Тихон задонский житие краткое содержание. Житие

Он стал одним из самых ярких православных религиозных деятелей-богословов, живших в XVIII веке и канонизированных в лике святителей и чудотворцев Русской Церкви. Епископ Воронежский и Елецкий, Святитель Тихон Задонский прожил сложную и в то же время замечательную, полную духовных плодов жизнь, за что не уставал благодарить Господа. Святой жил очень скромно, употреблял скудную пищу и не боялся тяжелого физического труда, однако совсем не этим он прославился. Его любовь к Господу была настолько велика, что практически всю свою жизнь он посвятил служению Божьей Церкви на земле.

Святитель Тихон Задонский: житие

Будущий епископ, а пока в миру Соколов Тимофей Савельевич, появился на свет в 1724 году в селе Короцко Новгородской губернии. Семья была очень бедной, отец Савелий Кириллов был дьячком. Новую фамилию Тимофею дали в Новгородской семинарии. Своего отца он не помнил, так как тот очень рано умер. На руках матери осталось шестеро детей - четыре сына и две дочки. Старший брат тоже, как и отец, стал дьячком, среднего взяли в армию. Средств никаких не было, и поэтому вся семья жила практически впроголодь. Бывало, когда в доме совсем нечего было есть, Тимка за кусок хлеба целый день боронил пашню у богатого мужика.

Ямщик

Однако к ним часто стал заезжать бездетный, но богатый ямщик. Он полюбил Тимку как родного и упросил его матушку отдать его, чтобы воспитать как сына и в конце своей жизни отписать ему свое имущество. Матушке было очень жаль Тимофея, но крайняя нищета и голод заставили ее согласиться. В один из дней она взяла сына за руку и отправилась к ямщику. В это время старшего брата дома не было, но когда он вернулся, узнав от сестры, что матушка с Тимкой пошли к ямщику, он бросился, что есть сил догонять их. А потом, настигнув их, встал перед матушкою на колени и начал умолять ее не отдавать Тимку ямщику. Он сказал, что лучше сам пойдет по миру, но постарается выучить его грамоте, и тогда можно будет пристроить его в пономари или дьячки. Матушка согласилась, и все они вернулись домой.

Обучение

В 1738 году Тимку матушка привезла для поступления в Новгородское духовное училище. В этом же году родительница умерла, и Тимофей остался сиротой. По просьбе его брата - причетника в Новгороде - его зачислили в Новгородскую духовную школу, действующую при архиерейском доме, которую в 1740 году переименовали в духовную семинарию. Мальчика Соколова как одного из лучших учеников сразу же зачислили и перевели на казенное содержание. И тогда он стал получать бесплатный хлеб и кипяток. Половину хлеба он съедал, а другую продавал и покупал свечи, чтобы читать духовные книги. Дети богатых купцов часто смеялись над ним, например, найдут оттопки его лаптей и машут ими над ним вместо кадила со словами: «Величаем тя, святителю!»

Учился он в семинарии целых 14 лет и закончил ее в 1754 году. Все дело в том, что в семинарии не хватало учителей. Проучившись по четыре года риторике, богословию и философии и два года грамматике, будущий святитель Тихон Задонский стал учителем греческого языка и богословия.

Постриг и новые назначения

Весной 10 апреля 1758 года Тимофея постригают в монахи с именем Тихон архимандрит Антониева монастыря Парфений (Сопковский). Иноку было тогда 34 года. А затем он становится учителем философии Новгородской семинарии.

18 января 1759 года его назначают архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря, и в этом же году он получает должность ректора Тверской духовной семинарии и преподает богословие. И ко всему этому его определяют присутствующим в духовную консисторию.

Святитель Тихон Воронежский Задонский: епископство

Достаточно интересное событие произошло перед тем, как он был хиротонисан 13 мая 1761 года в епископа Кексгольмского и Ладожского. Когда потребовался викарий в Новгородскую епархию, на это место было выбрано семь кандидатов, в него вошел и архимандрит Тихон.

Наступил день Великой Пасхи, в который должен был и определен кандидат на должность. Примерно в это же время архимандрит Тихон с преосвященным владыкой Афанасием служил Пасхальную Литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей находился у жертвенника и изымал частицы, архимандрит Тихон, как и другие священолужащие, подошел к нему с привычным прошением: «Помяни меня, владыко святый». И вдруг он услышал ответ владыки Афанасия: «Твое епископство да помянет Господь Бог во Царствии Своем», а потом тут же осекся, добавив с улыбкой: «Дай Бог вам быть епископом».

В Санкт-Петербурге в это время трижды бросали жребий, и каждый раз он выпадал с именем Тихона. Однако на этой должности он пробыл недолго, до 1762 года, а дальше его перевели председательствовать в Синодальную контору. Потом возглавил Воронежскую кафедру святитель Тихон Задонский. Епископ Воронежский и Елецкий Ионникий (Павлуцкий) к этому времени уже скончался.

Воронежская кафедра

На владыку Тихона было возложено управление Воронежской епархией, куда кроме входили Курская, Орловская, Тамбовская и на тот момент все это нуждалось в серьезном преобразовании. А так как вольные степи Дона в конце XVII века стали местом укрытия от правительственных преследований сектантов и старообрядцев, святителю было очень нелегко бороться с настроениями тогдашней церковной жизни. Препятствия его добрым намерениям устраивали отдельные лица как светской власти, так и самого духовенства.

Но епископу Тихону важно было подготовить достойное наследие умных и образованных пастырей, поэтому он ввел строгое уставное богослужение и требоисполнение. Под его руководством были образованы школы для бедных детей священнослужителей и для самих священнослужителей. На духовные должности он искал достойных, заботился не только о своей пастве, но и о благоустройстве и благолепии храмов.

