Средневековые монастыри Европы: первые постройки и их названия. Старейшие средневековые монастыри европы Монастыри западной европы в средневековье

Многие века аббатства служили местом проживания для людей, решивших посвятить жизнь служению Богу. В Средние века в них сосредотачивалась культурная, научная и просветительская жизни городов, открывались и хранились библиотеки. Сегодня средневековые монастыри Европы крайне популярны у туристов, значительная их часть является достопримечательностью и объектом культурного наследия.

Общая информация

Слово «монастырь» происходит от греческого «один, одинокий». Это религиозная община мужчин или женщин (монахов и монахинь), которой принадлежат комплекс зданий (хозяйственных, богослужебных и жилых) и которая имеет единый устав. Иными словами, аббатства - это целые небольшие города, способные обеспечить себя всем: едой, водой, одеждой, необходимыми предметами быта. Они также были окружены стеной и могли защищаться, пока к ним спешит помощь.

Аббатства - это западные католические монастыри, управляемые аббатом или аббатисой. Некоторые православные мужские монастыри называют лаврами: например, Троице-Сергиева лавра.

Интересный факт для презентации в классе: монастыри существуют не только в христианстве, но и в буддизме, протестантство же монашество не признает.

Первые религиозные общины появились еще в III веке н. э. в Египте, когда христианство начало активно распространяться, а его законы стали менее строгими. Желая уединиться и посвятить себя исключительно Богу, люди уходили в пустыни и горы, оставаясь там. Их называли отшельниками и пустынниками.

Первый монастырь был основан преподобный Пахомием Великим. Он объединил одинокие дома отшельников, построил вокруг них стену для защиты и составил единые правила и распорядок дня, которому должны были следовать все жители. В 318 году им был составлен первый монастырский устав.

После смерти Пахомия Великого монастыри начинают распространяться через Палестину до Константинополя. На Западе аббатства начали появляться после 340 года, когда Рим посетил Александрийский епископ Афанасий Великий. На Руси первыми монахами стали Антоний и Феодосий Печерские - основатели Киево-Печерской лавры.

Распространение в Европе

Монастыри Средневековья в Европе быстро стали богатыми сооружениями и выглядели как крепости (это можно увидеть на рисунках и в описаниях). Этому способствовали пожертвования местных жителей, королей и рыцарей (многие даже завещали свои земли монастырям, чтобы последние поминали их в молитвах), освобождение от налогов и неоплачиваемая рабочая сила (монахи сами трудились на полях и в мастерских, не получая платы).

При этом монастыри также были творческими центрами просвещения и науки. Светское образование Древних Греции и Рима было запрещено, поскольку основывалось на еретических мыслях и учениях. Школы при монастырях были единственными. Образование они давали в соответствии с религиозными запросами. Например, астрономия нужна была не для изучения планет и звезд, а для вычисления дат церковных праздников, грамматика нужна была для чтения Библии и ее переписывания.

Учеба проводилась на латыни круглый год, дисциплина была крайне строгой, а за провинности наказывали физически. И все же стоит отметить, что в те времена монастыри были местом сосредоточения науки и искусства: в них жили и работали художники, скульпторы, музыканты, мыслители, литераторы, даже алхимики (например, францисканец Роджер Бэкон). Впоследствии многие аббатства превратились в университеты.

Места для посещения

Первые монастыри были основаны в IV-V вв. Некоторые из них сохранились до наших дней и являются действующими. Большая часть из них открыта для посещения и экскурсий. Дополнительные информационные сообщения о времени работы и порядке посещения можно найти на сайтах каждого монастыря.

Аббатство святой Екатерины

Старейший монастырь Европы в Средние века - это мужской монастырь Святой Екатерины расположен в Южном Синае в Египте. В III веке на высоте 1,5 тысяч метров на горе Синай (священном месте, где Бог явился Моисею и передал ему заповеди) начали собираться отшельники. Они расселились в пещерах по одному и собирались для богослужений.

В IV веке на этом месте появился сам монастырь, названный в честь Преображения или Неопалимой купины. В VIII веке в аббатство привезли мощи святой Екатерины, в XI название сменилось на современное.

Сегодня монастырь является одним из старейших в мире. В начале XXI века он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря расположению место ни разу не подвергалось разорению, его не захватывали, а потому монахам удалось сохранить большое количество ценностей.

