Религия. Церкви и секты американцев

78,5% населения США христиане, среди них евангельские протестанты 26,3%, католики 23,9%, протестанты 18,1%, черные протестанты 6,9%, мормоны 1,7%, другие группы христиан 1,6%. Иудаисты 1,7%, буддисты 0,7%, исламисты 0,6%, индуисты 0,4%. Атеистами в США являются только 16,1% населения, 0,8% населения не смогли ответить на вопрос по поводу своей религиозности.

Первая поправка к Конституции гарантирует свободу вероисповедания в США.

Большинство американцев заявляют, что религия все еще играет большую роль в их жизни , что очень нехарактерно для развитых стран, впрочем точно такие же показатели и во всех странах Северной и Южной Америки. Огромный поток латиноамериканцев также привел к устойчивому религиозному состоянию общества в США.

76% американцев это христиане протестантских и католических конфессий, 51% населения США протестанты и 25% католики, нехристианские религии составляют всего 4,5% населения, сюда можно включить буддизм, индуизм, ислам и иудаизм.

Религиозная география США неоднородная, сразу выделим так называемый неверующий пояс или неверующие штаты на северо-западе США где количество атеистов достигает 60%, это прежде всего штат Вашингтон, Орегон, Айдахо и Вайоминг.

Самые религиозные штаты — это Нью-Мексико и Калифорния с католиками, огромный процент населения баптистов в Миссисипи и Южной Каролине.

Протестантизм в США

Сегодня, как и в былые времена это крупнейшее направление христианства в Соединённых Штатах, что составляет большинство населения страны, США держат первое место в мире по количеству протестантов во всем мире. Весь 20 век принадлежность к американским белым протестантам считалось образом благополучия и политической силы, отметим что все 44 президента США были протестантами за исключением Джона Кеннеди, он был католиком, чем это закончилось мы знаем.

Протестантство распределено по территории США неравномерно, максимальное количество протестантов находится на юге США в так называемом библейском поясе, там цифра близка к 65% от всего числа населения, на Среднем Западе 54%, Северо- Востоке и Западе 38% и ниже. В 29 штатах протестанты являются большинством населения, особенно в округе Колумбия, Миссисипи, Алабама и Юта. 74% протестантов белые, 16 % - афроамериканцы, 5 % - латиноамериканцы; 1 % -азиаты. 54 % составляют женщины, 46 % - мужчины.

Среди расовых групп США 78 % всех афроамериканцев, 53 % белых, 27 % азиатов и 23 % латиноамериканцев.

Чем дольше предки любого американца прожили в США тем выше вероятность, что он будет протестантом, среди переселенцев которые родились за пределами США только 24% протестантов, конечно будет 41% приехавших из Канады протестантов, 37% из Западной Европы, 29% из Латинской Америки и Южной Азии , 18% из Восточной Европы . Половина протестантов ходят в церковь по выходным дням, 17% не ходят церковь вообще.

Евангельские христиане являются наибольшей конфессией, не всегда отличаются либеральными взглядами, они занимают строгие этические позиции, важен авторитет Библии, они не ерпимы к церковным реформам, абортам, гомосексуалистам. К евангельским христианам в США относят всех пятидесятников адвентистов и перфекционистов, большинство баптистов и меннонитов, а также часть методистов, пресвитериан, лютеран.

Обычные протестанты , к ним относятся большинство исторических протестантских церквей в том числе англикан, реформаторов, пресвитериан, лютеран, квакеров, более половины методистов, часть баптистов. Протестанты более либеральны чем евангельские христиане протестанты, испытывают сильное влияние библейской критики.

Исторические афроамериканские церкви состоят из общин афроамериканцев, сюда относятся баптисты, методисты, пятидесятники и перфекционисты.

Доля трех основных вышеперечисленных церквей неуклонно снижается в последние десятилетия.

Атеизм в США

Самыми не религиозными штатами являются Орегон, Вашингтон, Аляска, Невада, Мэн и Западная Вирджиния. Самая низкая посещаемость церквей в штате Невада, Коннектикут, Нью-Гемпшир, Вермонт, Род-Айленд, Массачусетс и Мэн и Новая Англия вообще. В штатах Орегон, Вашингтон и Калифорния посещаемость церквей лишь немного выше.

Если в западной части США в Бога верит 59% населения, то на Востоке 80%, Среднем Западе 83% и на Юге странны 86%.

Сегодня в США 20 миллионов жителей, которые не придерживаются определённой религии, в том числе атеисты и агностики, убежденные атеисты среди них 5 миллионов человек.

Исследования показывают, что чем богаче человек в США, чем образованнее тем больше вероятности, что он атеист, а также среди таких людей будет очень много холостых мужчин и очень мало пенсионеров. Каждый четвертый американец в возрасте от 18 до 22 года считает себя неверующим. Одно из последних исследований подтвердило, что если в целом в Бога верят 78% населения, то еще 15% утверждают, что верят во вселенский дух или высшие силы, 6% ни верят ни во что.

Рост атеизма в США ускорился с начала 1980 годов и продолжается до сегодняшнего дня, количество атеистов с 1980 года удвоилось. Количество атеистов в США в 2007 году было 1,6% от всего населения, то уже в 2013 году 2,5%, количество агностиков увеличилось с 2,1% в 2007 до 3,3% в 2013 году.

Наибольший процент жителей, которые себя не причисляют к религиозным конфессиям это Вермонт с показателем в 34% населения, далее идет Нью-Гемпшир, Вайоминг, Аляска, Мэн Вашингтон, Невада, Орегон, Делавэр.

Если в США количество нерелигиозного населения 16,1%, то можно провести некоторое сравнение, в самой нерелигиозной стране мира в Эстонии таких людей 75,7%, Азербайджане 74%, Швеции 65,5%, Чехии 64,3%, Вьетнаме 63,5%, Дании 61,5%, Албании 60%, Великобритании 52%, России 48,1% Украине 42,4%.

