Типы и конструкции мечей. Мечи различных эпох и стран

Меня сковали
Предать бойца
В первом бою.

Меня послали
По злое золото
На крайний свет.

Р.Киплинг Руны на Виландовом мече Пер. М. Гаспарова

Находки рунических надписей на оружии демонстрируют нам, вероятно, наиболее мощную форму воздействия человека на окружающий его мир. Руны являлись, несомненно, самым действенным магическим инструментом, в то время как оружие выступало в качестве самого авторитетного и непререкаемого аргумента в сфере материальной жизни. И то и другое, с точки зрения человека архаической эпохи, наиболее эффективно преобразовывало реальность, изменяя ее в требуемом направлении. Сочетание же двух столь действенных орудий в единый комплекс, несомненно, должно было существенно усиливать результативность предпринимаемых шагов. В этом контексте любопытно подвергнуть исследованию те закономерности, которые можно различить при анализе фонда рунических памятников, связанных с предметами вооружения.

Следует отметить, что количество надписей на оружии, известных к настоящему времени, относительно невелико и в целом составляет сравнительно небольшой процент от общего числа рунических памятников, причем бросается в глаза совершенно непропорциональное распределение их по эпохам. Так, если от интересующей нас эпохи старших рун и переходного периода до нас дошло не менее 26 надписей на предметах вооружения, то период младшерунической письменности (примерно с 700 по 1300 г.) сохранил лишь около двух десятков объектов подобного рода. Напомним, что старшерунических надписей известно немногим более 250 , в то время как количество эпиграфических памятников эпохи викингов и Средневековья исчисляется почти в 6000 единиц. В результате мы получаем весьма показательные цифры: старшерунические надписи на оружии составляют примерно 10 % от общего числа находок, в то время как младшерунические - лишь около 0,0035 % .

При этом ни в коей мере нельзя списать такую разницу на какие-либо различия в состоянии источникового фонда - мы располагаем, как известно, огромным количеством находок предметов вооружения эпохи викингов, неизмеримо превосходящим суммарное количество аналогичных артефактов времен Великого переселения или иных эпох. То есть представленное соотношение получено на основании анализа вполне корректной базы данных и отражает некую закономерность, реально существовавшую и нашедшую отражение в источниках. Разумеется, фонд надписей увеличивается, и с течением времени, как и в любой иной сфере рунической эпиграфики, происходят определенные изменения статистического порядка, однако столь колоссальный разрыв в цифрах, несомненно, уже не подвергнется существенной корректировке.

Интересно соотношение находок внутри этой группы. 23 рунические надписи из 26 нанесены на предметы наступательного вооружения. Среди них 14 экземпляров мечей и их конструктивных элементов - наверший, обкладок ножен и т.д., 8 наконечников копий и дротиков , 1 древко стрелы . При этом лишь 3 находки связаны с предметами оборонительного вооружения - 2 умбона от щитов и шлем .

В своем исследовании, посвященном проблеме рунических надписей на оружии, К . Дювель выделяет четыре группы находок, дифференцируемых им по хронологическому и географическому признакам. Первую группу составляют находки, происходящие из болот Южной Ютландии и Северной Германии . Второй блок образуют надписи на наконечниках копий и дротиков , относимые к периоду III в, . н . э . Третья группа включает англосаксонские надписи на предметах вооружения, датируемые VI в . н . э . Наконец, в четвертой группе представлены наиболее поздние надписи, относимые к VII в . и обнаруженные за пределами Скандинавского полуострова, в континентальной Европе . Подобная классификация не является идеальной, однако позволяет привлечь внимание к определенным закономерностям, присутствующим в данном фонде находок. Бросается в глаза, например, универсальный характер колющего и метательного оружия - надписи на копьях и дротиках присутствуют во всех хронологических подпериодах рассматриваемого отрезка времени. В то же время предметы оборонительного вооружения относятся преимущественно к наиболее ранним эпохам рунической письменности и не представлены среди поздних находок. Отметим также, что, за редчайшим исключением (кроме надписи из Эвре Стабю ), находки оружия связаны с континентальной Европой , Британскими островами или Данией , но не со Скандинавским полуостровом . Это подчеркивает достаточно подвижный характер того образа жизни, который был присущ германцам на протяжении периода переселений да и в эпоху ранних варварских королевств, хотя, разумеется, свидетельствует также и о большей плотности населения в нескандинавских областях германского мира, а также о широком распространении здесь рунической грамотности и активности применения рун в воинском обиходе.

Итак, наиболее локальную и вместе с тем наиболее долго существующую группу образуют надписи на предметах вооружения из болот пограничья Германии и Дании . Обстоятельства их обнаружения далеко не всегда дают ответ на вопрос о том, каким именно образом тот или иной предмет попал в болото. Отнести все эти объекты априорно к результатам жертвоприношений вряд ли возможно, хотя бы уже потому, что мы не можем совершенно исключить и другие возможные обстоятельства, в результате которых предмет оказался в глубине топи. Например, владелец мог обронить и потерять его при переправе через болото либо утонуть вместе с ним, метнуть копье в противника, который, в свою очередь, уже не смог выбраться на сухое место, и т.д. То есть у нас нет никаких оснований видеть в каждой находке именно жертву богам, вне зависимости от того, что представляет собой сама надпись.