Руководства и инструкции

В первый же год служения в Воронежской епархии он пишет краткое поучение для священников под названием «О седми Святых Тайнах», где описывает истинные понятия о совершаемых таинствах. Еще через год им создается руководство о том, как поступать духовным отцам на исповеди и как пробуждать в них чувства искреннего раскаяния, а других, кто в настоящем исповедании сокрушается о своих грехах, учил утешаться Божьей милостью. В своей епархии святитель Тихон первым запретил телесные наказания для священнослужителей, которые тогда были привычным делом, он также защищал своих перед властями.

Как настоящий священник, он заботился о воспитании пастырей, поэтому были открыты два духовных училища в Ельце и Острогожске, а в 1765 году он переделал Воронежскую славянскую духовную школу в духовную семинарию и пригласил преподавателей из Киева и Харькова. Для нравственного воспитания учеников семинарии им опять же была создана специальная инструкция.

Благочестие и забота

Святитель Тихон Задонский был удручен негодным состоянием воронежских монастырей и поэтому написал 15 статей увещания к монахам. Он также писал особые послания для народа, чтобы они читались священниками перед своею паствою. Таким образом, святитель боролся против языческих отголосков празднования Ярилы и сумасбродного пьянства в день Масленицы.

Епископ Тихон всегда стремился к уединенной монашеской жизни, однако нескончаемые епархиальные дела не давали никакой возможности исполниться этому. Он постоянно ополчался против безнравственных увеселений, скупости, сребролюбия, роскоши, хищений и недостатка любви к ближнему своему и почти никогда не отдыхал. Частые неприятности и затруднения подкосили его здоровье, у него проявились нервные и сердечные расстройства и частые простуды с осложнениями.

Быт и лишения

Владыка жил в очень простой и бедной обстановке, спал на соломе и укрывался овчинным тулупом. Из-за такого смирения над ним нередко смеялись служители церквей. Но у него была поговорка: «Прощение всегда лучше мщения». Как-то раз юродивый Каменев дал ему пощечину со словами: «Не высокоумь!», и тот воспринял такой неожиданный выпад с благодарностью Богу и даже стал ежедневно кормить Вообще, все обиды и скорби он терпел с радостью и благодарил Бога за все, что он ему посылает.

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец всегда был снисходителен к другим, однако очень строг к себе. Как-то раз во время Великого поста он зашел в келью к своему другу схимонаху Митрофану, который сидел за столом с жителем Елецка Козмою Игнатьевичем, а на столе у них была рыба. Они сразу смутились, но святитель сказал, что любовь к ближнему выше поста и поэтому, чтобы они не волновались, сам отведал с ними ухи. Он любил простой люд, утешал его и отдавал нищим всю свои денежные средства и приношения.

Достижение святости

Такая его любовь и подвиги самоотречения возвысили святого до созерцания Небесного и видения будущего. В 1778 году он увидел в тонком сне как Богородица стояла на облаках в окружении апостолов Петра и Павла, а сам святитель Тихон встал перед ней на колени и начал просить милости миру. Но апостол Павел произнес такие речи, что сразу было понятно, что мир ждут тяжелые испытания. Святитель тогда проснулся весь в слезах.

На следующий год опять святой Тихон видел Богородицу со святыми отцами в белом одеянии. И опять упал перед Ней на колени, стал просить за кого-то из своих близких, и Святая Матерь Божья сказала, что будет ему по просьбе его.

Святителю Тихону Воронежскому Задонскому Чудотворцу было открыто много судьбоносных событий для России. В частности, он предрек победу России в войне с Наполеоном в 1812 году.

Предсказание

К концу жизни он стал молиться, чтобы Господь подсказал ему время кончины. И был ему голос на утренней заре: «В день недельный». В этом же году он видел светящийся луч, и на нем стояли великолепные палаты, он хотел было войти в дверь, но ему сказали, что он сможет это сделать только через три года, однако ему надо потрудиться. После такого видения святой Тихон уединился у себя в келье и редко принимал у себя своих друзей. Ему были заготовлены одежды и гроб, который стоял в чулане, отец Тихон часто приходил к нему, чтобы поплакать.

Перед смертью в тонком сне святитель Тихон Задонский увидел, как знакомый священник через Царские двери алтаря вынес младенца, которого святитель поцеловал в правую щеку, и тогда тот ударил его в левую. Утром святой Тихон почувствовал, себя очень плохо, щека и левая нога онемели, рука стала трястись. Но он принял свою болезнь с радостью. А потом уже перед самой смертью он видел сон, как представилась перед ним лестница до небес, по которой он пытается вскарабкаться, и у него ничего не получается из-за слабости, тогда народ стал помогать, поддерживать и подсаживать его все ближе к облакам. Свой сон он рассказал другу, монаху Козьме, и вместе они поняли, что близка кончина святителя.

Мирная кончина

Святой Тихон удалился на покой 17 декабря 1767 года. Ему было дозволено жить там, где он пожелает, и поэтому сначала он поселился в Толшевском Преображенском монастыре (40 км от Воронежа). Однако там была болотистая местность, климат этот не пошел во благо здоровью святителю, тогда он перебрался в и там жил до конца жизни.

Во время своих немощей он постоянно причащался Святых Тайн, вскоре ему было возвещено свыше, что он представится перед Господом в воскресенье 13 августа 1783 года. В это время ему было 59 лет.

