов? Я очень звал его». Слуги отвечали: «Он был в доме твоем, и некоторые невежды наделали ему много оскорблений; он же, не сказав ни слова, вышел из дому». Добрый хозяин, поняв грех своих слуг, послал лучших из своих слуг и велел отыскать, где бы то ни было, блаженного Николая. «Если где найдете его, зовите его ко мне со всем смирением, чтобы оказал мне, грешному, свое милосердие», - сказал господин. Посланные нашли блаженного Николая и, поклонясь ему до земли, сказали: «Раб Христов, прости нам согрешение, которое сотворили слуги господина нашего, пойди с нами к господину нашему». Блаженный отвечал: «Как Богу угодно, так и будет». Всегда незлобивый, блаженный пошел вместе с ними к боярину. Предваренный о том вельможа с радостью встретил его на крыльце («на всходе»), поклонился ему до земли, посадил его вместе с вельможами: блаженный был также из знаменитого рода. «Блаженный Николай, прости мне согрешение слуг моих и благослови внести пития», - сказал хозяин, когда сели все на места. Блаженный Николай отвечал: «Пусть будет, как хочешь ты». Хозяин поклонился и пошел со слугами к бочкам. Бочки оказались полными, как и были прежде. Блаженный, поняв явившуюся благодать в доме хозяина и не желая славы человеческой, сказал боярину: «Не сказывай никому о посланной тебе благодати, пока Бог не возьмет меня отсюда». И тайно вышел из дома.

По житию блаженного Феодора юродивого, Феодор не дозволял Николаю бывать на Торговой стороне, на которой сам жил. Он обыкновенно прогонял его с Волховского моста или по мосту на Софийскую сторону. Эта вражда двух блаженных была только урок для буйной вольницы новгородской, а не вражда двух сердец. Однажды вот что было при этой вражде. Николай гнался за Феодором до Волхова, и Феодор, не попав на мост, пошел по воде, как по мосту, а Николай, догоняя его также по воде, бросил в Феодора попавшийся ему кочан капусты, за что и прозван Кочановым.

Блаженный Николай преставился 27-го июля 1392 г. и погребен был на конце кладбища Яковлевского собора, на дороге: так сам он желал.

Из посмертных чудес блаженного Николая самое знаменитое было следующее. Живший близ гроба блаженного Николая Никифор, как говорит древняя повесть, дал взаймы Исааку и его сыну «полгривеньки серебра». Исаак хотел взять с Никифора заемное письмо, и так как ни он, ни сын его не умели писать, то позвал клирика Иоанна и упросил его написать письмо. Тот и отказывался, но наконец написал. Когда пришел срок платежа, Никифор просил возвратить серебро. Но должник в ответ стал браниться. Никифор, взяв приставников, отвел Исаака к городским судьям и представил письмо. Исаак, не боясь ни Бога, ни суда Божия, объявил, что он ничего не знает ни о долге, ни о письме. Иоанна, писавшего письмо, тогда не было в городе, он ходил в Ладогу, в Богоявленский монастырь на реке Сясь, по нужде, а к тому же случился праздник перенесения мощей святителя Николая. По возвращении сказали ему, как Исаак оболгал писанное им письмо. В скорби о беде такой он пошел ко гробу блаженного Николая и со слезами молился угоднику Божию: «Блаженный угодник Христов Николай! - так говорил он в молитве, - ты не оставил надежды моей прежде того, когда я был в нужде - в Москве, ты велел мне идти в свой путь и надзирал за мною в дороге. Не оставь меня и теперь». Возвратясь в дом, лег он в полдень отдохнуть. Думая о случившемся, впал в какое-то забытье. Ему явился блаженный Николай и сказал: «Не скорби, брат, и не бойся, завтра иди к судьям, Бог оправдает твое рукописание. Исаак сознается пред всеми, что он оболгал тебя». Наутро Иоанн отправился к судьям и рассказал, как он писал долговое письмо. Исаак с гневом отрекся от слов своих. Прошло три дня. Люди, узнав о деле, стали укорять Исаака. Наконец Исаак убоялся Бога, пошел на паперть святого Апостола Иакова и здесь пред всеми сознался, что он оболгал Иоанна. Так оправдались слова блаженного Николая и его молитвою защищена невинность.

По летописям, в 1554 г. «над гробом блаженного Николая Качанова заложен был каменный храм во имя святого великомученика Пантелеймона». По высокому уважению к блаженному Николаю, храм сей скоро стали называть храмом святого Николая чудотворца Качанова. По уставу Софийского собора 27 июля, в день памяти Николая Качанова сам архиепископ совершал литургию в сем храме, а вечерню и молебен отправлял игумен. Память блаженного Николая чтится и во всей Церкви.

Мощи святого праведного Николая Кочанова почивают под спудом в церкви святого великомученика Пантелеймона, известной более под именем Николо-Кочановской, построенной над его могилой. Церковь же сия находится на Софийской стороне в прежнем Неревском конце на Яковлевской улице близ Тихвинской военного ведомства церкви. При этой церкви во имя праведного Николая в 1859 г. устроен придел его Императорским высочеством Николаем Николаевичем, который родился 27 июля 1831 г. и наречен именем сего угодника. Для мощей святого праведного Николая повелением Императора Николая в 1831 г. устроена серебряная рака.

Тропарь, глас 8

Терпением своим и мужеством, Христа ради, во уродство претворився, блаженне Николае, худость ризную имея, и тягость вара дневнаго понесл еси, и мразы зимния терпел еси; и ныне, в Вышних Троице предстоя, нам, приходящим с верою к раце мощей твоих, исцеления подаваеши, твое успение честно славящим; и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси, и того стопам последуя, уродивый Николае Кочанов; и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля, и о их же согрешении Христу Богу моляся; и по честнем ти успении, Великий Новград имея мощи твоя в себе, яко неистощимое сокровище; и подаеши исцеления верою к раце мощей твоих приходящим, и успение твое честно славящим.

Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он родился в Великом Новгороде в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубоким благочестием, усердно посещал храм Божий, любил пост и молитву , щедро раздавал милостыню бедным. Видя его добродетельную жизнь, новгородские вельможи стали прославлять его. Блаженный , испугавшись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце.

Безрассудные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях. Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (память 19 января/1 февраля). Оба святых, обличая распри новгородцев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Однажды, догоняя своего «непримиримого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым. Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия. Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах. Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Николая чудотворца Кочанова. Этот храм пользовался особым почитанием Новгородских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясопустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться». В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась

Недалеко от входа в новгородском храме Апостола Филиппа находится икона, на которой изображен старец с кочаном капусты в руках. У того, кто впервые видит эту икону, конечно, возникают вопросы - что это за подвижник, и почему он изображен с капустой?

Этот удивительный святой - блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый.

Он родился и жил в Новгороде, в XIV веке в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. Вся семья была очень благочестива, но особенно праведной жизнью отличалась мать Николая. Она вложила в сердце сына пламенную любовь к Богу, научила его любить молитву и пост. В детстве Николай не любил играть, а повзрослев, избегал общества веселых сверстников. Усердно посещал храм, щедро раздавал милостыню. За это многие новгородцы стали хвалить и почитать Николая. Этой человеческой славы юноша не желал больше всего, и тогда он принял на себя подвиг юродства Христа ради.

Николай оставил свой богатый дом, раздал свое состояние бедным, а сам до конца дней в рубище скитался по городу. Он не имел ни крова над головой, ни даже теплой одежды в мороз. Тогда люди от похвал и восхищения перешли к другой крайности - стали злословить, обижать и даже бить его. Блаженный терпеливо все сносил. "Мученики в одно известное время претерпели страдания, - говорит древнее известие, - а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них".

Николай по-прежнему больше всего любил бывать в храме. Поучал горожан, вразумлял заблудших, утешал печальных. За эти подвиги Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения.

Известен такой случай: один богатый вельможа, который хорошо знал Николу, встретил его на улице. Вельможа поклонился до земли и сказал: "Раб Христов, сотвори любовь, приди ко мне покушать хлеба моего". Он пригласил Николая на пир, куда была также призвана новгородская знать. Но когда блаженный пришел в этот дом, прислуги стали издеваться над ним: толкали, били, говорили непристойные слова и выгнали прочь. Когда же он ушел, то в сосудах на пиру исчезло вино, мед и другие напитки. Хозяин, узнав, что приходил блаженный, велел немедленно вернуть его: "Если где найдете его, зовите его ко мне со всем смирением, чтобы оказал мне, грешному, свое милосердие". И как только святой вернулся, то в бочки возвратилось и вино. Не желая славы человеческой, Николай сказал хозяину: "Не сказывай никому о посланной тебе благодати пока Бог не возьмет меня отсюда".

Святой Николай жил на Софийской стороне города, а на Торговой в те же дни подвизался другой блаженный - Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). В то время две новгородские стороны жестоко враждовали, доходило даже до кровопролитий. Не могли с этим смириться святые Николай и Феодор. И они стали делать вид, что тоже враждуют между собой, чтобы показать новгородцам всю глупость и неблаговидность такой войны. Изображая непримиримых врагов, блаженные прогоняли друг друга: когда Феодор переходил на Софийскую сторону, то Николай гнал его обратно, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Блаженный Феодор кричал: "Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!"

Однажды блаженный Феодор появился на Софийской стороне, и тут же на него напал святой Николай с криком: "Как ты смеешь приходить на эту сторону?" Спасаясь от мнимого врага, Феодор побежал по водам Волхова, как по суше. Наконец, Николай остановился и запустил в блаженного Феодора кочан капусты. Тот подхватил его, а Николай кричал: "Феодор, отдай кочан, он мой, а не твой!". Новгородцы любили рассказывать об этом случае, и блаженного Николая начали прозывать Кочановым. Эта поучительная история надолго примирила своенравных новгородцев.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено, по завещанию святого, на краю кладбища Иаковлевского собора, у дороги. Блаженный Феодор скончался в том же году.

И после земной кончины по молитвам к святому Николаю Кочанову происходили настоящие чудеса. Люди стали брать с его могилки песок и воду, освящаемую в великие праздники.

По летописям, в 1554 году над могилой блаженного Николая возвели каменную церковь великомученика Пантелеймона. Однако в народе храм стали называть Николо-Кочановским. По уставу Софийского собора в день памяти святого Николая сам архиепископ совершал литургию в этом храме.

В 1859 году его Императорским высочеством Николаем Николаевичем при этой церкви был устроен придел во имя праведного Николая (Николай Николаевич родился в день памяти святого Николая Кочанова 27 июля 1831 года и был наречен именем этого угодника).

Добавим, что на иконах блаженного Николая, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображают босым и полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой. В Иконописном подлиннике о нем сказано так: "Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия, митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом".

В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. Увы, в наши дни в нем (на улице Тихвинской, напротив первого роддома) располагается городская станция дезинфекции. Монахи одного из древнейших в России Юрьева монастыря неоднократно проводили богослужения возле бывшего храма, моля святого Николая о возвращении его мощей Церкви, прося его заступничества о Новгороде и России. Но... "Как Богу угодно, так и будет", - любил повторять блаженный Николай.

Ольга Лаврова.