Находки из болот датируются примерно от 200 г.н.э. до VI столетия включительно. Наиболее показательны в этой группе следующие надписи:

1. Навершие ножен меча из Торсберга относится к наиболее ранним объектам с руническими знаками - оно несет на себе две надписи: owlpupewar и niwajemariR . Первая из надписей рассматривается специалистами как искаженное w(u)lpupewaR - определение принадлежности оружия (с суффиксом -aR): «сияющего, великолепного дружинника» . Вторая часть - «неплохо известный» (славный);

2. Ко второй половине III в . принадлежит обкладка от ножен меча из Вимозе в Дании . Надпись состоит из двух частей: mariha iala и makija и читается следующим образом: «этот меч принадлежит мне» или, как вариант, «этот меч принадлежит Мару (имя владельца)» ;

3. Также в Вимозе обнаружена серебряная накладка на ножны с золоченой отделкой. На ней рунами написано имя awns - вероятно, Awings ;

4. Из болота в Иллеруп происходит рукоятка щита с надписью swarda . Она относится к наиболее ранним - около 200 г . - и истолковывается как один из вариантов германского слова «меч» или прилагательное swarta - «черный» ;

5. Из знаменитого Нюдамского болота , прославившегося находкой одного из хорошо сохранившихся кораблей эпохи переселений, происходит древко стрелы, датируемое промежутком III-V в.в. с надписью lua -возможно, искаженным типичным заклинанием alu ;

6. Весьма показательна в смысле истолкования надпись на бронзовом фрагменте умбона из Иллерупа - aisgRh . Вот перечень переводов предложенных отдельными исследователями: Бюгге - «Сиги владеет этим щитом» ; Ольсен - «Одержи победу, щит» ; Гринбергер - «Я одерживаю победу» ; Нореен - «Эйсгер владеет этим» ; Хольтхаузен - «Сиггер владеет мной» ; Краузе - «Aisig. Hagel» (два слова - «яростный» и «порча» ); Гутенбруннер - «Оставайся невредимым от бури копий» (кеннинг); Антонсен - «Отводящий град» (копий или стрел); Эрик Мольтке высказался в пользу бессмысленности (нечитаемости) надписи. Столь вариативное прочтение, сохраняющее тем не менее устойчивое семантическое ядро, позволяет отнести эту надпись к одному из двух типичных формализованных классов надписей;

7. Из болота Крагехуль в Дании происходят пять фрагментов наконечников копий, на одном из которых имеется надпись: EkerilaR asugisalas muha haite gagaga ginuga he lija hagalawijubig . В этом достаточно длинном тексте четко и недвусмысленно читаются несколько первых слов: Я, эриль Асгисль... После этого следуют более или менее стандартизованные посвящения и магические формулы, в том числе и известное gagaga .

Кроме того, среди болотных находок имеется и весьма показательная категория. На умбоне щита из Торсберга присутствует римская надпись - AEL(IUS) AELIANUS . Есть и другие римские имена, обнаруженные в Иллерупе, Нюдаме, Торсберге и Вимозе.

Другая группа рунических надписей представлена однотипными находками метательных и колющих копий . Самая ранняя из них, относимая ко второй половине II в ., одновременно считающаяся и наиболее ранней рунической надписью, - листовидный наконечник из Эвре Стабю в Норвегии, происходящий из погребального комплекса, состоящего из двух мужских и двух женских сожжений. Одно из наиболее популярных толкований надписи raunijaR - «лишающий врага мужества» . Из Дамсдорфа , в Центральном Бранденбурге , происходит датируемая серединой III в . надпись на наконечнике копья: ranja ( «находящийся в движении» ?), которая приписывается находившимся здесь в то время бургундам . Единственный из наконечников, найденный не в погребении, - ковельский, несущий надпись tilarids - «стремящийся к цели» .

В этой же группе должны быть упомянуты находки из Мос ( Готланд ) - sioag или gaois (перевод неясен, возможно «ревущий, звучащий» ), а также польская находка из местечка Розвадов - ...krlus (возможно, «я, герул» ?).

С Британских островов , главным образом из погребений, происходят несколько находок. В Кенте обнаружены пять деталей меча VI в . и один наконечник копья VII в . - в том числе обнаружены:

1. В Сарре -нечитаемая надпись на навершии меча;

2. В Эш-Гилтон - также навершие: eic sigimer nemde - «Сигимер назвал меня» , с другой стороны - sigi mci ah ( «Сиги владеет мною» );

3. Обкладка ножен из Чессел Даун-Фридхоф на острове Уайт : aeco so eri ( «увеличивающий страдания» );

4. Два серебряных позолоченных навершия с рунами «z» из Эш-Гилтона , иногда рассматриваемые как посвящение Тору ;

5. Фавершем . На навершии меча дважды начертана руна Тюра . Этот случай, с точки зрения наличествующей у нас информации, должен быть признан классическим - это соответствует одному из крайне немногочисленных упоминаний в Эдде об истинном магическом значении и употреблении рун;

6. Наконечник копья из Холборо - своеобразная биндеруна : руна Тюра на прямоугольном основании, напоминающем кириллическую букву П;

7. Наконец, скрамасакс из Темзы . «Неканонический» вариант англосаксонского футарка , дополненный, вероятно, именем владельца: beagnop .

Определенная невыразительность англосаксонских надписей объясняется тем, что германская языковая и магическая подоснова рунической письменности в Англии довольно быстро приходила в упадок.

