Стоячие монахи - правда или вымысел. Стоячие монахи "Практика" стоячих монахов

Стоячие монахи .

Стоячие монахи давали обет ни разу за всю оставшуюся жизнь не присаживаться и не ложиться. Они стояли и днем, и ночью, постоянно. Стоя они ели, стоя отправляли естественные потребности. Стоя они молились и пели. Даже спали они стоя, подвешенные на лямках, которые удерживали их в вертикальном положении, не позволяя в то же время упасть.

Лет через пять-десять непрерывного стояния

ноги их начинали распухать. Кровь с трудом перемещалась по уставшим сосудам, мышцы утолщались. Ноги раздувались до невероятных размеров, теряли всякую форму и покрывались варикозными язвами. Пальцы едва заметно выступали на распухших слоновьих ступнях. А затем ноги начинали худеть и худеть, пока не оставались одни кости, покрыте тонкой пленкой кожи с просвечивающими высохшими венами, напоминающими муравьиную тропу.

Боль, которую они испытывали ежеминутно, была мучительной. При каждом нажатии на ступню острые иглы пронзали всю ногу. Из-за этой непрекращающейся пытки монахи не могли стоять спокойно и то и дело переступали с ноги на ногу, раскачиваясь в своем медленном танце, который так же гипнотизировал зрителя, как действуют на кобру руки заклинателя, плетущие на флейте усыпляющую мелодию.

Некоторые из Стоячих монахов давали обет в шестнадцать или семнадцать лет, влекомые призванием, которое побуждает других становиться священниками, раввинами или имамами. Многие отвергали окружающий мир в более старшем возрасте, рассматривая его лишь как подготовку к смерти, одну из ступеней вечного перевоплощения. Немало монахов были в прошлом бизнесменами, безжалостно сметавшими всё и вся на своем пути в погоне за удовольствиями, выгодами, властью. Встречались среди них и набожные люди, которые сменили несколько конфессий, все больше ужесточая приносимые ими жертвы, пока в конце концов не присоединялись к секте Стоячих монахов. Попадались в монастыре и преступники — воры, убийцы, члены мафий и даже их главари, — стремившиеся искупить свои грехи бесконечными муками и найти душевный покой.

Курильня представляла собой узкий проход между двумя кирпичными зданиями позади храма. На принадлежавшей храму территории располагались отгороженные от внешнего мира сады, галереи и спальные помещения, куда допускались лишь те, кто дал монашеский обет. Притон имел крышу из железных листов, пол был вымощен каменными плитами. Монахи входили через дверь в дальнем конце коридора, а все остальные — через металлическую калитку со стороны улицы.

Посетители, приехавшие сюда со всех концов страны и принадлежавшие к разным слоям общества, выстраивались вдоль стен. Разумеется, все стояли — садиться в присутствии Стоячих монахов не полагалось. Около входа с улицы над открытой сточной канавкой был устроен кран, где можно было выпить воды или сплюнуть. Монахи переходили от человека к человеку, от одной группы к другой, готовили гашиш в глиняных чиллумах и курили вместе с посетителями.

Лица монахов буквально излучали страдание. Рано или поздно каждый из них, пройдя через непрерывные многолетние муки, начинал находить в них священное блаженство. Свет, порожденный мучениями, струился из глаз Стоячих монахов, и мне никогда не встречались люди, чьи лица сияли бы так, как их выстраданные улыбки.

К тому же они всегда были до предела накачаны наркотиком и, пребывая в мире своих неземных грез, имели чрезвычайно величественный вид. Они не употребляли ничего, кроме кашмирского гашиша, лучшего в мире сорта, который изготавливается из конопли, выращиваемой у подножия Гималаев в Кашмире. Монахи курили его всю свою жизнь, и днем, и ночью.
Мы стояли у дальней стены коридора. Позади нас была запертая дверь, через которую вошли монахи, а спереди — две шеренги людей, тянувшиеся вдоль стен до самого выхода на улицу. Некоторые мужчины были одеты в европейские костюмы или джинсы, сшитые по авторской модели. Рядом с ними стояли рабочие в набедренных повязках и люди в национальной одежде, прибывшие из самых разных уголков Индии. Среди них были старые и молодые, богатые и бедные. Глаза их то и дело обращались на нас с Карлой, двух бледнолицых иностранцев. Некоторые были явно шокированы тем, что в их ряды затесалась женщина. Но, несмотря на всеобщее любопытство, никто не подошел и не заговорил с нами, их внимание было в основном сосредоточено на Стоячих монахах и гашише. Приглушенные голоса переговаривающихся посетителей сливались с музыкой и обрядовыми песнопениями, лившимися из спрятанных динамиков.