К сокровищам монастыря относятся:

  1. Мощи святой Екатерины, открытые для поклонения.
  2. Неопалимая купина - терновый куст, в котором Бог явился Моисею при передаче заповедей.
  3. Библиотека, в которой хранятся более 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг. Тут находятся несколько листов древнейшей Библии и первый псалтырь на славянском языке, книги, напечатанные в первом десятилетии книгопечатания, важные документы.
  4. Уникальное собрание икон, некоторые из них написаны еще в VI веке восковыми красками.
  5. Колодец Моисея, возле которого тот встретил дочерей священника Рагуила.

Паломники могут попасть внутрь с 9 до 12 часов. Для осмотра доступны Неопалимая купина и передняя часть церкви, православные могут также пройти в библиотеку и часовню. К внешнему виду посетителей предъявляют определенные требования: одежда должна быть скромной и закрытой, женщинам стоит прикрыть волосы.

Святой Галл

Санкт-Галленское аббатство бенедиктинцев было основано в 613 году ирландским монахом святым Галлом в городе Санкт-Галлене в Швейцарии. В 1983 году оно было включено в список ЮНЕСКО.

Монастырь был крупнейшим европейским культурным и научным центром в Средние века. Тут располагались:

  1. Художественная школа, рукописи и иллюстрации которой высоко ценились.
  2. Певческая школа, в которой обучали григорианскому пению.
  3. Тут трудились поэты Ноткер Заика и Туотило, мастер словесности Ноткер Губастый.

К сожалению, в начале XVIII века в монастырь вторглось ополчение и забрало значительную часть богатств. Во второй половине этого же столетия средневековые постройки были разобраны, на их месте появились новые храмы в стиле барокко.

Несмотря на потери, в монастыре есть на что посмотреть. Его библиотека считается одной из самых крупных: в ней около 160 тысяч единиц. В числе особенно интересных - архитектурный план идеального монастыря начала IX века, более 2 тысяч рукописей VIII-XV (в том числе «Песнь о Нибелунгах»), более 1,5 тысяч инкунабул (книг, изданных до появления книгопечатания). Библиотека открыта для посетителей.

Адмонт в Австрии

Католический монастырь расположен на реке Энс в городе Адмонт. Он является старейшим в федеральной земле Штирии на юго-востоке Австрии.

История места удивительна и разнообразна:

  1. Он был основан в 1074 году зальцбургским архиепископом Гебхардом.
  2. В 1120 году к нему присоединился женский монастырь, упраздненный в XVI-XVII.
  3. В XII был создан скрипторий (мастерская по переписке рукописей), после которого остались уникальные книги.
  4. Во время войны с Турцией и в Реформацию монастырь переживал упадок. Процветание началось только в Контрреформацию.
  5. В XVII-XVIII вв. еках тут трудились видные скульпторы и художники, в числе которых Йозеф Штаммель и Бенно Хаан.
  6. Пожар 1865 года серьезно повредил Адмонт: пострадала библиотека, был уничтожен орган Франца Кристманна. Восстановительные работы были завершены только в 1890.
  7. В 1930-х годах Великая депрессия едва не разорила аббатство. Чтобы выручить деньги, пришлось продать некоторые художественные ценности.
  8. При национал-социалистах монахи были выселены. Они вернулись только после ВОВ.

Сегодня главной достопримечательностью Адмонта является его библиотека - самая большая монастырская библиотека в мире. Ее длина составляет 70 метров, потолки украшены фресками, вдоль стен расположились скульптуры. Кроме того, в монастыре есть несколько коллекций: насекомых, минералов и горных пород, исторического и современного искусства.

На Леринских островах

Католическое Леринское аббатство находится на острове Сент-Онора возле Канн во Франции. Оно принадлежит ордену цистерцианцев.

Аббатство было основано около 410 года святым Гоноратом, мощи которого хранились тут. Уже в VIII веке оно стало одним из самых влиятельных и крупных в Европе: тут проживало около 500 человек. Проживающие отличались социальной активностью: они основывали новые монастыри или становились епископами. Монастырю принадлежала значительная часть земель и рыбацкая деревушка, в конце XI для защиты с моря был построен форт.