В Задонском Рождество-Богородицком монастыре нашел свой вечный покой святитель Тихон Задонский, мощи его святые и сегодня находятся во Владимирском соборе.

Его канонизация состоялась 13 августа 1861 года при правлении Александра II. На могиле святого почти сразу же стали совершаться чудеса.

Стоит тут же отметить, что храм святителя Тихона Задонского и Игнатия Богоносца входят в целый церковный городок Рождество-Богородицкого монастыря города Задонска Воронежской области.

По рассказам старожилов, иеродиакон Богородичного монастыря отец Виктор в 1943 году снимал квартиру у одной местной жительницы - Е. В. Семеновой, у которой более десяти лет на чердаке сохранялась древняя икона святителя Тихона Задонского, и она стала единственной спасенной иконой из Владимирского собора во времена правления атеистической советской власти. Ее еще называют «гробовым» образом святого Тихона, она изображает его во весь рост и со времен прославления его имени стояла за ракой мощей святого. Там она и теперь пребывает.

Заключение

Молитвы и Акафист святителю Тихону Задонскому особо читаются для того, чтобы он уврачевал от душевных недугов - помешательства, депрессии, беснования и алкоголизма.

Интересный факт заключается в том, что святитель Тихон в произведении «Бесы» Ф. М. Достоевского стал прототипом литературного героя - старца Тихона - на что сам писатель и указывал, а монастырь явился реальной основой художественного простора романа.

Торжественные праздничные службы в память святителя Тихона Задонского проходят 19 июля и 13 августа.

Святитель Тихон епископ Воронежский, Задонский чудотворец (1783). Житие

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей), сын дьячка Савелии Кириллова, родился в 1724 году а селе Короке Валдайского уезда Новгородской губернии. В младенчестве Тимофей лишился отца и остался на попечении матери Домники и старшего брата Евфимия, «Как я начал себя помнить, — вспоминал впоследствии святитель Тихон, — в доме, при матери нашей (отца своего я не помню), было нас четыре брата и две сестры; большой брат дьячкову должность отправлял, средний же брат был взят в военную службу, а мы все еще малы были и в великой жили бедности..-». При таком положении Тимофей едва ли мог надеяться получить достаточное образование даже для исполнения церковной должности пономаря. Некий богатый бездетный ямщик полюбил Тимофея и хотел усыновить его. Он неоднократно просил об этом Домнику, обещал воспитать Тимофея как родного сына. Святитель Тихон вспоминал об этом: «Матушка моя, хотя и отказывала ему (ямщику) — жаль ей было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании понудил ее отдать... Я хорошо помню, как, взяв за руку, она повела меня к ямщику. Старшего брата в то время не было дома. Когда же он возвратился, то спросил сестру: «Где матушка?» Та отвечала: «Повела Тиму к ямщину». Брат, догнав матушку, стал пред нею на колени и сказал: «Ямщику его отдадите — ямщиком он и будет. Я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам... Постараемся обучить его грамоте, тогда он сможет к какой-нибудь церкви определиться в дьячки или пономари. И матушка воротилась домой». В родительском доме Тимофей жил до четырнадцати лет.

В 1737 году были изданы два указа императрицы Анны Иоанновны, которые со всей строгостью предписывали «сделать церковнослужительским детям разбор, и лишних, особливо не учащихся, отдавать на военную службу». В Новгородской епархии, не имевшей тогда епископа» исполнение этих указов было особо ревностным.

Тимофей был привезен матерью в Новгород для поступления в Духовное училище. 11 декабря 1738 года он, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде, взявшего его на свое иждивение, был зачислен в Новгородскую Духовную славянскую школу при архиерейском доме. От чтения книг ему приходилось переходить к работе, от копания гряд — к школьным занятиям. «Таким образом, еще не будучи подвижником, Тимофей уже начал предвкушать жизнь подвижническую».

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия Духовная славянская школа была преобразована в Духовную Семинарию. Из общего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведен во вновь открытую Семинарию и принят на казенное содержание. Начальство Новгородской Семинарии присвоило ему новую фамилию — Соколовский. О годах семинарской жизни святитель Тихон вспоминал впоследствии: «Я продолжал учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию, и так бывало: когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам; куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку». Обучался Тимофей в Семинарии почти 14 лет: два года — грамматике и по четыре года—риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой Семинарии был недостаток учителей.

В 1754 году Тимофей окончил Семинарию. Одни из исследователей так характеризует годы его пребывания в ней: «Во время всеобщего увлечения схоластикой, когда в самой Семинарии, воспитавшей святителя, преобладала над всем схоластическая ученость, когда между словом и делом, между мыслью и действительностью не было ничего почти общего, когда о многом и очень хорошо говорили, но очень мало или же совсем ничего не делали, святитель Задонский был человеком совершенно чуждым указанных недостатков и противоречий». Тимофеи был назначен преподавателем риторики (1754—1758). Молодого учителя, отличавшегося необыкновенной сердечностью, скромностью и благочестивой жизнью, все очень любили и уважали: и ученики, и семинарское начальство, и Новгородские архиереи.

Будущий святитель в тот период своей жизни все более прилагал ум и сердце Богу, изучая дивные пути Eго и стремясь к иночеству и богомыслию. Промысел Божий готовил в нем доблестного подвижника и светильника Церкви Русской и, охраняя его от опасностей, явно указывал на его высокое предназначение.

Святитель Тихон, по милости Божией, стяжал способность особого духовного зрения. Однажды в майскую ночь Тимофей вышел из келлий и увидел разверзшиеся небеса и дивный свет. Вскоре после бывшего ему видения он окончательно решил стать иноком.