Аскетизм - это такой образ жизни, при котором человек претерпевает какие-либо ограничения по своей воле. Обычно это сопровождается отказом от людских удовольствий в материальном мире. Аскеты отказываются от пищи, от сна, от сексуальных утех, алкоголя и многого другого. Их вера, которой они придерживаются, говорит, что весь мир - это иллюзия, и наслаждаясь ею, человек забывает суть своего существования, все больше отдаляясь от божественного. Для того чтобы достичь духовного просветления и стать ближе к Богу, надо сбросить с себя все лишнее, избавиться от материальных привязанностей. И только тогда человек постигнет Истину.

Культ аскетизма в религиях мира

Религии всего мира практикуют в своей вере аскетизм. Даже не религия, а ее последователи. Ведь, как говорят "истинные верующие", отрешение от жизненных удовольствий, есть самое большое счастье, что может дать им Бог. Так и проходит вся их жизнь. В самодисциплине, страданиях и самобичеваниях.

Присутствует в жизни как обычных верующих, так и "официальных" последователей веры. Например, в исламе аскеты именуются Зухд Зухд или захидами, то есть теми, которые полностью ограничили себя в человеческих удовольствиях и посвятили жизнь Богу.

В христианстве аскетизмом называется особая методика достижения духовного через упражнения самодисциплины и ограничений. Аскеты-христиане проводят свою жизнь в молитвах и постах, соблюдая обеты послушания и благочестивости.

Обет - это своего рода выражение воли аскета, который изъявляет о наложении на себя обязательства для преодоления трудностей, приобретения божественного признания или для других целей. Он может накладываться на определенное время или на всю жизнь.

Но по больше части обет, к сожалению, является средством выставления своей аскетичной персоны напоказ, чтобы как можно больше людей узнало, что человек молчит, бросил есть, спать или что-то еще перестал делать, или же, наоборот, начал совершать какие-либо ритуальные действия каждодневно и ежедневно ради великой цели либо по причине состоявшейся в мире несправедливости, ради Бога. Большинство из них, не считая монахов-отшельников, просто хотят своими действиями привлечь внимание к себе или к какой-то актуальной проблеме.

В таком виде веры, как буддизм, аскетический образ жизни вообще является нормой, и всякого рода ограничения только приветствуются, но не выставляются напоказ. Буддийские монахи, как и Будда, отказываются от многих радостей людской жизни, потому что могут радоваться простым вещам и видеть прекрасное во всем. Поэтому им не нужны никакие материальные блага человеческого мира.

Последователи индуизма сравнивают свою жизнь со страданиями, что отдаются полностью на волю Богам. Данный вид веры основывается на истине перерождения души, реинкарнации. Индуисты говорят, что какую бы проблемную и сложную жизнь ни дал бы Бог, следующая будет лучше. Однако их страдания не ограничиваются только вынужденными. Приверженцы разных сект и ответвлений от основного религиозного учения достигают в своих аскезах неимоверных болей и телесных изнурений.

Через страдания к свободе души, или Как приблизиться к Богу, стоя на месте

Некоторые аскеты для достижения просветления испытывают нечеловеческие муки. Самая изнуряющая практика самоистязания в мире заключается в постоянном нахождении в положении стоя. Дав этот обет, люди больше не имеют возможности присесть или прилечь. И посредством такого положения они достигают божественной сути.

Таких людей называют стоячими монахами. В Индии данная секта начала свое зарождение и нашла больший отклик.