Религия в Соединенных Штатах характеризуется многосторонним разнообразием конфессий, убеждений, направлений. Их многочисленность и равноправие сложились в силу исторических особенностей, которые следует учитывать, чтобы понять, какая вера у американцев доминировала в тот или иной период и превалирует сегодня. С ранних колониальных дней, когда английские и немецкие поселенцы прибывали на поиски новой жизни и духовной свободы, Америка была глубоко подвержена влиянию религии, которое и сейчас в значительной мере ощутимо в культуре и социальной жизни страны.

Религия колониального периода

Какая вера у американцев появлялась на протяжении столетий и почему возникло богатое религиозное разнообразие? С началом колониального освоения заокеанских земель англиканцы, католики, протестанты, евреи, прибывая из Европы, сохраняли, а заем распространяли свою веру в Новом Свете. Появлялись регионы, где доминировало одно религиозное направление. К примеру, присутствие православной церкви обусловлено русским заселением Аляски.

Многие протестанты были не согласны с церковной ситуацией у себя на родине. Прибыв со своим видением вероисповеданий в Америку, они довольно сильно разнообразили религиозный ландшафт, основав совершенно отличительные направления. Уже к началу XVIII века в Новой Англии на базе протестантизма распространились многочисленные христианские общины, продолжавшие долгое время развиваться в отдельные церковные ответвления такие, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитерианство, баптизм, конгрегационализм, квакерство, другие. Охватившее в конце XVIII века Северную Америку религиозное движение, названное Великим Пробуждением, породило многочисленные евангельские протестантские деноминации, то есть христианские организации промежуточного между церковью и сектой характера.

Потому большинство историков, религиоведов, публицистов характеризует население Соединенных Штатов как протестантскую нацию или основанную на протестантских принципах, особо подчеркивая ее кальвинистское наследие.

Религиозные направления XVIII-XX века

В XVIII веке среди американских прогрессивных мыслителей и высшего класса нашел поддержку деизм. Епископальная английская церковь распространилась в период американской революции, после чего стали появляться новые протестантские ветви, такие как адвентизм, реставрационизм, Свидетели Иеговы, Движение Святых последних дней, а также унитарные и универсалистские общины, которые распространились в XIX веке.

Начало 1920-х годов ознаменовалось основанием пятидесятничества. В 1950-х годах появилась саентология. Унитарный универсализм был результатом слияния унитарных и универсалистских церквей XX века. С 1990-х годов религиозная доля христиан уменьшилась из-за секуляризации, в то время как начали распространяться буддизм, индуизм, ислам и другие религии. Протестантизм, исторически доминирующая вера американцев, в начале 2010 года перестал быть религиозной категорией большинства.

Положение религиозных организаций в колониальной Америке

Некоторые из первых тринадцати колоний были учреждены поселенцами, желавшими исповедовать свою религию в сообществе единомышленников. Так, Массачусетс был образован английскими пуританами (конгрегационалистами), Пенсильвания - британскими квакерами, штат Мэриленд - английскими католиками, а Виргиния - английскими англиканцами. Разногласия в отношении церковных вопросов и непримиримое предпочтение английских традиций привели к религиозным распрям. В результате Plantation Act (1740) или первого в Соединенных Штатах закона по регламентации предоставления американского гражданства была установлена официальная политика для новых иммигрантов, приезжающих в Британскую Америку, о равном положении всех вероисповеданий.

Именно в середине XVIII века руководство страны избрало направление равноправия вероисповеданий и несущественности того, какая вера в Америке будет доминировать. Даже в Трипольском договоре 1797 года, подписанном президентом Джоном Адамсом при единогласной поддержке Сената, упоминалось о том, что правительство Соединенных Штатов Америки ни в каком смысле не основано на христианской религии.

Конституционная свобода вероисповедания

В тексте первой поправки конституции США говорится, что Конгресс не принимает никаких законов, касающихся установления религии либо запретов их свободного осуществления, сокращения свободы слова и печати, права людей мирно собирать и подавать прошение правительству о возмещении жалоб. Это означает, что неважно, какая вера или религия у американцев, конституция гарантирует ее свободное осуществление, а также препятствует правительству отдавать предпочтение одной из них на государственном уровне. Однако ряд штатов не был связан этим положением, например, в 1830 годах правительство Массачусетса, сделав привилегированным одно вероисповедание, предоставляло налоговые деньги местным общинным церквям. Верховный суд с 1940-х годов интерпретировал четырнадцатую поправку, дававшую возможность для подобных ситуаций в отдельных штатах, и применил первую поправку к общегосударственным и местным органам власти. Потому вопрос, какая вера в Америке самая влиятельная, звучит некорректно, поскольку никакая из религиозных организаций не может оказывать политическое действие, согласно Конституции страны.

Позиция правительства

Первая поправка гарантирует как свободную практику и вероисповедание любой религии, так и запрет на ее агитацию и популяризацию федеральным и региональным правительством. В 1954 году в США была изменена клятва верности стране в связи с добавлением фразы «под Богом», чтобы подчеркнуть отличие от государственного атеизма, поддерживаемого Советским Союзом.

Различные президенты США часто заявляли о важности религии. 20 февраля 1955 года президент Дэвид Эйзенхауэр заявил, что признание Высшего существования является первым, самым основным выражением американской нации. Президент повторил это заявление в 1974 году.

Исследовательские данные

Какая вера у американцев наиболее распространена в наши дни? Большинство взрослого населения США отождествляет себя с христианами, а около 20-25% не претендуют ни на какую религиозную принадлежность. Согласно исследованию, проведенному Общественным научно-исследовательским институтом религий в 2017 году, примерно 69% американцев назвали себя христианами, из них 45% — приверженцы различных церквей, которые можно считать протестантскими, и 20% исповедуют католические убеждения. В том же исследовании говорится, что последователи других не христианских религий, включая иудаизм, буддизм, индуизм, ислам, в совокупности составляют около 7% населения.