Континентальные надписи VII в . редки. Из более чем 50 , обнаруженных, например, в Германии , - только пять сделаны на оружии. Из них относительно разборчивы четыре . На серебряной пластинке из Лейбенау , по всей видимости, присутствует имя владельца - Rauzvi , остальные знаки спорны. Скрамасакс из Хайльфингена несет на себе надпись ikxrxkwiwixu . Понятно лишь то, что в начале стоит местоимение ik - «я» .

Наконечник копья из Вурмлингена -надпись idorih . Варианты прочтения - «делаю могущественным и уважаемым» , имя собственное или посвящение Тору ( Top = Dor ?). Возможно, имя собственное имеется и на саксе из Штайндорфа : husibald...

Эпоха викингов донесла до нас только три (!) надписи на оружии, весьма малочисленны и надписи последующего времени ( XII-XIII вв.). Достаточно сказать, что из примерно 3 тысяч секир, обнаруженных в Норвегии , только одна содержит руническую надпись. Помимо нечитаемых надписей ( afke , Уппланд), есть достаточно стандартизованные двухчастные: rani: aapnuikur и butfus: faii . ( «(Г)рани владеет этим дротиком. Ботфос вырезал» ) (Свенскенс, Готланд) или audmundr gerdi mik. asleikr a mik ( «Аудмунд сделал меня. Аслейк владеет мною» ) (Корсёюгорден, Норвегия). Периодом около 1200 г . датируется умбон с надписью gunnar gerdi mik. helgi a mik ( «Гуннар сделал меня, Хельги владеет мною» ). В Гринмаунт (Ирландия) найдена надпись, содержащая прозвище владельца: tomnalselshofopasoerpeta ( «Дуфнал Голова Морской Собаки владеет этим мечом» ). Наконец, к самому концу периода (конец XIII в .) относится надпись типично христианского свойства: «Ave Maria...»

В общей сложности известно более двух десятков младшерунических надписей на предметах вооружения, что, как было указано выше, составляет неизмеримо меньшую долю от общего числа, чем в случае со старшеруническими надписями. Выводы, непосредственно следующие из приведенных фактов, в целом сводятся к следующему.

Несомненна высокая роль, которая отводилась нанесенным на оружие руническим надписям или отдельным знакам. Этим символам придавалось значение, далеко выходящее за рамки обычной информационной трансляции. При этом явственно ощутимо четкое различие между двумя эпохами рунической письменности. В эпоху викингов, когда руническая эпиграфика вплотную приблизилась к состоянию рафинированного алфавитного письма, а всякое сверхъестественное содержание рун стало рассматриваться как безусловно второстепенное, окончательно изменился и характер надписей. Наряду с возникающей на самом излете активного бытования рун формулой типичного христианского молитвенного призыва , органично замещающего языческое обращение к Асам, большинство надписей на оружии в эпоху викингов тяготеет к чрезвычайно устойчивой формуле: «Имярек сделал меня. Некто владеет мною» с незначительными вариациями. Иногда данная надпись редуцируется, остается только имя владельца.

В одном случае можно предположить, что владелец и лицо, вырезавшее руны (разумеется, и изготовитель оружия), являются разными людьми. Однако результирующая формула отличается удивительной устойчивостью. Более того, она фактически, в несколько сокращенной форме, воспроизводит ядро формулы, характерной для наиболее массовой типа памятников младшерунической эпиграфики - рунических камней . Для них также весьма характерно указание, по меньшей мере двух действующих лиц - автора изображения и заказчика либо заказ чика и поминаемого посредством установки камня человека. Редукция формулы и ее предельный лаконизм диктовались характером предмета - носителя надписи, не оставлявшего такого простора, как поверхность камня. Тем не менее сложение весьма формализованного и чрезвычайно устойчивого речевого блока свидетельствует об окончательной фиксации в сознании не только традиции начертания рунических надписей, но и стереотипных формулировок, в рамках которых преимущественно и мыслилась, и реализовывалась руническая письменность.

Учитывая весьма значительные изменения, происходившие с футарком в течение второй половины I - начала II тыс . н.э., мы приходим к выводу, что отраженные в эпиграфике стереотипы мышления оказывались гораздо более устойчивыми, нежели традиционный рунический алфавит.

При этом в подавляющем большинстве случаев надписи сугубо утилитарны, ибо сочетают в себе свойства марки изготовителя и клейма собственника. Это служит отражением главной и основной тенденции, являющейся проекцией тенденции общерунической и заключенной в неуклонной десакрализации рунической письменности, уменьшении роли магических , ритуальных и посвятительных надписей и возрастании роли надписей профанного, бытового содержания. Наметившись еще в эпоху старших рун, в рамках переходного периода в континентальной Европе и на островах, эта тенденция приводит к полному торжеству профанных надписей в младшерунический период.

Что же касается старшерунических надписей на оружии, то они демонстрируют гораздо меньшую формализацию. Собственно, типология надписей не слишком разнообразна. Следует выделить пять основных категории:

1. Собственное имя оружия, чаще всего являющееся однословным или составным эпитетом, то есть хейти или кеннингом;
2. Указание имени владельца оружия;
3. Указание на лицо, вырезавшее руны,- эриля;
4. Магическое заклинание или его аббревиатура;
5. Непосредственное посвящение оружия асу в расчете на помощь.