Стоячие монахи

Последователей такого аскетического образа жизни немного - их насчитывается около сотни. Ведь не каждый сможет переступить боль, чтобы познать духовную составляющую мира. Да и не все захотят. В Индии стоячих монахов больше, чем в других местах планеты. Это сказывается преобладанием менталитета большинства индийского населения, которое привыкло ко всякого рода ограничениям.

"Достижения" лже-монахов, истязающих себя на улицах индийских городов ради денег, а также духовные практики тибетских гуру, предусматривающий отшельнический образ жизни, ничто по сравнению с мучительными переживаниями стоячих монахов. Индия - самое подходящее место для тех людей, которые решили отрешиться от своей жизни и встать на духовный путь просветления, присоединившись к аскетам любой веры.

"Практика" стоячих монахов

Монахи, решившие взять на себя обет постоянного стояния, вынуждены все время находиться в позе врикасана, в становясь им отчасти. Они едят, пьют, справляют свои жизненные потребности только стоя. Даже спят они на ногах, привязав себя так, чтобы нельзя было упасть.

В дальнейшем, из-за постоянного напряжения ноги пухнут, начинает развиваться слоновья болезнь. После начинается обратный процесс. Ноги худеют настолько, что видны все вены на них, а кости явно проявляются за тончайшим слоем кожи. От не спадающего напряжения возникают хронические боли, и человек испытывает постоянное мучение. Чтобы не чувствовать этого, монахи перекачиваются с ноги на ногу, становясь похожими на вечно раскачивающийся маятник. От этого боль не утихает, но их раскачивающийся образ вселяет действительно странные чувства.

В Индии стоячим монахам позволено немного снять напряжение, подгибая одну ногу к тазу и привязывая ее в таком положении. Также некоторые из них сооружают себе самодельную подвесную подставку для рук, чтобы облокачиваться на нее и тем самым переносить центр тяжести с ног на руки. А более изощренные монахи держат поднятую вверх руку, также для просветления.

Мучительное просветление

К секте стоячих монахов Индии присоединяются люди разных кругов, сословий и возрастов. Младшее поколение, начитавшись религиозных книг и вдохновившись примерами аскетов предыдущего поколения, идут в монахи, чтобы добиться просветления. Для людей старшего возраста это как подготовка к смерти, очищение своей кармы и души.

Стоячим монахом можно стать, обладая любым из видов веры. Испытывая постоянную мучительную боль, они все остальное воспринимают как не важное. Аскеты начинают чувствовать в этом божественное наслаждение. Их глаза прозревают, душа становится светлой и чистой. Они обретают духовное спокойствие.

Храм

Единственный в мире храм стоячих монахов находится в Индии, на окраине города Мумбаи. Мало кто знает о его местонахождении и мало кто выдержит такое зрелище. Стоячие монахи Индии разных возрастов и национальностей обретают в этом месте свой покой. Там они едят, спят и постоянно курят гашиш, чтобы хоть как-то заглушить эту изнуряющую боль. Храм является их домом на всю оставшуюся жизнь.

Через четыре года после начала своей аскезы стоячие монахи обретают статус Харешвари и могут вернуться к своей жизни. Но пока еще ни один монах не отрекся от своего пути.

Мы привыкли видеть Индию по фантастичным фильмам Болливуда и красивым фотографиям природы, но мало кто вспоминает о том, что Индия - это страна третьего мира. Люди в индийских трущобах живут просто в ужасающих условиях, но они так привыкли и их вроде бы всё устраивает, а может они просто никогда не видели лучше жизни. Предлагаем вам прогуляться по улицам индийских трущоб, вдали от туристических маршрутов и увидеть настоящую, суровую обратную сторону Индии.