И все же в конце XVIII аббатство было закрыто и начало разрушаться. Мощи Гонората перенесли граский собор. Возрождение места началось в середине XIX с приходом цистерцианцев. К сожалению, из старых построек сохранились только внутренний двор и башни, новые возведены в романском стиле.

Поскольку монастырь остается действующим, а монахи ведут аскетичную жизнь, для посетителей открыта только часть острова. Доступны церковь, музей с манускриптами и крытая галерея, идущую вокруг двора. Восточная половина закрыта, она называется «зона тишины». Там проживает около 25 монахов.

В 25 км на запад от Вены на краю Венского Леса в 1133 году цистерцианцы основали мужской монастырь Святого Креста или Хайлигенкройц. Сегодня это один из самых крупных действующих аббатств ордена и большой, хорошо сохранившийся средневековый комплекс.

В 1182 году в подарок австрийскому герцогу из Иерусалима передали крест с фрагментами животворящего Креста Господня. Через 6 лет герцог передал реликвию в Хайлигенкройц , где она хранится до сих пор. Подарок привел к процветанию места: сюда стекались паломники.

Однако в XV-XVI вв. из-за эпидемий, пожаров и нападений начался упадок. В конце XVII столетия во время осады турками аббатство было сожжено, погибла огромная библиотека. Восстановление началось только после поражения врага.

При короле Иосифе II, закрывшем многие монастыри, Хайлигенкройц спасся только благодаря основанию Богословского института (сегодня - Философско-Богословская Высшая школа). При национал-социалистах была отобрана значительная часть земель, несколько монахов были арестованы. Только после ВОВ монастырь вернул все обратно.

Туристы могут проходить на территорию только в установленное время и посещать ограниченную территорию.

Другие варианты

Разумеется, это далеко не все средневековые монастыри, которые могут посетить туристы. Практически в любой стране есть несколько мест такого рода. Перечень средневековых монастырей Европы с планом и картинками можно найти дополнительно на сайтах, а также в докладах и проектах по этой теме.

Ниже указаны некоторые аббатства (по Википедии):

  1. Монастырь Святого Маврикия Агонского в Швейцарии. Основан в 515 году. В I веке до н. э. тут находился римский храм бога Меркурия, позднее на этом месте был замучен фиванский легион под командованием святого Маврикия.
  2. Кандида Касса («Белый дом») в Шотландии. святой Ниниан в 397 году построил первый христианский храм из камня в Шотландии. Вскоре вокруг него образовалось поселение.
  3. Айнзидельнское аббатство в Швейцарии. Датой основания считается 934 год. По легенде тут жил святой Мейнрад - немецкий монах, привезший с собой чудотворную статую Мадонны. Статуя сгорела в пожаре 1465 и была заменена подарком настоятельницы из Цюриха. Скульптура получила название «Черная Мадонна».
  4. Монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции. Мон-Сан-Мишель - это небольшой остров-крепость, основанный в 709. Аббатство было построено в XI веках бенедиктинцами. Оно несколько раз закрывалось, последний раз в конце XVIII века, но в 1969 здесь вновь поселилась небольшая община (7 человек).

Европейские средневековые монастыри привлекают большое количество туристов со всего мира благодаря сохранившимся постройкам и богатствам, описать которые непросто. Многие из них остаются действующими, а потому посетителями доступны не все территории, также им необходимо соблюдать некоторые условия посещения.

Все мы слышали о монастырях во Франции, Испании, Италии, Греции...а вот про немецкие монастыри почти ничего не известно, а все потому, что из-за Реформации церкви в XVI веке большинство из них было упразднено и не дошло до наших дней. Однако в на юге Германии близ Тюбингена сохранился один очень интересный монастырь.