16 апреля 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург, где Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов) рукоположил Тихона во иеродиакона, а летом того же года—во иеромонаха. В том же году иеромонах Тихон стал преподавать философию и был назначен префектом Семинарии, но недолго оставался в этой должности. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), хорошо знавший дарования и благочестивую жизнь отца Тихона, ходатайствовал о его переводе в свою епархию. Указом Святейшего Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон был переведен в ведение Тверского архиепископа, который возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Желтикова монастыря. В том же году архимандрит Тихон был назначен ректором Тверской Семинарии и настоятелем Отроча монастыря. Одновременно он состоял присутствующим в Духовной консистории и преподавателем богословия в Семинарии. 13 мая 1761 года архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викарий Новгородской епархии, с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием архиепископа Новгородского. Так, на 37-м году жизни, через семь лет по окончании семинарского курса и через три года по принятии монашества, архимандрит Тихон, по воле Божией, был облечен саном архиерейским.

В Новгороде святитель находился не многим более года. 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение — на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия, в состав которой, помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также земля Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Большим бедствием в жизни Воронежского края был раскол. Широкие степи Дона сделались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями в церковной жизни. Его добрым намерением ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны светской власти и даже духовенства. Но, невзирая на это, святитель стремился преодолеть раскол. Святитель Тихон, в первую очередь, заботился о подготовке достойных пастырей — через развитие и правильную постановку школьного духовного образования — и ввел строго уставное богослужение и требоисполнение. Духовное образование имело решающее значение в борьбе с расколок и сектантством. Святитель обратил особенное внимание на это. Поэтому-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах.

В Воронежском крае еще имели место давние языческие обряды. Особенно сильно возмущался дух святителя существованием «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, сумасбродством и пьянством во время «масленицы».

В творениях его, появившихся в Воронеже, читаем: «Души многих находятся в худом состоянии... расслаблены, разболелись, требуют врачества и целительного пластыря»; «Христианской веры и жития равного... и следов не видано!»; «Предерзости, злодеяния, насилования, озлобления и прочая беззакония от злых и пагубных людей все более и более умножаются»; «Многие, нынешнего наипаче века, люди то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние... грех тяжкий, и точно прелесть диавольская... Знак есть крайнего о спасении нерадения и сна греховного».

Святитель Тихон против этого принимал самые решительные меры. Однажды он сам явился на праздник Ярилы. Видя перед собою святителя, одни «от стыда... разбежались с площади игрища», другие «в угрызении совести» молча пали к ногам святителя, третьи «в горячности своего покаяния... испрашивали прошения». Игрищные и торжищные палатки в присутствии святителя были разрушены. После этого святитель Тихон произнес в храме проникновенное слово, во время которого народ плакал. Многие, увлеченные древностью языческого обычая, в смысл которого они не вдумывались, приходили К святителю и раскаивались в содеянном. Красноречивыми проповедями святитель Тихон также вернул в Православие не одну тысячу старообрядцев. «Влияние его на раскольников было велико, — отмечает историк. — Даже наиболее упорствовавшие из них, не возвратившиеся в лоно Православия, несомненно, чтили его».

Святитель Тихон был чрезвычайно деятелен, ни одной свободной минуты у него не проходило напрасно, он все слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки.

В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в Духовную Семинарию.

Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений сильно расстроили здоровье святителя. Епископ Тихон сожалел, что не может с прежней неутомимостью трудиться на пользу Церкви Божией. 17 декабря 1767 года ему была назначена пенсия (в связи с увольнением на покой) и дозволено жить там, где он пожелает.

Недолговременна была церковно-общественная деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре — 4 года и 7 месяцев, но и за такой сравнительно короткий срок он оставил благотворный след и в области духовного просвещения, и в церковном благоустройстве, и в миссионерском деле. После ухода за штат святитель Тихон более 16 лет пребывал на покои в монастырях Воронежской епархии: до 1769 года — в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, а затем — в Задонском монастыре. В те годы святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения.

Во время пребывания святителя Тихона в Задонском монастыре его пастырские и аскетические добродетели достигли наиболее полного выражения.

Своей жизнью святитель учил всех окружающих тому, как надо жить, чтобы спастись. Подвижническая жизнь святителя Тихона, его неземная доброта утверждали людей в мысли о высоком достоинстве христианской веры.

Подвигами святителя Тихона на покое были прежде всего молитва и милостыня. После молитвы любимым занятием его была беседа с каждым о спасении души. Он собирал вокруг себя детей и учил их молиться Богу, входил в разговор с крестьянами и учил любви к труду и страху Божию, делил скорби несчастных. Иногда выезжал к знакомым, и чаще тогда, когда не ожидали его, но имели нужду в его советах. Кроме устных бесед, вел благочестивую переписи излагал мысли в письмах. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве- (1776).

С годами святитель Тихон все более увеличивал свои подвиги, приготовляя себя к блаженной вечности. В конце жизни он предался уединению и безмолвию.

За три года до кончины святитель Тихон каждый день молился и со слезами просил Бога: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих!» И вот однажды на утренней заре он услыхал тихий голое: «В день недельный будет конец жизни твоей». Это святитель открыл своему ближайшему другу отцу Митрофану. Духовный благодатный мир, который наступает после борьбы, в то время уже обитал в святой душе подвижника.

В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться. 13 августа 1783 года, «в день недельный», в шесть часов сорок пять минут утра душа святителя разлучилась с телом. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Так окончил свою многотрудную жизнь святитель Тихон Задонский.