Трущобы Дели:

Самая популярная мусорка в Дели - это река

По понятным причинам от реки очень плохо пахнет, даже на приличном от неё расстоянии

Быт многих простых индийцев такой же, как и сто лет назад. Беспроводной утюг на углях

Индийский школьный "автобус"

Уличный туалет. Комплексами индийцы не обременены. Многие вообще ходят в туалет, где придется, не стесняясь прохожих

Некоторый мужчины справляют нужду на корточка, по какому-то обычаю

"Интернет кафе" и компьютерный клуб в Дели

Типичные трущобы в Дели. Население Индии 1,22 млрд. человек. Нормального жилья хватает далеко не всем

Некоторые ездят на автомобилях времен британского колониализма

"Уютная" остановка такси

Уличная парикмахерская

Помимо инвалидов, на дорогах попрошайничают вот такие хлопушки. Увидев туристов, они быстро приближаются и начинают похлопывать вас по разным частям тела, вероятно выясняя наличие монет

Умершего на улице человека тут же, на глазах у всех, начали обчищать. Вынули деньги их кармана и сняли ботинки

В фотографа бросили камень и ему пришлось поспешно ретироваться. Может быть, этот человек даже не умер, а просто потерял сознание

Свежая курятина

Гужевой транспорт, 1 бычья сила

Суровое индийское детство

На улице можно поесть вкусно и не дорого, но вот с гигиеной и санитарией беда

Мотопробка в Дели. Отличный повод узнать последние новости и познакомиться

Джунгли Дели с висячими где попало проводами

Жилище в центре города

Как известно, корова является священным животном в индуизме. Употребление говядины в табуировано. Коровье молоко и молочные продукты играют ключевую роль в обрядах индуизма. Повсеместно коровам оказывается уважение - им разрешается свободно бродить по улицам городов. Повсеместно в Индии считается очень благоприятным знаком дать что-нибудь поесть корове перед завтраком. Во многих штатах в Индии существует запрет на убийство коров, за убийство или ранение коровы можно попасть в тюрьму. Исторически, из-за запрета на поедание коров, в индийском обществе возникла система, в которой только парии (одна их низших каст) употребляли в пищу мясо убитых коров и использовали их шкуры в кожевенном производстве

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, где не существует каких-либо ограничений. Коровы методически вывозятся на убой в эти регионы, несмотря на то, что перевозить коров через границы штатов запрещено индийскими законами. В больших городах, однако, работают много частных скотобоен. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30000. Все попытки закрыть нелегальные скотобойни были безуспешными

Давайте отправимся в ещё один индийский мегаполис - Бангалор

В поезде Дели-Бангалор. У индийских проводников нет отдельного купе, они спят на полу рядом с туалетом

Бангалор:

Мумбаи:

Мумбаи (Мумбай, до 1995 года - Бомбей) - самый населённый город Индии (15 млн. человек). Центр индустрии развлечений. Здесь расположены киностудии Болливуда, а также офисы большинства телевизионных и спутниковых сетей Индии

Детство детей в Мумбае

Моются на берегу реки

Еще одни город-миллионник на северо-востоке Индии - Аллахабад:

Читаю удивительную книгу об Индии - "Шантарам" Грегори Дэвида Робертса.
Автор романа - человек с необычной судьбой. Распространитель героина, преступник и заключенный, отсидевший несколько лет в австралийской тюрьме, а затем сбежавший из нее в Индию, где скрывался от властей около 10 лет, выучил маратхи, стал уважаемым человеком, переосмыслил свою жизнь, а затем сдался властям, чтобы отсидеть оставшийся срок и "очистить" свое имя.
Итогом злоключений автора стала книга в которой хочется жить, книга, страницы которой благоухают зноем, гашишом, спертым сладковатым духом мумбайских трущоб.
Один из самых колоритных моментов романа - глава о монастыре Стоячих Монахов. Информации об этом чрезвычайно мало. Возникает подозрение, что монастырь лишь вымысел автора, навеянный Махабхаратой и Рамаяной... Тем не менее, некоторые сведения о монахах можно найти в небольших заметках и . В первой к тому же приводится фотография одного из стоячих монахов - 35-летнего Кхадхадьи (фото). На тот момент когда был сделан снимок, монах простоял три года. Однако о "стоячем" монастыре "близ Байкуллы" о котором писал автор "Шантарама" никаких сведений не нашлось. Если кто-то располагает информацией - буду чрезвычайно благодарна.