Бебенхаузен был основан в 1183 году пфальцграфом Тюбингена и туда заселились монахи Ордена цистерцианцев, хотя строили монастырь монахи другого Ордена - премонстранцев, но они почему-то покинули монастырь через пару лет после его постройки. Монастырь был достаточно богатым и владел хорошими наделами, на которых монахи занимались земледелием, включая выращивание виноградников. Самостоятельность монастыря обеспечивала грамота императорна Генриха VI и булла Папы Иннокентия IIII. Кроме того монастырю принадлежал большой участок леса, где можно было охотиться. В 1534 году монастырь упразднили из-за того, что на эти земли пришло протестанство и католические монастыри были тут больше не нужны,но монахи продолжали жить здесь до 1648 года. С тех пор монастырь использовался как протестанская школа, одно время был резиденцией Вюртембергских королей, занимавшихся охотой в том самом лесу, а также использовался как место, где заседал парламент региона. Сейчас это просто музей, но монастырь уникален тем, что он сохранился гораздо лучше других. Архитектура монастыря - это прекрасный образец немецкой готики конца XV века. Первоначальные строения в романском стиле XII-XIII веков просто были перестроены.


План монастыря

От северных окраин Тюбингена здесь не больше километра, поэтому можно обойтись и без машины. Кроме того есть автобусы между и Тюбингеном с остановкой у монастыря - 826 (828) и 754, курсирующего между Зинтерфингеном и Тюбингеном.

Для тех, кто на машине, просто сворачивайте с дороги L1208 и почти сразу увидите бесплатную парковку у самых стен монастыря.


Как раз справа впереди красный автобус идет

Сам монастырь больше напоминает средневековую, укрепленную деревню. Здесь есть мощные стены и башни, но также есть и уютные частные домики, а также огородики. Зайти за стены не представляет труда - это бесплатно. Осмотреть большую часть монастыря можно и так.

Сначала вы поднимаетесь по лестнице и попадаете за первые стены

Затем поднимаемся еще выше


Одна из двух башен укреплений


Плац


Зеленая башня. Очевидно названа так по цвету черепицы


Между стенами


Деревня за стенами

Это бывший Дом аббатов, сейчас тут расположена дирекция музея


Дом Аббатов

Это, как я понимаю, и есть замок королей Вюртемберга. Он стоит из нескольких залов и кухни и связан коридором с основным зданием монастыря


Коридор, соединяющий замок и монастырь


Зал под основным зданием замка


За стенами


Основное здание монастыря справа

В глубине двора у задних стен находится монастырская церковь, однако входа в нее тут нет

В этой части монастыря у самых стен расположилось монастырское кладбище

Тут на углу стен находится вторая башня укрепления - Башня записи (Schreibturm). Под ней находится еще один вход в монастырь, очевидно, главный


Дома за стенами монастыря. Тут находится еще одна общественная парковка


Южная стена монастыря


Западная стена монастыря


Башня записи


Дом аббатов


Лекарственный огород

И вот, наконец, обойдя всю территорию монастыря, мы подошли к главному зданию

Здесь можно приобрести билет и осмотреть основное здание монастыря и его церковь. На кассе не забудьте попросить описание монастыря на русском, тут вам дадут пачку файлов, где будет рассказано обо всех помещениях монастыря

Это только с первого взгляда просто сувенирный магазин с кассами, на самом деле тут находилась монастырская кухня, о чем свидетельствует сохранившаяся печь.По монастырскому уставу здесь монахи питались 2 раза в день, а зимой, из-за укороченного светового дня - всего 1 раз. Рацион состоял из 410 грамм хлеба, овощей, фруктов и яиц. Больным братьям разрешалось есть мясо. По праздникам давали белый хлеб, рыбу, вино.

Внутри монастыря нас ждут традиционные галереи вокруг сада.

Первым залом в этой части монастыря станет трапезная, она находилась прямо у кухни, но до конца XV века тут питались миряне, а не монахи. В 1513 году на этом месте построили рефекторий - то есть теплое отапливаемое помещение для зимнего времени (помещение отапливали печи, находящиеся в подвальном помещении). А это зал зимней трапезной.


На резных колоннах, поддерживающих потолок, есть много интересных узоров, включая крендель и речных раков


На фреске изображен визит аббата Гумберта фон Сито в 1471 году

Стены и потолки зала украшены гербами основателей монастыря, монахов, аббатов и немецких князей

С 1946 по 1952 года тут заседал местный Ландтаг

Из зимней трапезной мы попадаем в трапезную послушников, которая до 1513 года была кладовой. Это помещение, как и соседнее, было отапливаемым. Роспись на потолке оригинальная и относится к 1530 году. Дверь в правом дальнем углу вела в спальни послушников.