Чрезвычайная трудность прочтения и тем более интерпретации некоторых надписей должна удержать нас от безапелляционных выводов. Однако отметим, что, как правило, эти типы не пересекаются, то есть предмет несет обычно достаточно краткую надпись, лежащую в пределах одного из указанных семантических полей. Очевидна чрезвычайная значимость именно магической составляющей рунических символов. При неустойчивости орфографии, общей для старшерунических памятников, прослеживается удивительно упорное и настойчивое стремление пометить оружие с использованием чрезвычайно экспрессивных эпитетов, совершенно недвусмысленно подчеркивающих агрессивный и активный либо, реже, оборонительный характер предмета вооружения. «Стремящийся к цели» , «Яростный» , «Проникающий» - трудно представить более подходящие имена для копий или мечей. Справедливо высказывание Л . А . Новотны , указывавшего на то, что надписи на оружии - это прежде всего язык воинов и племенной знати , предназначенный для варварски возвышенной поэтической передачи ощущения борьбы, крови, ран, оружия, трупов, охоты и т.д. Это само по себе блестящее и яркое отражение неспокойного мира сокрушителей Империи воссоздает лихорадочную и воинственную атмосферу эпохи, когда каждый воин находился в состоянии перманентной борьбы за свое существование и за победу, эпохи, известной нам по эпосу и кровавому оттенку золотых украшений.

Несомненна персональная связь между оружием и его владельцем. Одно не существует без другого, и наоборот. В этих надписях запечатлелась надежда на помощь в решающем броске и удачном ударе, надежда на то, что вовремя подставленный щит выдержит и не подведет. Метательное копье, ангон, являлся весьма важным элементом экипировки и вместе с тем порой выступал как главный действующий персонаж поединка. Первый всесокрушающий бросок мог привести к безоговорочной победе еще до рукопашной схватки. Поэтому ему уделялось особое внимание. В то же время неудачный бросок ставил под угрозу дальнейший исход поединка. Именно в силу этого столь лаконично-яркими порой бывают надписи на наконечниках копий, выступающих как своеобразный символ эпохи.

Воин любил свое оружие, доверял ему, называл его ярким и звучным именем, ожидая помощи в бою, вероятно, прежде всего, от самого оружия, а уже во вторую очередь - от ответственного за воинский успех божества. Несомненна определенная, более или менее явно выраженная, персонификация предмета вооружения , наделение его определенными чертами одушевленного существа, органично вписывавшееся в стереотипы языческого мышления и продолжавшее пережиточно-тотемистическую традицию зооморфа в украшении шлемов. В этом контексте непосредственным продолжением этой традиции одушевления выступает рыцарский обычай давать имена собственные мечам, копьям и другим предметам вооружения. Он, как и многие другие черты классического европейского рыцарства, уходит своими корнями именно в германскую традицию языческого периода. «Ожившие» меч или копье продолжали свой путь и в иной мир - с хозяином, в качестве погребального инвентаря, либо самостоятельно, как большинство находок из болот Северной Европы . И в самом деле, при анализе надписей на оружии сразу же возникает ощущение, что копье, получив собственное имя, действительно обретало вместе с ним и свою неповторимую судьбу, которая была не менее славной и, пожалуй, с точки зрения археолога, гораздо более продолжительной, чем судьба самого его владельца. Так, ковельское копье настолько дистанцировалось уже в нашем сознании от своего хозяина, что перипетии его судьбы - не только новейшей, но и раннесредневековой - воспринимаются действительно как приключения самого копья и только во вторую очередь-как приключения неведомого готского воина.

При анализе текстов рунических надписей на оружии возникает соблазн истолковать некоторые из характерных эпитетов как хейти Асов , в частности самого Одина . Известно, что письменные источники дают нам чрезвычайно многообразную палитру хейти Одина, насчитывающую многие десятки имен, к тому же наверняка существовали и другие. Отвергать такую возможность нельзя. К тому же именно Одину принадлежит один из немногочисленных эддических «именных» предметов вооружения - копье Гунгнир . Впрочем, ни один из известных нам текстов не упоминает о рунах, нанесенных на копье, однако это, разумеется, ни о чем не говорит.

Вся история с обретением Одином тайного знания рун тесно завязана на этот тип вооружения - именно копьем пронзил себя мудрейший из Асов, принеся себя в жертву самому себе. Устойчивая ось Один - копье - руны , о которой напоминает обилие типических надписей на наконечниках пик и дротиков, заставляет более внимательно отнестись именно к этому- основному и древнейшему - виду оружия.

При этом существуют прямые письменные свидетельства о наличии рунических символов и надписей на мечах. Канонический вариант - «Речи Сигрдривы » , находящие прямую аналогию в надписях на навершии из Фавершема и, возможно, копья из Холборо:

Руны победы,
коль ты к ней стремишься,-
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
(Речи Сигрдривы: 6)

Строфа из «Беовульфа» блестяще иллюстрирует один из вариантов нанесения рун на оружие. Хродгар, рассматривая золоченую витую рукоять меча, видит на scennum изображение битвы божества с великанами и надпись, указывающую, кем и для кого был изготовлен меч:

...и сияли на золоте
руны ясные,
возвещавшие,
для кого и кем
этот змееукрашенный
меч был выкован
в те века незапамятные
вместе с череном,
рукоятью витой...
(Беовульф: 1694)