"Cтоячие монахи давали обет ни разу за всю оставшуюся жизнь не присаживаться и не ложиться. Они стояли и днем, и ночью, постоянно. Стоя они ели, стоя отправляли естественные потребности. Стоя они молились и пели. Даже спали они стоя, подвешенные на лямках, которые удерживали их в вертикальном положении, не позволяя в то же время упасть.
Лет через пять-десять непрерывного стояния ноги их начинали распухать. Кровь с трудом перемещалась по уставшим сосудам, мышцы утолщались. Ноги раздувались до невероятных размеров, теряли всякую форму и покрывались варикозными язвами. Пальцы едва заметно выступали на распухших слоновьих ступнях. А затем ноги начинали худеть и худеть, пока не оставались одни кости, покрыте тонкой пленкой кожи с просвечивающими высохшими венами, напоминающими муравьиную тропу.

Боль, которую они испытывали ежеминутно, была мучительной. При каждом нажатии на ступню острые иглы пронзали всю ногу. Из-за этой непрекращающейся пытки монахи не могли стоять спокойно и то и дело переступали с ноги на ногу, раскачиваясь в своем медленном танце, который так же гипнотизировал зрителя, как действуют на кобру руки заклинателя, плетущие на флейте усыпляющую мелодию.
Некоторые из Стоячих монахов давали обет в шестнадцать или семнадцать лет, влекомые призванием, которое побуждает других становиться священниками, раввинами или имамами. Многие отвергали окружающий мир в более старшем возрасте, рассматривая его лишь как подготовку к смерти, одну из ступеней вечного перевоплощения. Немало монахов были в прошлом бизнесменами, безжалостно сметавшими всё и вся на своем пути в погоне за удовольствиями, выгодами, властью. Встречались среди них и набожные люди, которые сменили несколько конфессий, все больше ужесточая приносимые ими жертвы, пока в конце концов не присоединялись к секте Стоячих монахов.
Лица монахов буквально излучали страдание. Рано или поздно каждый из них, пройдя через непрерывные многолетние муки, начинал находить в них священное блаженство. Свет, порожденный мучениями, струился из глаз Стоячих монахов, и мне никогда не встречались люди, чьи лица сияли бы так, как их выстраданные улыбки.
К тому же они всегда были до предела накачаны наркотиком и, пребывая в мире своих неземных грез, имели чрезвычайно величественный вид. Они не употребляли ничего, кроме кашмирского гашиша, лучшего в мире сорта, который изготавливается из конопли, выращиваемой у подножия Гималаев в Кашмире. Монахи курили его всю свою жизнь, и днем, и ночью."

Главный герой автобиографического романа «Шантарам» Г.Д. Робертса - беглый австралийский преступник - приезжает в Мумбаи, чтобы залечь на дно, и втягивается в водоворот невероятно яркой, прекрасной и одновременно отвратительной жизни города. Он пройдёт весь Мумбаи вдоль и поперёк (и вы вместе с ним), поселится в трущобах, откроет бесплатную клинику для жителей трущоб, побывает на рынке детей-рабов, спасет циркового медведя, чуть не умрёт в тюрьме от пыток, заведёт настоящих друзей, побывает в опиумном притоне Стоячих монахов, войдет в клан бомбейских мафиози, познакомится с колонией прокаженных, поедет на войну в Афганистан, сожжёт одиозный бордель мадам Жу, снимется в болливудских фильмах, влюбится в прекрасную женщину, несколько раз будет предан - и при этом - останется добрым человеком. Всюду в этой стране бедняков он видит красоту - людей, их поступков, фантастического места, где они живут, - Мумбаи. Я прочитала роман в феврале, перечитала в марте, а в мае на меня свалились три дня проездом в Мумбаи; три дня - это так мало для исследования такой Вселенной, как Мумбаи - второго города в мире по численности населения с 22 миллионами жителей! Однако город по книге я практически выучила наизусть, поэтому у меня сложилась вполне определённая география мест, что хотелось посетить. К программе «По следам Шантарама» добавились несколько стандартных достопримечательностей из путеводителя; а ещё в Мумбаи живёт моя очаровательная подруга - она из старинной мумбайской семьи, - которая показала мне будничную жизнь мумбайского миддл-класса.

Где жить? - исключительно на Колабе. Колаба - самый туристический район Мумбаи; соответственно, самый безопасный район; следовательно, близко до всех основных достопримечательностей; и самое важное, именно тут жил, толкал дурь, страдал и воспевал жизнь Шантарам. Селитесь хоть где - везде будет индийский колорит.