12 августа 1861 года святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Церкви. На следующий день в г. Задонске при огромном стечении паломников со всех концов России митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Исидором (Никольском) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были открыты мощи святителя Тихона. Светильник водружен на свещнице, «да светит всем, иже в храмине суть». Днем памяти святителя Тихона установлено 13 августа.

«Всенародное прославление святителя Тихона в теснейшем смысле принадлежит Церкви Христовой... Настоящее действие благодати Божией убеждает нас, что...Православная Церковь столь же свята и непорочная пред Богом, как была во дни древние, что в ее сердце хранится в чистоте и не поврежденности истина и благодать Вселенской Апостольской Церкви, что она не есть неплодящая Церковь, но и доныне пребывает Церковью спасительною, делая нас, чад ее, несомненно, сынами Света и наследниками Света и наследниками Царства Вечного. Питать к ней всесовершенное уважение, повиноваться во всем ее установлениям и правилам есть священный и непременный долг каждого православного, ибо всякое отторжение от Православной Церкви, хотя бы оно было лишь внутренним, сокровенным действием души и состояло в несогласии чьих-либо мыслей и чувств с догматами, духом и учреждениями церковными, ведет, несомненно, к душевной гибели».

Литература

1.Евгении (Болховитиноа), митрополит. Полное жизнеописание Преосвященного Тихона. СПб., 1796.

2.Былов М. Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне I (1763 —1767).— Воронежские епархиальные ведомости, 1890, № 2—8.

3.Панков В., протоиерей. Святитель Тихон, епископ Задонский.— ЖМП, 1983, J* 8, с. 20—25.

4.Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и всея России чудотворца. СПб, 1862, ч. 2.

5.Записки о святителе Тихоне его келейника Ивана Ефимова.— Творения святителя. Над. 6-е. М.» 1899, т. V, приложение.

6. Касаткин С. А. Святитель Тихом как проповедник. СПб., 1889.

7. Кратиров П. Святитель Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897.

8.Лебедев А., протоиерей. Святитель Тихон Задонский и всея России.

Тихон Задонский

Тихон Воронежский, Задонский, епископ (1724-13.08.1783), сын бедного дьячка Новгородской еп., в 13 лет отдан в школу при архиерейском доме. Окончив Новгородскую семинарию, он остался в ней учителем и принял иноческий постриг с именем Тихон. Отсюда его перевели ректором Тверской семинарии, а затем сделали архимандритом Желтикова Успенского монастыря, потом Отрочь Успенского монастыря . В 1761 архим. Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, а через два года назначен на Воронежскую кафедру. Четыре с половиной года назидал святитель паству своей св. жизнью, живой проповедью, архипастырскими посланиями и душеполезными творениями. Все свое имущество он раздавал неимущим в тюрьмы и богадельни, а сам исполнял в монастырском саду самые простые работы. Много пришлось ему потрудиться, обновляя церкви, находившиеся в крайнем убожестве, наставляя и вразумляя пастырей, искореняя в народе суеверия и языческие обычаи, исправляя и благоустраивая иноческую жизнь. В 1767 году, вследствие болезни, он удалился на покой в Толшевский Спасо-Преображенский (основан в 1646), а затем в Богородицкий монастырь г. Задонска, где мирно почил после 14 лет подвижнической жизни. Свт. Тихон сделался великим учителем иночества. С глубокой практической мудростью он изложил идеал истинного монашества в своих творениях: “Правила монашеского жития”, “Сокровище духовное, от мира собираемое” и мн. др., а своей жизнью показал возможность осуществления этого идеала.

Другие биографические материалы:

Резниченко А.И. Русский православный подвижник (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV ).

Семененко-Басин И. В. Богослов (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Зеньковский В.В. Оказал большое влияние на формирование русского мировоззрения XVIII-XIX вв . (Большая энциклопедия русского народа ).

Иоанн Кологривов. Завет всеобъемлющей радости (Большая энциклопедия русского народа ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Соч. В 5 т. М., 1899. (Т. 5 содержит записки (воспоминания) В. Чеботарева и И. Ефимова, келейников святителя).

Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, т. 1-5, 1994;

Сокровище духовное, от мира собираемое. Тузов, 1904.

Литература:

Гиппиус А. Н. Св. Тихон Задонский. Епископ Воронежский и всея Руси чудотворец. Париж, [б. г.].

Казанский П. С. Житие иже во святых отца нашего Тихона епископа Воронежского, всея России чудотворца. СПб., 1871;

Лебедев А. Св. Тихон Задонский, его жизнь и писания. СПб., 1865;

Попов Т. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916.

Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни Преосвященного Тихона<...> епископа Воронежского... СПб., 1843;

Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991). С. 123 -125:

Иоанн (Кологривов), иеромон. Очерки по истории русской святости. Брюссель. 1961. С. 303-346;

Иоанн (Маслов), схиархим. Учение святителя Тихона Задонского о спасении. М., 2008;

Николай (Павлык), иеромон. Грех и добродетель но учению святителя Тихона Задонского. М., 2011;

Janezic S. Imitazione di Cristo secondo Tihon Zadonskij. Triest, 1962;

Knechten H. M. Evangelische Spiriruaiitat bei Tiehon von Zadonsk. Waltrop, 2006 (Studien zur russischen Spiritualitat, 2).

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества - «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Келейник передал это Преосвященному. «Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда», - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также - «Об истинном христианстве» (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей». Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59-м году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.

Святитель Тихон Задонский (1724-1782 гг.)

Спасайся о Христе, любезный брате.