Согласно опросу института Гэллапа в 2016 году, Миссисипи является самым религиозным штатом в стране. 63% совершеннолетнего населения этого южного региона считает себя традиционно верующим и посещает церковные службы почти каждую неделю. В Нью-Хэмпшире только 20% среди взрослых относят себя к числу действительно верующих, и штат считается наименее религиозным. Согласно показаниям той же компании за 2016 год, 73,7% американцев религией для себя признали христианство. Из этого количества 48,9% — протестанты, 23% — католики и 1,8% — мормоны. Из общего населения безучастны к любой религии — 18,2%, а 5,4% связаны с другими вероисповеданиями.

Подробная статистика христианских организаций

При переписи населения США не разрешено спрашивать о вере исповедания американцев. Различные социологические группы организовывали опросы, чтобы определить приблизительные проценты тех, кто и с какой религией себя соотносит. Public Religion Research Institute в 2017 году, проведя по Соединенным Штатам исследования, опубликовал данные, в соответствии с которыми 24% американцев считают себя не религиозными, а 1% населения отказались отвечать. Среди всех опрошенных 69% исповедуют одно из христианских направлений. При этом цифры распределились таким образом:

  • 45% всего количества христиан — протестанты. Среди них 17% белых евангелистских христиан. 13% белых, причисляющих себя к «Протестантскому мейнстриму» или «традиционным протестантам». 8% составляют члены «Черного протестантизма» или афро-американской церкви. 4% латиноамериканских и 3% других небелых протестантов.
  • 20% христиан исповедуют католичество, включая 11% белого, 7% испаноязычного и 2% другого населения.
  • по 1% мормонов, свидетелей Иеговы и православных.

Статистика крупнейших нехристианских вероисповеданий

Какая вера или религия у американцев наиболее распространена после христианства? Иудаизм является следующей крупнейшей религиозной группой в США, хотя эта идентификация не обязательно свидетельствует о религиозных убеждениях или практиках. Значительное число людей (около шести миллионов) считают себя американскими евреями по этническим и культурным мотивам, а не религиозным, из них 19% не верят, что Бог существует. Однако 2,83 млн совершеннолетних евреев (1,4% взрослого населения США) оцениваются как приверженцы иудаизма. Ислам считается третьей по величине религией в Соединенных Штатах, после христианства и иудаизма и составляет примерно 1% населения по данным 2017 года.

Буддизм появился в стране с XIX века, лишь только прибыли иммигранты из Восточной Азии. Первый буддийский храм был основан в Сан-Франциско в 1853 году. В конце XIX века в США начали приезжать буддийские миссионеры из Японии, а философия этой религии всегда подогревала любопытство американских интеллектуалов и творческой богемы. Согласно исследованию 2017 года, буддисты составляют примерно 1% населения США. Индуизм является четвертой по величине верой в Соединенных Штатах, также составляя около 1% населения по данным за 2017 год.

Другие ведущие движения, основанные в США

Пятидесятничество — направление, которое акцентирует роль Святого Духа, основано Чарльзом Пархемом с 1904 по 1906 год.

Адвентизм начался как межконфессиональное движение. Самая выдающаяся современная группа, которая исходит из этого движения, — адвентисты седьмого дня.

Святые последних дней (церковь LDS) — реставрационистское движение, основанное в 1830 году Джозефом Смитом, является второй по величине деноминацией в США.

Свидетели Иеговы изначально были известны как ученики Библии, обнаруживая слабую связь с адвентизмом, с которым и сейчас наблюдается некоторое сходство. Направление образовано в конце 1870-х годов Чарльзом Расселом.

Церковь христианской науки появилась в конце XIX века. Ее основательница Мэри Бейкер Эдди также учредила в 1908 года одноименную газету с религиозными статьями на последней полосе. Сейчас это международное ежедневное издание выходит в Интернете.

Церковь Христа или ученики Христа — реставрационное движение без руководящего органа, которое закрепилось как историческое явление в 1832 году, когда произошло слияние двух других крупных движений.

Городская церковь сообщества, основанная Тройем Перри в Лос-Анджелесе 1968 года.

Унитаризм создан в Бостоне из конгрегационалистских церквей. В 1825 году была образована Американская унитарная ассоциация в Массачусетсе.

Универсальная церковь первой региональной конференции Америки основана в 1793 году.

Но это далеко не полный список. Еще множество крупных и незначительных религиозных организаций, движений и церквей различного направления зарегистрировано на территории США.

Сравнительная статистика

На вопрос, какая религия у американцев наиболее распространенная, в 1963 году 90% взрослых американцев утверждали, что они христиане, и только 2% не придерживались какого либо исповедания. В 2017 году 69% назвали себя христианами, а 24% оставалось без религиозной принадлежности.

Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Pew в 2002 году, около 6 из 10 американцев заявили, что религия играет очень важную роль в их жизни, по сравнению с 33% в Великобритании, 27% в Италии, 21% в Германии, 12% в Японии, и 11% во Франции. В исследовательском докладе результаты показали, что Америка, по сравнению с другими развитыми государствами, где вера играет незначительную роль, имеет больше сходства с развивающимися странами, в которых намного выше показатель религиозного населения.

Какая вера у американцев?

Без цифр и ссылок на этот вопрос можно ответить: глубокая и полная убежденности у почти половины населения. При социологическом исследовании Gallup International 2009 года 41,6% американских граждан сказали, что они посещали церковь, синагогу или мечеть раз в неделю либо с редкими пропусками. Этот процент выше, чем в других западных странах. Показатель значительно колеблется в зависимости от штата и региона. Обновленные в 2014 году цифры варьировались от 51% в Юте до 17% в Вермонте. И возможно не зря официальный современный девиз Соединенных Штатов значится в законе от 1956 года: то есть, «В Бога мы верим». Эта фраза впервые прозвучала в тексте американского гимна в 1814 году, затем появилась в 1864 году на монетах США, а теперь печатается на однодолларовых купюрах.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет иностранных языков

Р оль р елиги и в США

Архангельск

Введение

Религия в той или иной степени связана с духовной жизнью общества в целом: с конечным смыслом бытия, вопросами жизни и смерти и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближним, свободе от рабства вещей, умению владеть собой, твердо верить в истину и моральные ценности.