Какая именно часть рукояти подразумевалось под термином scennum , неизвестно, однако данная надпись типологически соответствует именно переходной форме старшерунических надписей англосаксонского региона, сохраняющих архаический вид, но уже демонстрирующих стандартизованную позднюю немагическую (профанную) формулу с упоминанием изготовителя/владельца. Рассказчик не упоминает конкретных имен при описании надписи - возможно, для него было самоочевидным, что в надписи такого рода должны быть упомянуты именно владелец оружия и мастер: сложившаяся традиция предполагалась «по умолчанию». Подобный тип надписей находит полное соответствие в находке наверший из Эш-Гилтона и, возможно, из Сарре . Эш-Гилтонская находка хронологически, типологически и биЮ «концептуально» наиболее близка к мечу из «Беовульфа» и, несомненно, является лишь вершиной айсберга, малодоступного нашему восприятию и оценке в силу фрагментарности источникового фонда эпохи «темных веков».

Напоследок уместно высказать еще одно предположение. Как представляется, вызревание и конституирование формализованных текстов рунических надписей на оружии в какой-то мере было связано со все меньшей индивидуализацией форм самого вооружения. Росла численность дружин, возрастали производственные ресурсы общества, повышалось качество оружия. Меч или копье, оставаясь непреходящей ценностью и предметом искренней привязанности воина, тем не менее в некоторой степени утрачивали индивидуальность . Наконечники копий, секиры и даже мечи эпохи викингов, а тем более последующего периода, не просто стали более массовыми - определенно снизилось разнообразие их внешних форм. Несколько меньшая выразительность форм позднего оружия - при повышении его эффективности - очевидна. Раньше каждый предмет вооружения действительно представлял собой уникальное произведение оружейного искусства - взятый сам по себе, он значил для своего обладателя, повидимому, больше, чем в более позднее время, и больше ценился. Он как бы имел свое собственное лицо, совершенно неповторимое и индивидуальное. Именно в этом надо искать корни обычая давать оружию собственные имена. Оружие было чрезвычайной ценностью, и нанесение имени владельца на его поверхность, во всяком случае, в последнюю очередь могло преследовать цель обозначить именно собственнические отношения - каждому и так было ясно, чье именно это копье или меч.

Конунги эпохи викингов, несомненно, снабжали своих дружинников более или менее значительными партиями вооружения, заказывая их кузнецам. Это был первый и весьма уверенный шаг к стандартизации оружия, облегчающей его производство и повышающей качество, но вместе с тем всегда неуклонно ведущей к обезличиванию вещей. Популярные типы мечей длительное время находились на вооружении, унифицируясь до весьма значительной степени. Все большие и большие контингенты дружинников собирались под одной крышей в пиршественном зале, на одном корабле, в одном лагере и т.д. Все более и более частой становилась ситуация, в которой воины могли перепутать свое оружие. Именно в этот период нужда в знаках собственности, сугубо утилитарных метках владельца, выходит из тени и становится велением времени.

Современной моделью такого эпиграфического памятника является выведенная шариковой ручкой фамилия владельца на внутренней стороне тульи бескозырки или фуражки, каковую нетрудно обнаружить на большинстве головных уборов в любом из военных училищ или гарнизонов. Это достаточно «грубая» модель, однако и стандартизация в наши дни доведена до своего логического предела.

Первые шаги допромышленной стандартизации в конце I тысячелетия н.э. уничтожили значительную долю индивидуальности оружия, изрядно «обезличив» его, что отразилось в изменении стереотипа рунических формул и степени их распространенности. Предлагаемая схема, конечно же, не исчерпывает сути проблемы, но, как представляется, является магистральным направлением ее решения.

(С) А.А. Хлевов Предвестники викингов. Северная Европа в I - VIII веках


Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод

Очень рано в игре, но его также очень легко пропустить. Разберемся, как это сделать.

Когда вы найдете записи Ино Кордовы (Eno Cordova) в Богано (Bogano), вы откроете две новых локации на карте: Зеффо (Zeffo) и Датомир (Dathomir). Датомир - это родной мир одного из самых запоминающихся злодеев серии - Дарта Мола (Darth Maul).

Вариант 1: Датомир

Двусторонний световой меч хорошо подходит для контроля толпы, поэтому, хотя его атаки слабее, чем у обычного светового меча, вариант с двойным лезвием пригодится, когда вы попадаете в большие группы врагов. Чтобы найти этот световой меч, отправляйтесь на Датомир и прыгайте с посадочной площадки на главный остров - Задушенные Скалы (Strangled Cliffs).

Исследуйте область, и вы сможете подняться на другой уровень, который ведет к Верхним Задушенным Скалам (Upper Strangled Cliffs). После этого вы попадете в Бастионе Брата (Brother’s Bastion). От точки сохранения поднимитесь на холм и убейте врагов, затем поверните направо и следуйте по тропинке, пока не войдете внутрь.

Пройдите через эту комнату, затем поднимитесь по лестнице с другой стороны. В следующей комнате вам нужно следовать по налево, затем снова налево. Обейте стрелы лучников обратно, затем взберитесь туда, где они были, и продолжайте движение по дорожке. Теперь вы должны осмотреть нижнюю область с гигантским пауком. Спрыгните вниз и убейте врагов, затем выйдите из двери налево.

Слева от вас находится дверь, ведущая обратно к точке сохранения, а перед вами большой храм, через который вы можете перепрыгнуть. Вместо того, чтобы прыгать в сторону храма, спуститесь по склону и поверните налево. Внизу здесь вы найдете рабочий стол с деталями, необходимыми для изготовления светового меча с двойным лезвием.