Св. Тихон Задонский

Автор испытывает совершенно особые чувства, затрагивая эту тему. Ведь в Задонске, последнем земном приюте святителя Тихона, прошли мое детство и юность. И по сей день с особым благоговением приезжаю в этот маленький исконно русский провинциальный городок, некогда славный своими духовными обителями и подвижниками святости.

Задонский Богородицкий монастырь, основанный в 1610-1620 гг. среди непроходимых лесов старцами Московского сретенского монастыря Кириллом и Герасимом, после реставрационных работ приобретает свое былое великолепие и красоту. “Расположенная среди небольшого городка Задонска, на отлогом берегу реки Дона. Окруженная тенистыми садами и лесною чащею, обитель поистине представляет собою тот тихий уголок безмолвной созерцательной жизни, где легче забывается суетный мир с его треволнениями и страстями”. Такими строками охарактеризовал обитель один из дореволюционных авторов. Такой, вероятно, застал ее и святитель Тихон, прибывший в Великий пост 1769 года в Задонск после многолетних праведных трудов, рано подорвавших его здоровье.

Вся жизнь этого удивительного подвижника святости представляет собой образец христианской добродетели, добытой в суровых трудах, а порой лишениях и скорби. “В юности - бедность и нужды, в мужестве - труды и болезни, к старости - подвиги и недуги”. Будучи из бедной семьи, он только чудом выучился грамоте, а затем в числе 200 лучших учеников был принят в семинарию. Однажды чуть было не замерзнувший зимой в пути из-за отсутствия теплой одежды, но спасенный проезжим купцом, с молодости мечтавший об уединении и удалении от мира, святитель во внешне не столь знаменательной событиями жизни скопил поистине бесценные внутренние богатства, сумев достигнуть духовной высоты и любви ко всем. Еще при жизни своей земной сыскал себе он славу великого проповедника и щедро наделен был Божией милостью такими дарами, как прозорливость и целительство.

С детских лет слышал я рассказы о его подвигах, святом “тихоновском” источнике, исцеляющем многие болезни, о нетленных мощах, изъятых из храма после революции. Несмотря на негативное отношение ко всему, что касалось религии в те времена, каждый август знаменовался стечением в Задонск множества людей, сохранивших память о прославленном российском святом. Как теперь вспоминается, большинство из прибывавших составляли простые люди, часто бедно одетые, многие приходили (или приезжали) из отдаленных мест, глухих поселков и деревень. Но сколь сильна и справедлива у народа память, что даже спустя два столетия, никем не принуждаемые и даже гонимые, люди ежегодно продолжали стремиться сюда, чтобы отдать дань священной памяти того, кто снискал искреннюю любовь и почитание среди народа. С другой стороны, как быстро порой забываются официально возвеличенные герои и знаменитости. Проходит несколько десятков лет, а то и менее, и память о них порастает тернием...

Сравнительно недавно (26 августа 1991 года) в Задонск были торжественно возвращены святые мощи Тихона Задонского. Тысячи людей приняли участие в этом знаменательном событии. Прекрасный солнечный день, усыпанная цветами дорога к монастырю, величественное шествие к обретаемой вере и духовности... Не по мольбам ли угодников Божиих начинают прозревать наши души?! Как же долго пытались у нас “погасить в душах чувство Бога, память о Боге, идею Божественного, священного, благодатного, сверхчувственно-потустороннего; отнять у гражданина потребность в молитве; всякий свет духовного совершенства и всякий луч святости” (И. Ильин ). И все же “всенародный обман” провалился, и торжество христианского духа в который раз обретает свою подлинную реальность.

Прежде чем заняться описанием чудесных исцелений, ознакомимся прежде с некоторыми сторонами нравственного облика святителя Тихона, касающимися, в частности, его задонского периода жизни. Все биографы подчеркивали исключительную его простоту в быту, одежде, манерах. Почти все свое положенное по чину богатое одеяние (шелковое платье, теплые и холодные подрясники и рясы на теплом меху и прочее, положенное архиерейскому сану одеяние, а также перину с подушками, одеяла, карманные серебряные часы и прочее) он продал, отдав деньги бедным. Одевался он всегда просто. “Кто живет в праздности, тот постоянно грешит”, - была любимая его поговорка.

Любил по мере сил работать в монастырском саду, сам косил траву и рубил дрова. Доступ к святителю был открыт для всех. Делание добра было любимым его делом, особенно если это удавалось осуществить тайно. Келейник святителя писал позже в своих воспоминаниях: “Он так любил благотворить, что в тот день, когда приходящих бедных бывало у него более и когда он больше раздаст денег и прочего, - он в тот вечер бывал радостнее и веселее, и если в какой день было мало просителей, или вовсе никого не было, в тот вечер прискорбнее бывал”. И еще келейник говорил: “Смело скажу, что он по зову святому, был око слепым, и ноги хромым: двери у него всегда были отворены для всех приходящих, и все (кто ни приходил) находили у него готовыми пищу, питие и спокойствие”. Св. Тихон сам любил ухаживать за больными, подкрепляя их чаем с лекарственным настоем; утешая, ободряя, молясь за них, и вскоре, как правило, наступало желанное выздоровление. Описан случай, когда один из обитателей монастыря сильно простудился, заболел и был уже при смерти. Но по молитве святителя быстро поправился. Обладая даром прозорливости и предвидения, святитель точно предсказал победу России в будущей войне с французами, а также великое наводнение в Петербурге. Известен случай, когда св. Тихон подошел к маленькому внуку старика Ростовцева и, погладив мальчика по голове, вдруг сказал: “Собирайся, Саша, в горний Иерусалим, собирайся, голубчик, в небесное отечество”. Через три дня здоровый до того мальчик умер.