Религия в США традиционно играет большую роль. Во все времена Америка являлась девственной землей для многих религий, а также в силу невмешательства государства в религиозную практику, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект.

Тема религии в США является и будет являться актуальной, так как религиозные организации активно участвуют в решении социальных и общественных проблем, кроме этого религия оказывает огромное влияние на политическую жизнь страны.

Яркой особенностью религиозной культуры США является разнообразие религий, что тесным образом связано с историей страны.

1. Из истории американской церкви

Многообразие религий в США тесным образом связано с религиозной жизнью коренных жителей Америки, колониальным прошлым и потоком переселенцев.

Основная масса индейцев Северной Америки ко времени колонизации достигли сравнительно высокого уровня культурного развития. Сведения о религиозных обрядах североамериканских индейцев очень обширны: от сообщений ранних путешественников и миссионеров- иезуитов 17-18 вв. до систематических исследований этнографов.

Говоря о родовых формах культа у американских индейцев, следует подчеркнуть, что он почти не у одного племени не был культом предков. С элементами родового культа тесно связаны пережитки тотемизма. В Америке мы уже не находим тотемизма в его классической форме.

Господствующей формой культа у индейцев Америки был не родовой, а племенной культ. Содержанием этого племенного культа было по преимуществу почитание сил и стихий природы. В числе сил природы на первом месте стояло солнце, так например, существовал праздник посвященный солнцу, который торжественно и пышно отмечался и назывался «пляской солнца». К нему приурочивалось выполнение всех главных обрядов. Важнейшую часть обрядов составляли изуверские действия вроде самоподвешивания на ремнях, продетых сквозь кожу и мускулы. Кроме того, по этому моменту велось летоисчисление.

Настоящих жертвоприношений в собственном смысле слова индейцы почти не знали. Некоторые исследователи прямо указывали, что индейцы слишком бедны, чтобы приносить ценные жертвы. Зато жертвы заменялись широкораспространненым обычаем самоистязаний, которые и рассматривались, как жертвы божеству. Наиболее изуверские самоистязания применялись иногда в качестве угодных духам обрядов. Сравнительно редко, но все же бывали случаи, когда североамериканские индейцы приносили в жертву стихиям и явлениям природы не только свои вещи, но и людей.

Формы погребения в Америки весьма разнообразны. С ними связаны тоже довольно разнообразные представления о загробной жизни. Местами отмечена вера в перерождение. Но преобладающей была вера в то, что люди в загробном мире будут продолжать ту же жизнь, которую они вели до смерти. Эти идеи о загробной жизни, хотя они и довольно определены, не играли первостепенной роли. Религиозные верования ориентировались не на будущую, а на эту жизнь. Вся цель культовой практики – обеспечить успех в земной жизни.

Резюмирую обзор религии большинства американских индейских племен, можно сказать, что характерная ее черта – идея сверхъестественного, которое близко каждому человеку, но уже довольно резко отделено от материального мира. Не было святилищ, храмов, особенно постоянных. Для периодически совершавшихся празднеств служили временные культовые хижины и шалаши. Не было оформленного жречества, роль его выполняли шаманы и знахари; принятие этой профессии было делом нерегламентированным, а добровольным. Совершенно не было культа вождей, в этом сказался особый демократизм всего уклада жизни индейцев.

Жестокости, которые совершались американскими колонизаторами, выливались в своеобразные формы религиозно-реформатских движений. Суть этих религий состояла в стремление возродить старые обряды индейцев, дополнив их некоторыми идеями, заимствованными из христианства или других религий. Центральное место в проповеди этих пророков занимала идея мессии, избавителя индейских племен от чужеземного ига. Во многих случаях эта идея дополнялась учением о воскресении, воспринятым из христианства. Разумеется, эти попытки религиозно-обновленческого движения, имевшие политическую подкладку, были совершенно безнадежны. Но они чрезвычайно интересны как явление, характерное не только для Америки. Стихийный протест против колониального угнетения на первых порах принимает форму религиознообновленческого движения.

Большинство колонистов были протестантами, именно их традиции и оказали существенное влияние на американское общество. Хотя возникало немало конфликтов между религиозными организациями, так например, население Верджинии включало в себя членов англиканской церкви. Англиканская церковь упрекала икономыслящих, живших в колонии.

Другая крупная группа, прибывшая в 1630, были пуританами, которые хотели очистить церковь. Они были более толерантны и верили, что вера в Бога – это путь к спасению души.

Первые католики прибыли в Америку в 16 веке, это были миссионеры из Испании, Португалии и Франции. Они основали церкви на юге и западе страны. В 18 веке происходит смена акцента, что было связано с новой волной эмигрантов. Именно в это время большинство американцев стали активно посещать церковь.

Религиозное множество возросло в США в конце 19 и 20 века за счет эмигрантов, прибывших из Европы, Латинской Америки и Азии. Появились такие религии как индуизм и ислам. Западная православная церковь была основана эмигрантами из России, Греции и Армении. Но их строгие правила были не приняты американцами, что привело к неприязни к новоприбывшим.

2. Религиозные течения

Большинство верующих в США - христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.

«Религии Нового века» - симптоматический и характерный продукт духовной жизни современного Запада. В 60-е годы произошел подлинный бум религиозных организаций. Так в США их число уже далеко перевалило за тысячу. В деятельности этих «культов» принимает участие от 3 до 5 миллионов американцев – преимущественно молодежь. И так, США стали родиной многих церквей и сект. Из наиболее известных можно назвать церковь Учеников Христа (основана в начале 19 в.), Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны, основана в 1830 г.), адвентистов Седьмого дня (основана в 1863), «Свидетелей Иеговы » (основана в 1872).. И все же большинство протестантских общин европейского происхождения - баптисты, методисты, лютеране. В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, меннониты (в т. ч. амиши), реформисты, унитарии, квакеры, различные братства. Есть православные церкви.