Вариант 2: Богано

На Богано (Bogano) отправляемся в заброшенную мастерскую (Abandoned Workshop). Стоит отметить, что вы не сможете попасть сюда во время первого посещения Богано. Вам нужна способность Тяга силы (Force Pull), которая понадобится для доступа к мастерской.

Здесь вы найдете рабочее место, с которым сможете взаимодействовать. После небольшой катсцены у вас появится световой меч.

Как менять цвет светового меча

Менять цвет вашего светового меча можно только в специально отведенных местах. Это не должно стать слишком большой проблемой, так как вы можете найти одно такое место на борту вашего космического корабля. Хотя на каждой из планет есть рабочие места для настройки светового меча.

Синий и зеленый цвета доступны с самого начала. Оранжевый доступен только в качестве бонуса предварительного заказа, поэтому, если вы не купили игру до ее выпуска, то можете забыть о нем.

Что касается других пяти цветов (голубого, индиго, пурпурного, желтого и фиолетового), вам придется найти кристаллы светового меча (lightsaber crystals), чтобы разблокировать их. Эти кристаллы автоматически будут открыты по хзоду прохождения сюжета - вы не сможете их пропустить. Вы разблокируете их всех сразу, когда углубитесь в Хрустальные Пещеры (Crystal Caves) под Храмом джедаев (Jedi Temple) на Илуме (Ilum). Когда вы закончите миссию, игра позволит вам выбрать цвет, но все остальные станут доступны, как только вы вернетесь на корабль.

Другие гайды

  • Прохождение Гробницы Миктрулла в Star Wars Jedi: Fallen Order - гайд
  • Где найти все ящики, секреты, контейнеры стим, растения, зашифрованные записи, врагов и отзвуки Силы в Star Wars Jedi: Fallen Order. Планеты Богано и Зеффо
  • Где найти все ящики, секреты, контейнеры стим, растения, зашифрованные записи, врагов и отзвуки Силы в Star Wars Jedi: Fallen Order. Планеты Кашиик, Датомир и Илум

Меч имеет довольно простую конструкцию: длинный клинок с рукоятью, при этом у мечей есть множество форм и способов применения. Меч более удобен, чем топор, который является одним из его предшественников. Меч приспособлен для нанесения рубящих и колющих ударов, а также для парирования ударов противника. Будучи более длинным, чем кинжал, и не так легко скрываем в одежде, меч является во многих культурах благородным оружием, символом статуса. Он обладал особенной значимостью, являясь одновременно произведением искусства, фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, чести, и конечно же славы.

Строение меча

Меч обычно состоит из следующих элементов:

a.
b.
c.
d.
e.
f. Лезвие (заточенная часть клинка)
g. Острие (колющая часть)

Известно множество вариантов форм сечений клинка. Обычно форма клинка зависит от предназначения оружия, а также от стремления совместить в клинке жесткость и легкость. На рисунке показаны некоторые двухлезвийные (позиции 1, 2) и однолезвийные (позиции 3, 4) варианты форм клинков.

Имеется три основных формы клинков мечей. У каждой из них имеются свои преимущества:

  • Прямой клинок (а) предназначен в первую очередь для укола.
  • Клинок, изогнутый назад, в сторону обуха (b) наносит при ударе глубокую резаную рану.
  • Клинок, изогнутый вперед, в сторону лезвия (с) эффективен для нанесения рубящего удара, особенно когда он имеет расширяющуюся и тяжелую верхнюю часть.

Важно понимать, что специализация меча на каком-то одном типе ударов не делала невозможными другие их виды - укол можно нанести саблей, а режущий удар шпагой.

Лица гражданские при выборе меча руководствовались в основном веяниями моды. Военные же пытались найти идеальный клинок, сочетающий в себе одинаковую эффективность как при нанесении рубящих, так и колющих ударов.

Африка и Ближний Восток

В большинстве этих регионов меч является весьма распространенным оружием, однако в Африке он встречается редко и с трудом поддается датированию. Большинство из показанных здесь мечей попало в западные музеи и к коллекционерам благодаря путешественникам XIX - начала XX вв.

  1. Обоюдоострый меч, Габона, Западная Африка. Тонкий клинок выполнен из стали, рукоять меча обмотана латунной и медной проволокой.
  2. Такоуба, меч племени туарегов Сахары.
  3. Флисса, меч племени кабилов, Марокко. Однолезвийный клинок, украшенный гравировкой и инкрустированный латунью.
  4. Каскара, прямой обоюдоострый меч народа багирми, Сахара. По стилю данный меч близок к суданским мечам.
  5. Обоюдоострый меч восточно-африканских масаев. Ромбическое сечение клинка, гарда отсутствует.
  6. Шотел, обоюдоострый меч с двойным изгибом клинка, Эфиопия. Серповидная форма меча предназначена для поражения противника за его щитом.
  7. Суданский меч с характерным прямым обоюдоострым клинком и крестовидной гардой.
  8. Арабский меч, XVIII в. Клинок, вероятно, европейского происхождения. Серебряный эфес меча покрыт позолотой.
  9. Арабский меч, Лонгола, Судан. Обоюдоострый стальной клинок украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять меча выполнена из эбенового дерева и слоновой кости.