Что касается количества послушников, то есть сведения, что в конце XIII века при монастыре было сразу 130 человек. Питались послушники так же, как и монахи.

Сейчас здесь находится небольшой музей сокровищ монастыря


Обратите внимание на стрелу Святого Себастьяна, такой его пытались убить. Реликвия очень важная, так как Святой Себастьян, как считалось, оберегает от чумы, а из-за нее в монастыре в свое время погибло много народу.

Из части монастыря, предназначенной для послушников, мы попадаем в северное крыло галереи. Здесь монахи читали, а также тут проходили некоторые обряды, например, омовение ног. Кроме того в этом крыле часто хоронили погибших братьев. На другой стороне галереи находится вход в монастырскую церковь, там же на стене высечены отметки о размерах захоронений Иисуса Христа и Девы Марии, которые привез со святой земли граф Эберхард в 1492 году


Западная галерея, крыло послушников

Тут на стенах после Реформации многие оставляли информацию о себе


Из северного крыла галереи мы попадаем в монастырскую церковь в честь Девы Марии. Он был построен в 1228 году. Это трехнефная базилика в романском стиле, весьма строгая, как и положено архитектуре цистерцианцев. Правда, до Реформации
церковь была украшена гораздо богаче, в частности в ней находилось, аж, 20 алтарей.

Согласно монастырскому распорядку дня богослужения тут проходили 7 раз днем и 1 раз ночью


Наиболее заслуживающая внимание деталь здесь канцель (кафедра) 1565 года, украшенная лепниной

Сразу у входа в церковь находится лестница, которая ведет в келии монахов - дормиториум. Это единственное место в монастыре, где для посетителей доступен второй этаж. До 1516 года здесь была общая спальня, затем появились отдельные комнаты (кельи). Стены и потолок украшены растительными мотивами. Кроме того при входе сохранились надписи из монастырского устава. Плитка здесь также старинная, начиная с XIII века. В середине XX века, когда в здании монастыря находился Ландтаг, здесь спали парламентарии

Для осмотра доступна одна из комнат


Умывальники

У лестницы на этаж расположены ряд помещений, например, тут находилась библиотека и архив монастыря.

Первое помещение на первом этаже этой части здания - капитул - место, где собирались монахи. Ежедневно это происходило в 6 утра. Вдоль стен стояли лавки, напротив входа сидел аббат. Также здесь хоронили наиболее достойных, о чем свидетельствует большое количество могильных плит. Это самая старая часть монастыря, она датируется 1220 годом. Роспись сводов произведена в 1528 году.

Слева в дальнем конце капитула находится небольшая комнатка, здесь в 1526 году жил эрцгерцог Фердинанд Австрийский, готовясь к исповеди

Следующее помещение в восточном крыле - парлаториум. Дело в том, что монахам-цистерцианцам по уставу запрещено было говорить, единственное помещение, где это можно было делать - парлаториум. Причем заходить сюда можно было только для короткого разговора по делу. Изначально наверх в спальни вела лестница, но в XIX веке ее разрушили.

Под полом зала находилась отопительная установка, которая была старше, чем сам монастырь

Сейчас здесь выставлены некоторые экспонаты

На цветной схеме монастыря видно к каким эпохам относятся те или иные части здания

В южном крыле здания находится одно из самых больших и красивых помещений монастыря - Летняя трапезная. Она была построена в 1335 году в готическом стиле взамен аналогичного романского помещения

Стены тут украшают гербы

А оригинальная потолочная роспись рассказывает о растительном мире и изображает фантастических животных

И только тут, в южном крыле галерей я обнаружил, что их своды украшены не менее изысканно. Каждое пересечение венчает 130 рельефных украшений и ни одно не повторяется. Изначально в этой части располагался калофакторий (отапливаемое помещение), но после того, как его построили западнее, расположенное здесь было разрушено.

И последнее помещение монастыря, доступное посетителям - источник, своего рода беседка, располагавшаяся напротив входа в трапезную. В центре этого помещения был фонтан с питьевой водой, кроме того братья мыли здесь руки перед едой. К сожалению, сама комната и фонтан были разрушены и были ваосстановлены только в 1879 году.