В отношении себя ему было открыто, когда окончится земной путь (вплоть до дня недели) и что будет причислен к лику святых. На вопрос о том, как он прозревает внутреннее в человеке, святитель как-то ответил (некоему Никандру Александровичу): “Нужно внутренние очи совершенствовать, тогда и внешние откроются. Брось, например, горсть пшеницы в стакан воды, и смотри - зерна видны. Так и наши помыслы видимы провидящему”.

День празднования Рождества Христова в 1779 году был последним днем выхода его из келий в церковь. В ночном сне ему увиделось прекрасное хрустальное здание, и чей-то голос спросил: “Хорошо ли здесь?”, на что святитель ответил: “Весьма хорошо”, почувствовав при этом великую радость. “Через три года и ты можешь войти сюда”, - было сказано ему в том же сновидении, “а теперь поди потрудись”. Еще три года, уже не выходя из келии, продолжит свои духовные труды старец. Его земное пребывание завершится к полуночи с 12 на 13 августа 1783 года. “Смерть его была так покойна, как будто он заснул”, - напишет позже его келейник. Несмотря на свою немалую пенсию (500 рублей в год) и богатые пожертвования, всего наличных денег после себя оставил он лишь 14 рублей 50 копеек, да и те завещал раздать нищим. Все же средства свои использовал он для помощи нуждающимся беднякам, обездоленным и обиженным. Это была истинно святая жизнь, а потому-то и возможны стали чудесные исцеления, часть из которых зафиксирована и будет приведена ниже.

Первое обретение нетленных мощей святителя состоялось в 1845 году, когда велись строительные работы по возведению нового храма по проекту архитектора Тона. Старый храм пришлось сломать. Несмотря на 63-летнее пребывание в сырой могиле, мощи св. Тихона оказались нетленными, что было удостоверено архиепископом воронежским Антонием, архимандритом задонским Серафимом и другими. Но только спустя 16 лет состоялась официальная церемония открытия нетленного тела и причисления к лику святых. Это произошло 13 августа 1861 года. В одной из книг, посвященных святителю, значится следующее описание этого события: “Обилие благодати Божией было видимо и осязаемо для всех. Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, болящего или бесноватого, часть со сведенными руками, ногами, или с поврежденными другими членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к св. мощам, - ему посылалось свыше выздоровление. Чудотворения совершались всенародно, в глазах всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться: так оне были явны и поразительны!”.

Действительно, чудес в тот день было немало: “множество больных выздоровело, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар речи”. По свидетельствам очевидцев: “чудеса совершались не только при его гробе, но и везде, где бы не призывали святителя на помощь...”. “Больные исцелялись при одном обещании поклониться святителю Тихону, или во время служения панихиды при его гробе, или от помазания елеем из лампады, которая над его гробом, иные избавлялись от непредвиденной смертной опасности одним молитвенным призванием святителя на помощь. Многие до исцеления страдали столь тяжкими болезнями, что врачи, самые искусные, признавали их безнадежными к выздоровлению. Видя своих больных потом здоровыми, они письменно объявляли, что исцеление их могло последовать только по благодати Божией, свыше всех пособий медицинских”.

Ниже приводится лишь малая часть доподлинно зафиксированных случаев исцеления, описание некоторых из них сокращено, другие даны в дословном изложении:

Исцеление от водянки монахини Кашкиной, Калужскаго Казанскаго девичьего монастыря, дочери ген.-майора.

Софья Дмитриевна Кашкина страдала этим тяжелым заболеванием в течение 6 лет и исцелилась после посещения Задонска и молитвы к св. Тихону. Вот такие записи оставила на этот счет сама исцеленная: “Шесть лет я была больна в водяной болезни, которая находилась в животе и ногах, от которой много лечилась, но не получала выздоровления. Видевши, что болезнь моя более увеличивается, я возымела большое усердие ехать в Задонск, помолиться угоднику Божию, еп. Тихону. По приезде туда, молитвами угодника и милостию Божие (1-го сентября) я получила совершенное исцеление от шестилетней водяной болезни, которая, видимо, исчезла в продолжение суток (чему была свидетельницей задонская жительница из дворян, Татьяна Федоровна Карпова), и я теперь, с того числа, как опухоли, так и тяжести ни малейшей не чувствую, по милости все-вышняго Творца и угодника Божиего святителя Тихона”.

Этот случай, безусловно, заслуживает внимания, его “чудесность” к тому же подтверждает и письменное свидетельство доктора, лечившего г-жу Кашкину, которое приводится ниже:

“1845 г. дочь генерал-майора, девица Софья Дмитриевна Кашкина, находясь в болезненном состоянии несколько лет и лечась во все это время у разных г.г. докторов, пригласила меня исследовать болезнь ея, которая и найдена мною в следующем виде: больная страдала явственным затвердением печени, при сопутствии расстройства в органах пищеварительных и грудных, вследствие чего образовалась водяная болезнь в животе и груди, дошла до такой степени развития, что угрожала опасностью относительно жизни... В таком ужасном положении г-жа Кашкина отправилась в г. Задонск на поклонение святому Тихону, где и пробыла несколько дней. По возвращению же из Задонска госпожа Кашкина объявила мне, что при гробе святителя Тихона она удостоилась получить исцеление от своих болезней и в настоящее время чувствует себя совершенно здоровою, и действительно, при тщательном медицинском исследовании найдено, что у ней затвердение печени совершенно уничтожилось, органы дыхания и пищеварения найдены в обыкновенном естественном состоянии, болезни водяной нет и признаков и вообще не осталось и следа тех болезненных расстройств, от которых она так сильно и так продолжительно страдала. Итак, принимая в соображение все выше сказанное, я с полною уверенностию заключаю, что исцеление г-жи Кашкиной от таких жестоких болезненных припадков могло последовать единственно по благодати Божией и выше всех законов физических и медицинских. Что сие свидетельство, вследствие требования г-жи Кашкиной, дано по справедливости, сообразно правилам врачебной науки и долгу присяги, в том удостоверяю моим подписом с приложением казенной печати Калужской губ. Мешовскаго уезда, врач медико-хирург надворный советник Орлинский 1847 г. ноября 14 дня”.