Ближний Восток

  1. Килич (клыч) , Турция. Показанный на рисунке экземпляр имеет клинок XV в., а эфес XVIII в. Часто у вершины клинок килиджа имеет елмань - расширенную часть с прямым лезвием.
  2. Ятаган , классическая форма, Турция. Меч с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
  3. Ятаган с серебряной рукоятью. Клинок украшен кораллами. Турция.
  4. Саиф, изогнутая сабля с характерным навершием. Встречается везде, где жили арабы.
  5. Шашка , Кавказ. Черкесское происхождение, широко применялась русской кавалерией. клинок этого экземпляра датирован 1819 г., Персия.
  6. Кинжал, Кавказ. Кинжал мог достигать размеров короткого меча, один из таких экземпляров представлен здесь.
  7. Шамшир , типичная форма. Персидская с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
  8. Шамшир с волнистым клинком, Персия. Стальной рукоять украшена золотой инкрустацией.
  9. 18. Кваддара. Большой кинжал. Рукоять выполнена из рога. Клинок украшен травлением и золотой насечкой.

Индийский субконтинент

Регион Индии и смежных областей богат разнообразными типами мечей. В Индии изготавливали лучшие в мире стальные клинки с роскошными украшениями. В некоторых случаях трудно дать верное название некоторым образцам клинков, определить время и место их изготовления, так что основательное их изучение еще впереди. Указанные даты относятся только к изображенным экземплярам.

  1. Чора (хайбер), тяжелый однолезвийный меч племен афганцев и пуштунов. Афгано-пакистанское пограничье.
  2. . Меч с изогнутым клинком и рукоятью с дисковидным навершием, Индия. Данный экземпляр обнаружен в Северной Индии, XVII в.
  3. Тулвар (тальвар) с широким клинком. Был оружием палача. Данный экземпляр имеет происхождение Северная Индия, XVIII-XIX вв.
  4. Тулвар (талвар).Стальная рукоять в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
  5. , стальная рукоять с позолотой в «староиндийском» стиле. Обоюдоострый прямой клинок. Непал. XVIII в.
  6. Кханда. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
  7. Сосун паттах. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок с одним лезвием. Центральная Индия. XVIII в.
  8. Южноиндийский меч. Стальная рукоять, квадратное деревянное навершие. Клинок изогнут вперед. Мадрас. XVI в.
  9. Меч из храма народа наяр. Латунная рукоять, обоюдоострый стальной клинок. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
  10. Южноиндийский меч. Рукоять стальная, обоюдоострый волнистый клинок. Мадрас. XVIII в.
  11. . Индийский меч с латной рукавицей - стальной гардой, защищавшей руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (в настоящее время штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
  12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять выполнена из серебра. Кург, Юго-Западная Индия.
  13. Зафар такех, Индия. Атрибут властителя на аудиенциях. Навершие рукояти выполнено в форме подлокотника.
  14. («чужой»). Данное название применялось индийцами для европейских клинков, имеющих индийские рукояти. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
  15. Обоюдоострый двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
  16. Кора. Клинок изогнут вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
  17. . Длинный узкий клинок. Имел распространение в XIX в. Непал, около 1850 г.
  18. Кукри. Железной рукоять, изящный клинок. Непал, приблизительно XIX в.
  19. Кукри. Был на вооружении индийской армии во II Мировой войне. Изготовлен подрядчиком в Северной Индии. 1943 г.
  20. Рам дао. Меч, применяемый для жертвоприношения животных в Непале и Северной Индии.

Дальний Восток

  1. Дао. Меч племени качинов, Ассам. Показанный на рисунке экземпляр показывает самую распространенную форму клинка из многих известных в этом регионе.
  2. Дао (нокланг). Двуручный меч, народ кхаси, Ассама. Рукоять меча железная, отделка выполнена из латунью.
  3. Дха. Однолезвийный меч, Мьянма. Цилиндрическая рукоять меча покрыта белым металлом. Инкрустация клинка серебром и медью.
  4. Кастане. Меч имеет украшенную резьбой деревянную рукоять и предохранительную стальную дужку. Украшен инкрустацией серебром и латунью. Шри-Ланка.
  5. Однолезвийный китайский железный меч. Рукоять представляет собой черешок клинка, обмотанный шнуром.
  6. Талибон. Короткий меч филиппинских христиан. Рукоять меча выполнена из дерева и оплетена тростником.
  7. Баронг. Короткий меч народа моро, Филиппины.
  8. Мандау (паранг ихланг). Меч племени даяков - охотников за головами, Калимантана.
  9. Паранг пандит. Меч племени морских даяков, Юго-Восточная Азия. Меч имеет однолезвийный, изогнутый вперед клинок.
  10. Кампилан . Однолезвийный меч племен моро и морских даяков. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.
  11. Клеванг . Меч с острова Сула-веси, Индонезия. Меч имеет однолезвийный клинок. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.

Европа бронзового и раннего железного веков

История европейского меча - это процесс не столько улучшения функциональности клинка, сколько его изменения под воздействием веяний моды. На смену мечам из бронзы и железа пришли стальные, конструкцию приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.