Над входом в комнату с источником сохранились два интересных изображения


Человек в меховой шапке, похоже, сам строитель


А это легендарный шут и балагур, герой сказок - Тиль Уленшпигель

И после изучения всех залов монастыря мы, наконец, выходим в сад с фонтаном



Сам фонтан XIX века

Как видно, у всех галерей был второй этаж, к сожалению, из всего туристам доступен только дормиториум в восточном крыле

В теплое время года монастырь открыт каждый с 9 до 18.00, и только по понедельникам здесь есть обед с 12 до 13 часов. В зимнее время монастырь не работает по понедельникам, а в остальные дни работает с 10 до 12 и с 13 до 17. Билет стоит 5 евро. Правда, съемка на территории платная. Кроме этого отдельно, но только вместе с гидом, на территории монастыря можно осмотреть дворец вюртембергских королей XIX века, а также замковую кухню.

Если будете в этих краях, то не забудьте посмотреть сам Тюбинген - очень интересный город. Там же можно и остновиться на ночлег, рекомендую для этого отель

В наше время, посмотрев на монастырское сооружение с их притягательностью и громадностью, не можешь поверить, что, когда-то на месте монастыря было пустое место. Средневековые монастыре в Европе строились на века и даже на тысячелетия. Если говорить о предназначении монастырей, то они являлись центрами развития философской мысли, просвещения и, следовательно, формирования общеевропейской христианской культуры.

История развития монастырей.

Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь - это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь - это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же - на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического "надзора" за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог - десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей - аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в "тираж" и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является "Гаргантюа и Пантагрюэль", написанное Франсуа Рабле.

Образование и воспитание.

Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4-х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти "науки" для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год - в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась "Дьявольская сущность" человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.

Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Монастырский двор (Stiftshof), фото Pavel Mondialus

История аббатства

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста) считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира. Аббатство создано в 1133 году. Это старейшая обитель цистерцианского ордена, зародившегося, как ветвь ордена бенедиктинцев, в XI столетии. Девять веков существует обитель и никогда она не была закрыта – даже в периоды турецкой осады и Реформации.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz) расположен в 25 километрах к юго-западу от центра Вены. Он стоит на краю , в одноимённом посёлке Хайлигенкройц. Светлые здания монастырского комплекса и высокая колокольня возвышаются среди зелёных холмов и могучих деревьев.

Архитектура главного храма

Церковь и колонна Св. Троицы, фото Anu Wintschalek

Орден цистерцианцев называют Белым монашеством: братия традиционно носит белые одежды. Согласно строгому монашескому уставу, храм – это «хвала Господу на Земле». В архитектуре собора, да и во всём облике монастыря – сдержанное величие и никаких излишеств. Строгий фасад храма, скромная колокольня и чистые линии светлых барочных галерей контрастируют с затейливыми скульптурами и ярким золотом чумной колонны в монастырском дворе. Хвала Господу за избавление от чумы!

Монастырское кладбище, фото Friedemann Hoflehner

В главном храме обители сочетаются элементы романской и раннеготической архитектуры. Вход ограждён красивым порталом с колоннами и стрельчатыми архивольтами. Фасад, главный неф и трансепт собора – образец романского стиля, редкого для Австрии. Хоры – готические, создавались они в XII веке. С 1290 года сохранились витражи (половина существующих витражных окон — подлинные).

Интерьер храма

Неф монастырской церкви, фото Patrick Costello

Во внутреннем убранстве монастырской церкви нет ни орнаментов, ни фресок. Монотонно серые стены переходят в серые же своды на нервюрах. Скульптурное оформление выполнено венецианцем Джулио Джулиани (он же изваял чумную колонну в 1739 г.). Доминанта убранства храма – расписной крест над барочным алтарём, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия романского креста, созданного в 1138 году.

Могила Фридрих II в Зале Собраний, фото Anu Wintschalek

Роскошный орган собора изготовил Игнац Кобер в 1804 году. На этом инструменте играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Вообще с монастырём Хайлигенкройц связаны многие известные имена: здесь бывали живописец Мартин Алтомонте, богослов Вильгельм Нойманн, композитор Альберих Мазак. В Зале Собрания обители захоронены тринадцать представителей династии Баренбергов; в часовне покоятся мощи святого Отто Фрейзинского. Хранится в обители и другая реликвия – частица Животворящего креста от святого распятия.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek