Святой преподобный давид. Святой Давид Гареджийский – как вымаливают детей

По преданию преподобный Давид (во святом крещении Даниил) происходил из знатного княжеского рода, предположительно из князей Вяземских. Ушел в монастырь в очень юном возрасте, был учеником и пострижеником преподобного Пафнутия Боровского. При постриге в монашество получил имя Давид, в честь преподобного Давида Солунского, был другом и сомолитвеником преподобного Иосифа Волоцкого в то же время подвизавшегося в Боровском монастыре. После смерти преподобного Пафнутия настоятелем стал его ученик Иосиф но братия не захотели иметь его игуменом изза строгости устава им введенного. Кроме семерых старцев среди которых был и преподобный Давид.Других подробностей о жизни преподобного в Пафнутьевом монастыре к сожалению мы не знаем. Известно что 31 мая 1515 г. Пришел преподобный Давид сюда на место нынешней обители, с иконой Знамения Божией Матери, сопровождаемый двумя монахами и двумя послушниками.И поставил здесь церковь в честь Вознесения Господня и Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Прожил он на этом святом месте четырнадцать лет и преставился ко Господу 1529 года 19 сентября. (по старому стилю).Более полустолетия подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был как говорит летопись "отцом и кормильцем всего окрестного населения". память его совершается (по новому стилю) 2 и 31 октября. И 23 мая(обретение мощей). http://www.hramzis.ru/life.php?id=112

Давид преподобный Серпуховский - преподобный Серпуховский, жил в первой четверти ХVІ века. Начало своим монашеским подвигам блаженный Давид положил в Пафнутьевском Боровском монастыре при жизни основателя монастыря, св. Пафнутия, скончавшегося в 1477 г. Затем св. Давид подвизался в безмолвном уединении, 1515 г. построил на реке Лопасне, в 23 верстах от г. Серпухова, храм Вознесения Господня и положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни, в которой он и скончался 18 октября 1520 г. Мощи его почивают под спудом. Филарет: "Жития Святых" октябрь, Cпб., 1885 г.; арх. Леонид: "Св. Русь", СПб., 1801. {Половцов}

Преподобный Давид Серпуховской (в миру Даниил) происходил из рода князей Вяземских. Он был пострижеником и учеником великого Пафнутия Боровского. После смерти Пафнутия (1447 год) Давид остался в Боровском монастыре под покровительством и руководством Иосифа Волоцкого (еще одного ученика Пафнутия), который впоследствии станет ключевой фигурой спора иосифлян и нестяжателей. И возьмет верх в этом споре, создав предпосылки для разложения русского монашества. Но все это позже, а пока Иосиф руководит Пафнутьевской братией. При этом (по поводу ужесточения режима общежития) входит в клинч почти со всеми. Среди семи монахов, поддержавших в этом конфликте Иосифа, был Давид.

Результатом раздора стал уход Иосифа в странствие по русским обителям. Оно длилось два года, а, вернувшись и увидав, что плетью обуха не перешибешь, Иосиф решает уйти насовсем. Вскоре он откроет свой знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, где уж устроит все по своему вкусу.

А Давид остался в Боровске. Но постепенно в нем тоже созрело желание покинуть Пафнутьеву обитель. В 85 км. от Москвы, на высоком берегу реки Лопасни он нашел прекрасное сильное место и поселился в нем. В мае 1515 года там возник монастырь. Говорят на праздник Успения Богородицы 1515 года, его посетил Иосиф Волоцкий. Отобедал с Давидом, остался всем очень доволен, благословил новую обитель и ее настоятеля. Возможно, покойный отец Герман, ставший в 1995 году настоятелем воссоздаваемой Вознесенской Давидовой пустыни, вдохновлялся идеями Иосифа Волоцкого, о том, что монастыри должны быть богаты, ибо это необходимо для просвещения и прочего общественного служения. То есть вдохновлялся идеями, противоположными нестяжательству. Потому и готов был пойти на многое, чтобы сделать свой монастырь богатым и сильным, но был убит.

Умер Давид в 1529 году. И вскоре стал являться во снах разным людям, помогать им, совершать чудеса. Сейчас его мощи открыто покоятся в Знаменской церкви и являются главной святыней монастыря. Вообще-то, столько разных частиц мощей и прочих святынь, как в Давидовой пустыни, нет, наверное, нигде на Святой Руси. Тут вам покажут фрагменты честных тел Николы Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исаии Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина и прочих, и прочих, и прочих. Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частица Хитона Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы и честная глава неизвестного мученика из Киева.

Но кроме располагающегося в поселке Новый Быт монастыря с именем Давида Серпуховского связано еще одно место неподалеку, километрах в пяти ниже по течению Лопасни. Там бьет мощнейший источник с редкостно вкусной водой, который, как говорят, был открыт самим преподобным и потому называется Давидов источник. Топографически это рядом со старинным селом Талеж (впервые упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты).

Давид, в миру Даниил, родился в начале 50-х гг. XV в. и происходил, согласно преданию, из рода князей Вяземских.


Преподобный Давид Серпуховской. Галерея икон Щигры .

В начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители - прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского . Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский , великий иконописец Дионисий , иеромонах Макарий, будущий святой митрополит Московский и всея Руси.

Жил отшельником на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова . В 1515 году на правом берегу реки построил церковь во имя Вознесения и положил основание Давидовой пустыни.


Преподобный Давид Серпуховской с Вознесенской пустынью. XIX в (см. Иконография учеников Сергия Радонежского).

Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется «преподобным».

Мощи преподобного старца, почившего 18 октября 1520 г., почивают в соборном каменном храме обители, где хранится и гроб преподобного Моисея Угрина, подвижника Печерского.

Как только царь Вахтанг Горгасал основал город Тбилиси, в нем вскоре появился великий христианский святой преподобный Давид Гареджийский.

Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Любимый ученик Иоанна Зедазени - преподобный Давид отправился в новую столицу Грузии – Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам.

В то время Грузия уже была просвещена светом христианства трудами святой равноапостольной Нины. Однако в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог, сохранялось огнепоклонство, получавшее поддержку со стороны Ирана. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, индийских браминов и факиров, буддийских монахов и иудейских раввинов.

Преподобный Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками он выкопал в недрах скалы пещеру, похожую на нору, и начал свой подвиг с покаянной молитвы. После молитвы преподобный Давид выходил на уступ горы и благословлял Тбилиси. Каждый четверг сходил преподобный в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки.

Всё больше людей обращалось в христианство. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подкупили падшую женщину, и она оклеветала преподобного, назвав его отцом своего ребенка. Но Господь явил перед всем городом чудо. Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», - и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. И тогда толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями. На этом месте впоследствии была построена церковь, названная Квашетской (от слова ква – камень). В память о таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, называемый "Слезами Давида", к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

Скорбя о лукавых нравах горожан, преподобный положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё и поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Он удалился в Караязские степи, Гареджийскую пустынь, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта. И здесь встретил отшельника, который жил в пустыне задолго до его прихода - преподобного Додо, родом из кахетинских князей, оставившего мир, богатство и почести. Прошло время, и уединённое убежище преподобного было открыто охотниками. К нему стали сходится люди, жаждущие монашеской жизни. В Гареджи был построен пещерный монастырь (наподобие кападокийских), который через несколько столетий превратился в огромную лавру.

Описано много чудес по молитвам святого Давида Гареждийского. Вот некоторые из них.

Когда Преподобный Давид со своим учеником Лукианом ушел в пустыню, то вскоре они съели все, что можно было употреблять в пищу. Тогда Лукиан стал скорбеть и вопрошать Давида о еде. Преподобный утешил ученика своего, помолился Господу, питающему всю тварь Свою, и пища не замедлила появиться, - прибежали лани, с полными сосцами молока и предложили его преподобным. Давид подоив ланей, крестным знамением претворил молоко в сыр, и сказал Лукиану, - бери и ешь.

В другой раз лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детей; Преподобный по своему милосердию повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змий в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал просимое змею. Но когда змей уходил в Куру, преподобному явился Ангел и потребовал обернуться; Давид помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змия, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.

На закате своей земной жизни преподобный Давид захотел помолиться у святынь Палестины. Поручив монастырь преподобному Додо, он вместе с учеником Лукианом отправился в далёкий путь. Несмотря на то, что дорога была очень опасной из-за разбойников и диких зверей, монахи, вопреки паломническому обычаю путешествовать отрядами, пошли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Достигнув Палестины преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим. Считая себя недостойным приблизиться к святым местам, преподобный Давид послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам в это время молился у городской стены. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и поспешил в обратный путь. Ночью, Иерусалимский Патриарх, Илья видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней, лежащих недалеко от ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси. В Грузии существует предание, что 3 посещения Гареджийской пустыни, равны паломничеству в Иерусалим.

Скончался преп. Давид, причастившись Св. Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан.

Гору Давида возвышающуюся, как крепость, над Тбилиси, народ назвал Мтацминда (Святая Гора), так называется старый Афон - удел Богоматери. Сегодня на ней находится церковь во имя преподобного Давида Гареджийского (Мама-Давити). Вокруг церкви существует пантеон «Мтацминда» с многочисленными захоронениями выдающихся людей Грузии - известных писателей, артистов, учёных и национальных героев. Здесь похоронен знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов и его супруга, Нина Александровна, урожденная княгиня Чавчавадзе.

Преподобный почитается женщинами как усердный молитвенник при женских болезнях, бесплодии, в родах. Сегодня уже не только грузинки обращаются за помощью к преподобному Давиду, но и москвички. В Москве в Храме Живоначальной Троицы на Грязех, что на Покровке есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей мощей. Каждый понедельник, в 17 часов здесь служится молебен преподобному Давиду с освящением воды.

Тропарь, глас 4:
Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

Кондак, глас 8:
От сирийских источников возшел еси, звездо пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград. Сего ради не оставляй хранити его, Давиде возлюбленный.

Молитва:
О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пре-по-доб-ный Да-вид Га-реджий-ский при-шел по по-ве-ле-нию Бо-жи-ей Ма-те-ри в Гру-зию из Си-рии в се-ре-дине VI ве-ка вме-сте с пре-по-доб-ным в чис-ле его 12 уче-ни-ков.

В пер-вое вре-мя свя-тые от-цы по-се-ли-лись на го-ре Зе-да-зе-ни, неда-ле-ко от Мц-хе-ты. Через 3 го-да пре-по-доб-ный Иоанн разо-слал сво-их спо-движ-ни-ков в раз-ные кон-цы Гру-зии. Пре-по-доб-ный Да-вид со сво-им уче-ни-ком Лу-ки-а-ном по-се-лил-ся в окрест-но-стях Тби-ли-си на го-ре Мта-Цмин-да («Свя-тая Го-ра»).

На-до ска-зать, что са-ма Гру-зия бы-ла кре-ще-на бо-лее чем за 200 лет до это-го свя-той Ни-ной.

Но за всю ис-то-рию Гру-зии она ис-пы-ты-ва-ла силь-ное дав-ле-ние со сто-ро-ны Пер-сии. Бы-ло мно-же-ство на-ше-ствий пер-сов, Гру-зия под-вер-га-лась опу-сто-ше-нию, по-жа-рам. Мно-гое вре-мя на-хо-ди-лась в осад-ной за-ви-си-мо-сти от са-мих пер-сов.

Ес-ли сна-ча-ла пер-сы пы-та-лись хри-сти-ан-ство вы-тра-вить ме-чом, то по-том ста-ли дей-ство-вать весь-ма хит-ро. Они ста-ли всю-ду на-саж-дать маз-де-изм, то, что в про-сто-на-ро-дье у нас на-зы-ва-ет-ся ог-не-по-клон-ством. И тем ре-мес-лен-ни-кам, куп-цам ко-то-рые при-ни-ма-ли маз-де-изм, пер-сы да-ва-ли мно-же-ство все-воз-мож-ных льгот.

До-шло до то-го, что ка-пи-ща ог-не-по-клон-ни-ков ста-ли рас-по-ла-гать-ся пря-мо око-ло вхо-дов в хри-сти-ан-ские хра-мы.

По-то-му при-ход от-цов-си-рий-цев в Гру-зию мож-но на-звать вто-рым кре-ще-ни-ем.

Каж-дый чет-верг пре-по-доб-ный спус-кал-ся в го-род и на-став-лял жи-те-лей в ос-но-вах хри-сти-ан-ской ве-ры. Мно-гие жи-те-ли ста-ли воз-вра-щать-ся в ло-но хри-сти-ан-ской Церк-ви. Есте-ствен-но, жре-цам-ог-не-по-клон-ни-кам это не нра-ви-лось, и жре-цы под-ку-пи-ли од-ну пад-шую де-ви-цу, чтобы она окле-ве-та-ла пре-по-доб-но-го, чтобы она на-зва-ла его ви-нов-ни-ком ее гре-ха.