Я предлагаю:
с шиком - в величественном Тадж Махале, что фасадом выходит на океан и ворота Индии - визитную карточку Мумбаи; отель в 2008 году был атакован террористами;

бюджетно - хостел Salvation army - соседнее здание с Тадж Махалом! Дёшево, и рядом с богатыми, очень по-индийски;

средне - как я в отеле Strand - он находится в нескольких зданиях от Тадж-Махала, также на первой береговой линии, и в трёх домах от дома моей подруги. Отель милый: стандартное розовое ведро для душа, нормальная еда в номер, никакой уборки при табличке «Please clean the room», вежливый персонал, бакшиш, всё замечательно.

Где есть: везде, всюду интересно.

Главное правило - не есть там, где кладут лёд неизвестного происхождения и где индусы прямо при вашем благородном присутствии мнут еду грязными руками. Рекомендую посетить:

1) кафе-бар «Леопольд» - знаковое место в романе, место сбора главных героев и воротил подпольного мира Мумбаи.

Сам «Леопольд» несколько не оправдал ожиданий - в книге это роскошный, искрящийся великолепием и пороком ресторан; а в жизни - увы, это вполне заурядный бар, что, впрочем, не принижает его культурное и историческое значение. Столы не мраморные, как обещалось, пол не расписной, а обычный кафельный. Моя подруга, увидев разочарование в моих глазах, терпеливо объяснила: «Ты видела, сколько столиков в «Черчилле» или в «Олимпии»? Пять или максимум шесть! Так что в 80-ых «Леопольд» вполне мог быть самым большим рестораном во всей Колабе; а пол, возможно, после терракта поменяли».

2) В кафе-мороженое Badshah напротив Кроуфорд-маркета с 1905 года делают особое индийское, очень трудоёмкое мороженое - кулфи. Forbes занёс это кафе в 12 лучших кафе-мороженых в мире. Само заведение такое старое, что в нём, вполне вероятно, едал мороженое сам старик Махатма Ганди.


Вот мы едим кулфи (слева) и фалуду (по центру в стакане, что-то вроде густого молочного коктейля с желейными шариками) - фалуда оказалась вкуснее!

3) Съешьте пан за десять рупий на улице - экзотическую смесь трав, специй и фруктов и орехов, завёрнутую в лист бетеля. Вот как вкусно пишет Шантарам: «Я сунул за щеку свёрнутый в трубочку листик, как это делали другие; через несколько секунд мой рот наполнился сочной ароматной сладостью; вкус напоминал медовый, но в то же время был острым и пряным; лиственная обёртка начала растворяться, и твёрдые кусочки измельчённого кокосового ореха, фиников и семян смешались со сладким соком».

Что смотреть?

1) Конечно, сам город - роскошный и нищий, монументальный и трущобный, который нужно пройти пешком.

2) Невероятно красивый джайнский храм Валкешвар.


Потолок-купол расписан зодиакальными знаками; в нишах стоят невиданные большеглазые божества; воздух насыщен совершенно незнакомыми благовониями; в центре стоит алтарь, из которого в золотую чашу капает вода. Идёт религиозная служба: женщины держат в руках необычные книги и читают ни на что не похожие мантры, стучат в барабаны, бьют в тарелочки, а одна - играет на мини-пианино, раздуваемом мехами! Здание храма потрясающе величественное, с высоким потолком, разукрашено столь ярко и богато, что хочется зажмуриться, и при этом пространство очень тесное и какое-то интимное.
3)


Марин-драйв - лучшая набережная в Мумбаи, скажу я вам. Если мы с вами поедем в Мумбаи, и вы меня потеряете, то ищите меня на Марин-драйв - я буду там сидеть на парапете и смотреть на океан. Он тут, кстати, не пахнет океаном; вообще почему-то не пахнет; и чаек нет. Зато есть вороны, чёрные тучи ворон.

Прочтите книгу - эту песню любви к Индии, поезжайте в Мумбаи и, друзья, это будет крутое путешествие.