МОРМОНЫ , общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.

Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.

Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин - проповедник.

Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250-500 человек. Работа на местах - самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода - президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем - и «колов».

Подавляющая часть населения США считает себя верующими. Больше половины исповедуют христианство, хотя, согласно первой поправке конституции, церковь и государство разделены, т.е. официально нет государственной религии.

Благодаря своеобразному пути развития и формирования государства относительно молодая страна имеет чрезвычайно многонациональный состав населения, который формировался путем переселения людей на североамериканский континент из других регионов. Это повлияло и на религиозный состав страны.

История американской религии

До прихода европейцев на территории современных Соединенных Штатов проживали племена индейцев, в большинстве своем веровавших в существование высшей сущности, создателя мира. У одних - это сын Неба и Земли, у других - Высший Дух или заботливая женщина.

В разных племенах создателю приписывались разные черты характера и способности. Как правило, это божество обитало над землей, могло принимать различные формы и облики и считалось одним из множества богов, населявших землю. У каждого племени была своя картина мира и мифы о его сотворении. Также у коренных жителей были популярны тотемы, что находит подтверждение в рисунках и вышивке.

Христианство приходит на континент в период открытия Америки, с 15 века. Первые завоеватели и поселенцы были испанцами и португальцами, которые несли сюда догматы Римской католической церкви. Протестантство широко распространяется на американском континенте с 16 века, во время разгара Реформации в Европе.

В Новый свет хлынули пилигримы из Англии, Шотландии, Голландии и Франции, которые хотели убежать как от гнета господ, так и от католического засилья, и жаждали свободы и независимости. Это и повлияло на формирование новой нации и государства, впитавших в себя основы протестантской этики и идеи плюрализма в религии.


Религиозный состав населения США

Сейчас религиозный состав населения США пестрит многообразием. Подавляющее большинство верующих американцев - христиане различных толков. Это, прежде всего, протестанты и католики, есть и православные. Чуть менее распространены иные религии: иудаизм, ислам, буддизм и другие верования.


Протестантизм появляется и распространяется со времени первых завоеваний в этом регионе в 15-16 веках, благодаря английским, шотландским и голландским переселенцам. На данный момент около половины верующего населения США (45%) относят себя к протестантским конфессиям.

Приверженцы каждого из направлений выступают за уникальность и самостоятельность. Поэтому причисление всех прихожан к протестантам условное.

  • возможность самостоятельного изучения Библии, без посредничества священников;
  • прощение грехов возможно лишь через истинную веру, т.е. отвергают учение о «чистилище»;
  • признание только двух таинств: крещения и причащения.

Протестантство наиболее распространено в следующих штатах: Северная и Южная Дакота, Небраска, Канзас, Огайо, Западная Виргиния, Айова, Миннесота.



Распространение католицизма в Северной Америке связано, в первую очередь, с завоеваниями испанской конкисты 15-16 веков. В настоящий момент католики составляют около 19% верующих в США.

В отличие от протестантов, католики стремятся к централизации и провозглашают священников проводниками Слова Божьего. Основой веры является Священное писание.

Главные отличия учения заключаются в следующем:

  • признание триединства Бога: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Святой Дух;
  • отпущение грехов за плату (индульгенция);
  • особое почитание Девы Марии, вера в непорочное зачатие;
  • обед безбрачия священнослужителей (целибат);
  • признание семи таинств: брак, крещение, миропомазание, елеосвящение, священство, исповедь, евхаристия.

Католицизм является основным вероисповеданием для жителей всех штатов западнее Техаса и Дакоты, а также на востоке: в Пенсильвании, Вермонте, штатах Мэн и Нью-Йорк, Массачусетсе, Мичигане, Филадельфии и Нью-Гэмпшире.

Главной святыней американских католиков является Базилика Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, находящаяся в Вашингтоне, Округ Колумбия.

Это самый большой католический храм Соединенных штатов. Строительство церкви шло с 1920 по 1961 год. Открытие прошло в 1959 году. Титул малой базилики был присвоен Папой Иоанном Павлом Вторым после его посещения собора 12 октября 1990 года.



Православные

Первая православная миссия в Америке была создана на Аляске в 1794 году монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. В 1840 году была утверждена Алеутская епархия, а в 1870 году ее перенесли Сан-Франциско. С этого момента православие начало активно распространяться по континенту. После революции 1917 года многие православные приходы в США находились вне общения с РПЦ. 10 апреля 1970 года Американской Православной Церкви была дарована автокефалия. В настоящее время на территории США находится около 650 православных приходов и 25 монастырей, насчитывается около 1% православных.

Основными принципами православия являются:

  • автокефалия - самостоятельность национальных церквей;
  • признаются решения только первых семи Вселенских соборов;
  • святой Дух исходит только от Бога-Отца;
  • соборность как единение священнослужителей и прихожан.

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери США находится в кафедральном соборе города Ситка на Аляске и считается чудотворной. По некоторым данным, она была написана мастером Владимиром Лукичом Боровиковским (1758—1826). В 1850 году ее подарили храму за два года до окончания строительства.

Еще одной православной реликвией Соединенных Штатов является портрет-икона святого преподобного Серафима Саровского в полный рост, написанный при жизни. В настоящее время находится в Успенском храме при женском монастыре Ново-Дивеево в сорока километрах от Нью-Йорка.