Бу-дучи вы-зван жи-те-ля-ми на суд, пре-по-доб-ный по-до-шел к этой де-ви-це и, кос-нув-шись по-со-хом ее чре-ва, спро-сил: «Я ли твой отец?» Из утро-бы раз-дал-ся го-лос: «Нет», и был на-зван ис-тин-ный ви-нов-ник ее па-де-ния. И по-сле это-го на гла-зах удив-лен-но-го на-ро-да она ро-ди-ла ка-мень.

В па-мять о та-ком див-ном небес-ном за-ступ-ни-че-стве пре-по-доб-ный ис-про-сил у Гос-по-да на той го-ре це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му до сих пор при-бе-га-ют гру-зин-ки в сво-их жен-ских немо-щах.

По-сле это-го пре-по-доб-ный Да-вид вме-сте с Лу-ки-а-ном по-ки-ну-ли окрест-но-сти Тби-ли-си и уда-ли-лись на юго-во-сток в пу-стын-ную мест-ность Га-реджи. Здесь по-движ-ни-ки ис-ко-па-ли се-бе в го-ре ке-лии и по-се-ли-лись в них. Поз-же око-ло них ста-ли се-лить-ся и дру-гие пу-стын-но-жи-те-ли и об-ра-зо-ва-лась зна-ме-ни-тая .

Неза-дол-го до сво-ей кон-чи-ны пре-по-доб-ный Да-вид от-пра-вил-ся для по-кло-не-ния на Свя-тую Зем-лю. И вот, взой-дя на го-ру, с ко-то-рой уже от-кры-вал-ся вид на Свя-той Град, пре-по-доб-ный ска-зал сво-им спут-ни-кам, что он не до-сто-ин сво-и-ми но-га-ми топ-тать те ме-ста, где сту-па-ла но-га Спа-си-те-ля.

Он по-про-сил по-мо-лить-ся за него у Гро-ба Гос-под-ня, а сам с мо-лит-вой взял с зем-ли три кам-ня, по-ло-жил их в ко-том-ку и по-вер-нул об-рат-но. В это вре-мя иеру-са-лим-ско-му Пат-ри-ар-ху явил-ся Ан-гел, ко-то-рый ска-зал, что воз-люб-лен-ный Бо-жий Да-вид за-брал всю бла-го-дать Гро-ба Гос-под-ня, и ве-лел сна-ря-дить ско-ро-хо-да, ко-то-рый за-брал бы у Пре-по-доб-но-го два кам-ня.

Тре-тий же ка-мень пре-по-доб-ный при-нес в свою лав-ру, и он со-хра-нил-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. Сей-час он хра-нит-ся в со-кро-вищ-ни-це но-во-го Тро-иц-ко-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Тби-ли-си.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Да-вид, при-ча-стив-шись Свя-тых Да-ров, 7/20 мая 604 го-да в чет-верг по Воз-не-се-нии. По-это-му па-мять его и со-вер-ша-ет-ся в этот день, а 7/20 мая со-вер-ша-ет-ся па-мять всех 13-ти от-цов-си-рий-цев.

Молитвы

Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Дави́де о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Давид, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

По́двигов по́том срастворе́ннаго пото́ками сле́з, ны́не в моле́нии предстои́ши Го́сподеви на́шему, я́ко слеза́ми се́ял и ра́достию пожина́еши плоды́, в пусты́не возрожденные. О, Дави́де, сия́ние ми́ра и предста́телю ду́ш на́ших.

Перевод: Потом подвигов, растворенным с потоками слез, сейчас в молении ты предстоишь Господу нашему, так как слезами сеял и с радостью пожинаешь плоды (), возрожденные в пустыне. О Давид, свет миру и заступник душ наших.

Кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От сири́йских исто́чников возше́л еси́, звездо́ пресве́тлая, и пусты́ню Гареджийскую сия́нием Ду́ха озари́л еси́; я́ко прише́ствием свои́м и́ноческий рай соде́лал еси́, произрасти́в в пусты́не слове́сный вертогра́д. Сего́ ра́ди не оставля́й храни́ти его́, Дави́де возлю́бленный.