Итак, судя по свидетельству доктора Орлинского, г-жа Кашкина страдала, по всей видимости, циррозом печени, осложненным асцитом. Медики хорошо знают, сколь серьезен прогноз этого заболевания. Тем более поразителен факт приведенного выше чудесного исцеления, отраженный в деле специально созданной комиссии по поручению св. Синода.

    Исцеление от беснования. Этих больных современная медицина расценивает, как страдающих истерией, однако не дает убедительных разъяснений на некоторые особенности течения заболевания и специфичности ряда характерных моментов. Так, совершенно неясно, почему эти люди начинают испытывать такую неприязнь ко всему, что касается христианских святынь (их отвращает от церкви, не переносят богослужения, молитвы, не в состоянии совершить иногда крестное знамение и прочее).

  1. Ниже приводится лишь одно описание чудесного исцеления от беснования, обозначенного в деле комиссии св. Синода под №7. Несмотря на краткость описания, в тексте просматривается большинство из характерных моментов, присущих беснованию.

    “Города Ельца купеческая жена Пелагея Гаврилова, до замужества была здорова; но после вступления в брак, когда ей было 16 лет, вскоре стала подвергаться беснованию, и особенно тогда, когда говорила о чем-нибудь святом, или когда видела что-нибудь относящееся до духовного лица или предмета; причем впадала в беспамятство и, по уверению других, притом случавшихся, кричала в то время разными голосами и терзала себя руками; так что два-три сильных человека едва могли удерживать ее. После этих припадков, продолжавшихся часа по два, следовало обыкновенно расслабление. В таком болезненном положении находилась она года два; в 1835 году родные повезли ее в Воронеж, но припадки продолжались, потом, когда в Задонске отслужили панихиду по святителю Тихону и она приобщилась св. Таинств, припадки прекратились и до сего времени не возобновлялись”.

  2. Исцеление от сильного кровотечения. “Живущая в Задонске, жена чиновника Мартынова, при беременности стала непрерывно страдать кровотечением, от которого так ослабла, что без помощи не могла пройти по комнате и преждевременно разрешилась мертвым ребенком. После родов к этой болезни присоединились еще постоянная опухоль ног и жар во рту. Больная обратилась с молитвою к святителю и после многих молитв у себя дома, наконец, в октябре пошла в монастырскую церковь и там помолилась ему усердно, после чего уснула, видела сон, в котором ей какой-то монах говорил, чтобы она больше молилась святителю Тихону и что он поможет ей, проснувшись она почувствовала себя совершенно здоровою”.

    Исцеление от сильного паралича. “Рясофорный послушник задонского монастыря Кассиан, прежде именовавшийся Иваном Соловьевым, бывший крестьянин тульской помещицы, Ефремовского уезда, сельца Алексеевки, порутчицы Анны Михайловны Леонтьевой, 11 января 1851 года был поражен параличем так, что три года был без памяти, нем, в помешательстве рассудка и не владел правою рукою. Через шесть недель от начала болезни владение рукою возвратилось, но немота осталась и умственные способности расстроились; состояние это доктор признал неизлечимым”. Чудесное исцеление произошло в Задонске этого же года, 6 июня. Выпив немного масла перед гробом свт. Тихона, больной выздоровел.

    Исцеление детей. Крестьянский мальчик, “Василий Голошубов, до 5 лет не мог ничего говорить, хотя и слушал. Родители хотели его выучить говорить: “Господи, помилуй”, но не имели успеха. Когда же они дали обет сходить в Задонск и поклониться гробу угодника Божия, мальчик начал произносить эти слова: когда же исполнили свой обет, пришли ко гробу и помолились свт. Тихону, приложили мальчика ко гробу, тогда он начал говорить все, и родители прославили Бога”.

    Исцеление от холеры. Это чудесное исцеление от столь грозного заболевания произошло по молитве жены купца 3-й гильдии Ардалиона Михайлова Ляпина, когда тот уже находился в кризисном состоянии. Объяснить исцеление случайным совпадением (в случае, если это действительно была холера, свирепствовавшая в то время) не представляется возможным.

Кроме приведенных случаев в монастырской книге упоминаются исцеления от воспалительных заболеваний, глазных заболеваний, геморроя, нароста в области правой ноздри, истерических припадков и других болезней.

Уважение, любовь и почитание свт. Тихона в России было столь велико, что, например, в одном месте ему даже поставили памятник (в подмосковном имении действительного тайного советника И.В. Лопухина). На памятнике была изображена горящая свеча, как символ горячей и чистой любви Свт. Тихона к Богу. Не оскудеет же и ныне народная любовь к угодникам Божиим, святым и праведникам земли нашей.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ ТИХОНУ

“О великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне!

Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к всясодержащему спасающему человеколюбцу Господу, Ему же ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрея и суеверия, духом и истиною покланяются Ему, и усердно пекутся о соблюдении его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей - право верующия и соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближия твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящииым преспеяние, родителим благословение, чадам в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведающим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение. Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.