Первые переселенцы иудейского вероисповедания появились на Севе континенте в 1584—1621 гг., а синагога была построена в г. Нью-Порт штат Род-Айленд в 1759 г. К 1790 году община иудеев насчитывала от 1000 до 2000 человек. Это были голландские сефарды и евреи из Англии. К 1840 году число приверженцев иудаизма выросло до 15 000, а к 1880 году – до 250 000 человек. Основную долю иммигрантов составляли выходцы из немецкоязычных стран – ашкеназы. В настоящее время иудаизм является второй религией в Соединенных Штатах после христианства по числу приверженцев (около 2%).

Источником права и регулирования общественных отношение у иудеев является Галаха. Главная книга веры - Тора, или Пятикнижие.

Основными символами являются:

  • шабат - по Торе седьмой день недели, суббота, в который предписывается воздерживаться от работы;
  • шма, или шема, - ежедневная молитва, провозглашающая единственность Бога, любовь к нему и верность его заповедям;
  • кашрут - правила, которые определяют соответствие чего-либо Галахе (закону);
  • обязательное ношение кипы или ермолки для мужчин.

Старейшая синагога в Нью-Йорке была построена в 1872 году. Здание возведено в мавританском стиле, имеет два медных купола, расположенных на восьмиугольных башнях. Имеет потрясающий интерьер и является достопримечательностью города.



Мусульмане

Впервые ислам проникает на территорию Америки с первыми колонистами и привезенными ими чернокожими рабами. С конца 19 - начала 20 веков увеличивается приток арабского населения, носителей ислама, из Османской империи (Сирия, Ливан, Иордания, Палестина). Со второй половины 20 века начинают прибывать иммигранты из Ближнего востока (Иран, Пакистан и др.). Количество мусульман в США увеличивается не только за счет иммигрантов, но и путем привлечения новообращенных членов. На данный момент количество мусульман в США составляет около 1% населения.

Основы вероисповедания у мусульман изложены в Коране. Правила поведения и устройство общества - в Сунне - жизнеописании пророка Мухаммада.

Основные предписания, обязательные для каждого мусульманина, называются «пять столпов» и заключаются в следующем:

  • шахада - свидетельство веры, это краткая фраза их Корана, которую произносят только на арабском несколько раз в день;
  • намаз - молитва, читающаяся пять раз в день с соблюдением обязательного ритуала;
  • соблюдение поста в священный месяц рамадан;
  • хадж - паломничество в Мекку, священный город, которое должен совершить хотя бы раз в жизни каждый правоверный;
  • закят - пожертвование, или ежегодный налог (по исламскому праву), в пользу нуждающихся и общины.

Самой большой мечетью в северной Америке является Американский исламский центр, находящийся в Дирборне, штат Мичиган, основанный в 2005 году. Старейшая мечеть в США расположена в Бруклине в Нью-Йорке. Точной даты ее основания нет. Снаружи она выглядит, как обычный деревянный дом, за исключением небольшого минарета, увенчанного полумесяцем.



Буддисты

Распространение буддизма в США относится к середине 19 века, когда увеличивается число иммигрантов из Восточной Азии, главным образом из Китая. В конце 19 - начале 20 века растет поток переселенцев из Японии и Кореи. Постепенно этой религией начинает интересоваться местная интеллигенция. Первый буддистский храм был построен в 1853 году в Сан-Франциско. В настоящее время буддизм исповедуют около 1% американцев, большая часть которых проживает в Южной Калифорнии и на Гавайях.

Учением буддизма является Дхарма, которая объясняет его принципы и понятия. Здесь нет Бога в привычном понимании. Будда - человек, постигший нирвану. Это значит, освободившийся от страданий, очистивший разум, отринувший желания и страсти, пришедший к гармонии со своим окружением. К этому должен стремиться каждый путем медитаций, чтения мантр и соблюдения норм этики. Нирваной заканчивается сансара - череда реинкарнаций. Еще одно важное понятие буддизма - карма. Каждое действие, чувство или мысль приводят к последствиям в будущем, как положительным, так и отрицательным.

Главные буддистские центры Америки находятся в Нью-Йорке:

  • первый дзэнский институт, основанный в 1930 году;
  • центр буддизма тхеравады - Американская буддистская академия.



До середины 20 века индуистов в США были единицы, поэтому сложно определить, с какого именно момента он стал проникать сюда. Широко распространяться начал во время волны иммиграции из Индии в 60-70-х гг. 20 столетия. Первая общественная организация индуистов была основана в 2003 году. На данный момент в стране насчитывается от 0,7 до 1% последователей этой религии различных толков.

Индуизм значительно отличается от традиционных религий. Под этим понятием понимается совокупность множества верований, философских течений и традиций, объединенных общим названием.

При этом выделяется ряд общих черт:

  • признание авторитета Вед - священного писания;
  • вера в переселение душ - сансару;
  • принятие закона возмездия - кармы;
  • возможность выхода из колеса перерождений - мокша;
  • деление общества на варны и касты;
  • соблюдение определенных норм и правил поведения - дхарма.

Один из красивейших индуистских храмов Америки находится в Чикаго. Шри Сваминараян Мандир был построен в 2000 году на пожертвования прихожан и силами волонтеров. Во внешнем облике гармонируют традиционные элементы индийской архитектуры и современные технологии. Главная особенность храма - это 40000 элементов ручной работы.



Движение мормонов было создано на территории США в первой половине 19 века. Оно откололось от Церкви Иисуса Христа Святых последних дней после смерти основателя Джозефа Смита. Сейчас религиозные общины мормонов составляют 1,7% населения и сосредоточены большей частью в штатах Юта и Айдахо.

Учение мормонов схоже с христианским, но не тождественно ему. Библия считается Священным писанием, хотя главной книгой жизни является Книга Мормона.

Последователи этой веры считают, что:

  • вселенная населена различными божествами, порождающими детей;
  • Бог был человеком и имеет физическое тело;
  • Иисус не божественен, а был сотворен, как все люди;
  • рай имеет три уровня: для добропорядочных мормонов, для хороших людей, для тех, кто прожил жизнь греховно.