Перевод: От сирийских источников ты взошел, преяркая звезда, и пустыню Гареджийскую озарил ты сиянием Духа, так как приходом своим ты создал монашеский рай, вырастив в пустыне духовный сад. Потому не переставай сохранять его, Давид возлюбленный.

Ин кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От Междуре́чия взоше́л еси́, звездо́ всесве́тлая, и преше́л в пусты́ню Гареджи, и отону́ду явле́нием твои́м, я́ко ра́й, от насажде́ний святы́х прозяба́ют насажде́ния слове́сныя, о ни́хже не преста́й моли́теся, Дави́де блаже́нне.

Перевод: От Междуречья ты взошел, преяркая звезда, и пришел в пустыню Гареджи, откуда, благодаря явлению твоему, как в раю, от святых насаждений произрастают духовные насаждения, о них же не переставай молиться, Давид .

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесве́тле, богохва́льне а́вва Дави́де, свя́тче Бо́жий! Ты си́лою блага́го Законоположи́теля яви́лся еси́ нам, ко́знями лука́ваго свя́занным и обурева́емым, я́ко наста́вник в покая́нии и помо́щник в моли́тве. Того́ ра́ди дано́ тебе́ мно́го даро́в благода́ти и чудотворе́ния, разреше́ния грехо́в на́ших и прегреше́ний оставле́ние, боле́зней исцеле́ние и диа́вольских наве́тов отгна́ние. Те́мже твое́ю оте́ческою ми́лостию в богоца́рственном разуме́нии, многотру́дными моли́твами и моле́ньми твои́ми, наипа́че же непреста́нным твои́м заступле́нием о нас, да возста́вит Госпо́дь Бог ны, во грех впа́дшия, си́лою Свое́ю непобеди́мою на вся́каго ви́димаго и неви́димаго врага́, да́бы благодаря́ще соверша́я святу́ю па́мять твою́, жела́нием возжела́ли мы покланя́тися Преве́чному Бо́гу в Тро́ице Еди́ному, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И в Соборе Московских святых

В миру Даниил, родился в начале 1450-х годов. О святом повествуют предания, зафиксированные в литературе начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении преподобного - о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же князем Даниилом Ивановичем Вяземским .

В начале 1470-х годов поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь , где принял постриг с именем в честь Давида Солунского у основателя обители, преподобного Пафнутия Боровского .

Спустя некоторое время Давид с двумя монахами и двумя мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери "Знамение" с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впоследствии эта икона находилась в келье святого).

Об иноческих трудах преподобного Давида известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) посетил Давидову пустынь на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в современной росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба прп. Давида и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском монастыре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 года кончина прп. Давида отнесена к 19 сентября года. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что "преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день" . Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь которого преподобный принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти преподобного маловероятен. По другим сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической литературе XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина), М. В. Толстого, Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 октября года. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Прп. Давид был погребен на территории пустыни, впоследствии над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери "Знамение", о которой в монастырской описи XVII в. говорится: "В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный" . В 1730-х над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под которой в году устроена церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение". В 1867-1870 годах на месте разобранной колокольни со Знаменской церковью был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному .

23 мая года по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей прп. Давида. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти преподобного в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 октября, 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день его тезоименитства. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых , празднование которому было установлено в 2001 году.

Служба и акафист прп. Давиду были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пустыни архим. Германом (Хапугиным) . Служба начинается с малой вечерни, в конце которой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей преподобного Давида. Канон службы имеет акростих: "Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман" . В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого.

Преподобному Давиду посвящен храм на подворье Давидовой пустыни в с. Талеж , построенный в 1997 году.

Литература

  • Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003.
  • ИРИ. Т. 4. С. 1;
  • СИСПРЦ. С. 72;
  • Строев. Списки иерархов. Стб. 235;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143, 144;
  • Описание о российских святых. С. 230;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153;
  • Зверинский. Т. 2. С. 121;
  • Токмаков И. Ф. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 321;
  • Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915;
  • Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003;
  • Ефремов А. Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44;
  • Вознесенская Давидова пуст.: История и современность / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2004.

Использованные материалы

  • Архим. Макарий (Веретенников). "Давид Серпуховской" // Православная энциклопедия, т. 13, с. 555-557