Свидетели Иеговы - это религиозное течение, основанное на Библии и христианской традиции, но кардинально отличающееся от него. Возникло оно в США в конце 19 века в Питтсбурге, штат Пенсильвания. В Америке к числу приверженцев относится 0,7% населения.

Сложность понимания учения иеговистов заключается в том, что его доктрины постоянно меняются и корректируются.

Главные отличия заключаются в следующем:

  • единственным Священным Писанием, исходящим от Бога, считается Библия, все остальные тексты написаны людьми;
  • обращаются к Богу по имени Иегова;
  • Христос воспринимается как воплощение Архангела Михаила;
  • не признается наличие ада и рая, рай наступит на земле после конца света для истинно верующих;
  • верят, что второе пришествие Христа и явление дьявола уже было, поэтому конец света наступит в ближайшем будущем.


Баптизм - это протестантская конфессия, отделившаяся от радикальных пуритан в период Возрождения в Голландии. На территорию США начинает проникать с 16 века. В 1634 году группа баптистов во главе с Роджером Уильямсом создает колонию Род-Айленд и первые церкви в Ньюпорте и Провиденсе. В это время разворачивается масштабная миссионерская деятельность, которая затрагивает, наряду с белыми переселенцами, индейцев и чернокожих.

В 1707 году была создана первая ассоциация баптистских церквей в г. Филадельфия, а к началу 18 столетия таких объединений было 48. В настоящее время в Соединенных Штатах находится более 80 тысяч баптистских церквей, насчитывающих более 23 миллионов прихожан. Располагаются они, главным образом, в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Индиана, Западная Виргиния, Огайо, Пенсильвания и Нью-Джерси.

Определяющим отличием баптистов является практика добровольного крещения людей в сознательном возрасте и с устоявшимися убеждениями.

Кроме этого, в основе учения лежат следующие принципы:

  • признание независимости и самостоятельности каждой общины;
  • Священным писанием признается Библия в составе 66 книг Ветхого и Нового заветов;
  • пастор общины не обладает абсолютной властью, ведущие вопросы решаются на собраниях;
  • главные богослужения проходят в воскресенье и сопровождаются пением и музыкой.

Самым большим баптистским объединением не только в Америке, но и во всем мире, является Южная баптистская конвенция США. Число ее прихожан превышает 16 миллионов человек.



Название «Церковь Адвентистов седьмого дня» было выбрано в 1860 году для отделившийся группы адвентистского движения (ожидающих второе пришествие Христа). В 1863 году создается Генеральная конференция адвентистов седьмого дня в Батл-Крик, штат Мичиган. Своей основательницей, вестницей Божьей и пророчицей адвентисты считают Эллен Уайт. В настоящее время число последователей в США насчитывает около 12 миллионов человек.

Характерными чертами адвентистов седьмого дня являются:

  • выборность руководящих церковных должностей;
  • вера во второе пришествие Христа, после которого наступит Страшный Суд;
  • большинство доктрин базируется не на Библии, а на пророчествах Эллен Уайт;
  • почитают субботу;
  • душа человека смертна, пребывает в теле до воскрешения;
  • отрицают искупляющую грехи человечества роль Иисуса, считают, что ее возьмет на себя Сатана.



Другие верования и атеисты

К другим вероисповеданиям американцев, например, секте Амишей, относится 1,2% населения. 25% жителей Соединенных Штатов считают себя атеистами или агностиками. Наименее религиозные штаты – Орегон, Калифорния, Аризона, Огайо, Западная Вирджиния и Мэн.


Место религии в жизни американцев

Церковь в США отделена от государства согласно поправке к конституции 1791 года. Это значит, что никакая конфессия не может являться государственной. Хотя население, многонациональное и многоконфессиональное, весьма религиозно.

Богослужение в армии

Вера у американцев играет важную роль в жизни. Так, для богослужений и осуществления потребностей каждого верующего военнослужащего гражданина был создан институт капелланов в армии. Также в частях создаются стационарные и походные церкви.


Широко развито и религиозное образование. Создано большое количество воскресных школ для всех желающих и при детских садах. Осуществляется сотрудничество колледжей с церковными организациями.


Религия как бизнес

Религия в США отличается многомиллионными доходами. Всевозможные теле-проповеди и шоу призывают людей к совершению пожертвований. Освобождение всех религиозных организаций от уплаты налогов побуждает людей создавать общины для зарабатывания денег.


Видео о религии в Америке

Из видео вы узнаете об истории евангелистских церквей США.

В данном видео показывается взгляд американцев на религию.

Религия играет достаточно большую роль в США. Верующими называют себя около 88 % населения США; это намного больше, чем в большинстве развитых стран мира. По разным оценкам, от 21 до 41 % жителей США посещают церковь не реже, чем раз в неделю.

Первая поправка к Конституции США определяет, что в США не может быть государственной религии и гарантирует свободу вероисповедания в США. Практически в США сегодня можно встретить людей, исповедующих все мировые религии.

Отношение числа верующих к общей численности населения в разных штатах США неоднородно.

Больше всего религиозных людей в "Библейском поясе" - штатах на Юге США . Здесь живут очень много прихожан Южной баптистской конвенции, традиционно популярной в регионе. К "Библейскому поясу" относят штаты Техас, Оклахома, Канзас, Иллинойс, Индиана, Огайо, Миссури, Арканзас, Луизиана, Миссисипи, Теннесси, Кентукки, Вирджиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия, Алабама и Флорида.

Еврейская община в США состоит преимущественно из евреев-ашкенази, потомков эмигрантов из Центральной и Восточной Европы. Есть, однако, небольшое количество евреев-сефардов, происходящих из Испании, Португалии и Северной Африки.

В последние годы среди американских евреев повышается интерес к иудаизму, хотя в целом среди евреев США процент атеистов выше, чем в среднем по Соединенным Штатам Америки.

Ислам в США

Третья по распространенности религия в США - ислам.

Мусульманами были многие из рабов, завезенных в Америку из Африки. В конце XIX - начале XX веков в США иммигрировали много людей из арабских районов Османской империи, большинство из которых также исповедовали ислам. В 1915 году в штате Мэн была построена первая в США мечеть.

Очень большой всплеск интереса к исламу в США произошел в тридцатых годах XX века, когда Уоллес Фард Мухаммад создал в Детройте, штат Мичиган, расистскую мусульманскую организацию чернокожих американцев "Нация ислама". "Нация ислама" учила, что "Аллах есть Бог, белый человек - дьявол, а черные люди - сливки планеты Земля". Неудивительно, что рост популярности новой исламской организации среди чернокожих американцев вызывал серьезную обеспокоенность в США. Позднее "Нация ислама" отошла от столь радикальных позиций, став практически одним из течений традиционного ислама.

Одними из наиболее известных членов "Нации ислама" были выдающийся борец за права афроамериканцев в США Малкольм Литтл, известный как "Малкольм X" и знаменитый боксер Кассиус Клей, сменивший после принятия ислама имя на Мохаммед Али.

Значительный рост численности мусульман в США произошел и в конце XX века, в осовном за счет увеличения иммиграции в США из традиционно исламских регионов: Пакистана, арабских стран юга Азии и др.

Буддизм в США

Буддизм - четвертая по распространенности религия в США. Большинство буддистов в США - американцы азиатского происхождения, но достаточно много приверженцев буддизма есть и среди других этнических групп США .

Буддизм появился в США в XIX веке, когда в Америку началась иммиграция из Восточной Азии. Первый буддийский храм в США был построен в Сан-Франциско в 1853 году американцами китайского происхождения.

В восьмидесятых годах XIX века иммиграция китайцев в США была законодательно ограничена, но примерно в эти годы увеличилось количество переселенцев в США из Японии, а в начале XX века и из Кореи. Количество буддистов в США росло.

В конце XIX века - начале XX века значительно вырос интерес к буддизму среди интеллигенции США.

Первым известным американцем, принявшим буддизм, стал Генри Стил Олкотт. Уроженец Нью-Джерси, полковник, адвокат, он в 1875 году вместе с Еленой Блаватской организовал Теософское общество, известную и существующую до наших дней международную общественную организацию.

Один из самых известных буддистов США в наше время - голливудский актер Ричард Гир.

5--Этнический состав населения США

Этнический состав населения США чрезвычайно разнообразен. Так же, как и разнообразие расового состава жителей Соединенных Штатов Америки, многочисленность этнических (национальных) групп в стране обусловлена, в первую очередь, историей США.

На протяжении веков в США приезжали иммигранты из Англии, Испании, Германии, России, Ирландии, Швеции, Китая, Италии и многих других стран. В США можно встретить людей практически любой национальности.

Принадлежность к той или иной национальности (этнической группе) в США определяется при проведении переписи населения, каждый человек сам называет свою национальность.

Наиболеее многочисленные на сегодня в США этнические группы - это потомки немцев, африканских народов, ирландцев, англичан и мексиканцев.

Численность этнических групп населения США

Этнические (национальные) группы
Процент населения США,
Численность населения США,
относящегося к данной этнической группе

Немцы
около 17 %
около 50 миллионов человек

Афроамериканцы
около 13 %
около 40 миллионов человек

Ирландцы
около 10 %
около 31 миллиона человек

Англичане
около 8 %
около 25 миллионов человек

Мексиканцы
около 7 %
около 21 миллиона человек

Итальянцы
около 5 %
около 16 миллионов человек

Французы
около 3,5 %
около 11 миллионов человек

Латиноамериканцы
около 3,1 %
около 10 миллионов человек

Поляки
около 2,9 %
около 9 миллионов человек

Шотландцы
около 1,6 %
около 5 миллионов человек

Голландцы
около 1,5 %
около 4,5 миллионов человек

Норвежцы
около 1,5 %
около 4,5 миллионов человек

Коренные американцы
около 1,3 %
около 4,1 миллиона человек

Шведы
около 1,3 %
около 4 миллионов человек

Пуэрториканцы
около 1,1 %
около 3,5 миллионов человек

Русские
около 0,9 %
около 2,7 миллионов человек

Китайцы
около 0,8 %
около 2,5 миллионов человек

"Испаноязычные или латиноамериканцы" в США

Среди всех расовых групп США правительство США выделяет при проведении переписей населения этнические группы "испаноязычный или латиноамериканец" и "не испаноязычный или латиноамериканец".

Бюро переписи населения США определяет понятие "испаноязычный или латиноамериканец" как "лицо кубинской, мексиканской, пуэрториканской, южно- или центральноамериканской или иной испаноязычной культуры или происхождения независимо от расы".

К категории "испаноязычный или латиноамериканец" относят себя около 50 миллионов человек (или около 16 % населения США). Расовое распределение данной этнической группы населения США выглядит следующим образом:

Раса
Процент населения США этнической группы "испаноязычный или латиноамериканец", относящегося к данной расе
Численность населения США этнической группы "испаноязычный или латиноамериканец", относящегося к данной расе

Белые американцы
около 61 %
около 30,5 миллионов человек

Прочие расы
около 30 %
около 15 миллионов человек

Две или более рас
около 4 %
около 2 миллионов человек

Черные (афроамериканцы)
около 2 %
около 1 миллиона человек

Коренные американцы (индейцы или эскимосы)
около 1 %
около 0,5 миллиона человек

Азиаты (американцы азиатского происхождения)
около 0,3 %
около 0,15 миллиона человек

Коренные жители Гавайских островов или Океании
около 0,06 %
около 0,03 миллионов человек

Этническая группа "испаноязычный или латиноамериканец" - одна из самых быстрорастущих в США, как за счет все возрастающей иммиграции в США из стран Латинской Америки, так и за счет высоких темпов естественного прироста населения.