  1. Короткий меч. Центральная Европа, ранний бронзовый век. Клинок и рукоять меча соединены клепкой.
  2. Изогнутый однолезвийный короткий меч,Швеция. 1600-1350 гг. до н.э. Меч изготовлен из цельного куска бронзы.
  3. Бронзовый меч гомеровских времен, Греция. ок. 1300 г. до н.э. Данный экземпляр найден в Микенах.
  4. Длинный цельный бронзовый меч, один из островов Балтики. 1200-1000 гг. до н.э.
  5. Меч позднего бронзового века, Центральная Европа. 850-650 гг. до н.э.
  6. Железный меч, гальштатская культура, Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять меча выполнена из слоновой кости и янтаря.
  7. - железный меч греческих гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Греция. Приблизительно VI в. до н.э.
  8. Фальката - железный однолезвийный меч,Испания, около V-VI вв. до н.э. Мечи данного типа также использовались в классической Греции.
  9. Железный клинок меча, латенская культура. Около VI в. до н.э. Данный экземпляр найден в Швейцарии.
  10. Железный меч. Акуилея, Италия. Рукоять меча выполнена из бронзы. Около III в. до н.э.
  11. Галльский железный меч. Департамент Об, Франция. Антропоморфная бронзовая рукоять. Около II в. до н.э.
  12. Железный меч, Камбрия, Англия. Рукоять меча выполнена из бронзы, и украшена эмалью. Около I в.
  13. Гладиус . Железный римский короткий меч. Начало I в.
  14. Римский гладиус позднего типа. Помпеи. Края клинка параллельны, острие укороченно. Конец I в.

Европа Средних Веков

В течение всего раннего средневековья меч был весьма ценным оружием, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а рентгеновское их исследование позволило установить весьма высокое качество их клинков. Однако, позднесредневековый меч, несмотря на свой значительный статус рыцарского оружия, часто имеет обычную крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие меча давало мастерам некоторый простор для фантазии.

Раннесредневековые мечи ковались с широкими клинками, предназначенными для нанесения рубящего удара. С XIII в. стали распространяться узкие клинки, предназначенные и для колющих ударов. Предполагается, что данная тенденция была вызвана возросшим использованием лат, которые легче было пробить именно колющим ударом в местах сочленений.

Для улучшения балансировки меча на конце рукояти прикреплялось тяжелое навершие, как противовес клинку. Навершия имели самые разнообразные формы, наиболее распространенные из них:

  1. Грибовидное
  2. В форме "чехла для чайника"
  3. В форме американского ореха
  4. Дисковидное
  5. В форме колеса
  6. Треугольное
  7. В форме рыбьего хвоста
  8. Грушевидное

Меч викингов (справа), Х век. Рукоять обмотана серебряной фольгой с тисненым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Стальной обоюдоострый клинок имеет широкий и неглубокий . Данный меч был найден в одном из шведских озер. В настоящее время храниться в Государственном историческом музее в Стокгольме.

Средневековье

Свой первый световой меч главный герой игры Кэл Кестис получает от скоропостижно скончавшегося наставника, возложив на плечи юноши еще и здание возродить джедайский орден. Уже в первые часы игры вы научитесь управляться с плазменной саблей и сможете найти на корабле первый верстак, который как раз и пригодится для модификации вашего главного оружия.

Световой меч в Star Wars Jedi: Fallen Order можно улучшать сразу по пяти параметрам, начиная от цвета клинка и заканчивая материалом, из которого изготовлен переключатель. Но сразу ответим, что любая из модификаций предназначена только для изменения внешнего вида меча, на какие-либо усилители урона не рассчитывайте. Только многочасовая практика сделают меч в ваших руках по-настоящему смертоносным орудием. Про прокачку умений тоже не стоит забывать.

Чтобы найти улучшения для светового меча в Star Wars Jedi: Fallen Order вам предстоит внимательно исследовать мир игры и находить десятки сундуков, которые в изобилии раскиданы по планетам. При этом не забывайте, что в левом нижнем углу экрана, при открытии карты, вы сможете увидеть информацию о количество не открытых сундуков на локации.

Как открыть новые цвета светового меча

На раннем этапе игры у Кэла меч может светится тремя цветами: синий, зеленый и оранжевый для тех, кто успел купить Star Wars Jedi: Fallen Order по предзаказу. Но не волнуйтесь, это далеко не все варианты для кастомизации вашего оружия. По некоторым сюжетным обстоятельствам, которые мы не будем раскрывать, Кэлу предстоит собрать новый световой меч и тут уже сможет разгуляться ваше чувство прекрасного.

В зависимости от типа кибер-кристалла световой меч может быть следующий цветов:

  • Зеленый
  • Синий
  • Оранжевый
  • Фиолетовый
  • Желтый
  • Индиго
  • Циан (цвет морской волны)
  • Фуксин (пурпурно-красный)

Где найти двусторонний световой меч в Star Wars Jedi: Fallen Order

Теперь перейдем к любимому оружию Дарта Мола – двустороннему мечу. При должном старании его можно найти уже в первые 5 часов игры. Для начала вам предстоит отправиться на планету Датомир и исследовать локацию «Задушенные скалы». Сразу предупреждаем – песчаная планета вас не встретит с распростертыми объятиями и на начальных уровнях противники могут показаться даже слишком сильны.

Следуйте за квестовым указателем и в локации «Бастион Брата» вы натолкнетесь на таинственного незнакомца в черной рясе. Поговорив с ним спускайтесь по тропе слева, пока не найдете вход в пещеру (смотрите точное расположение пещеры на скриншоте ниже). Пройдите немного дальше и поздравляем, вы нашли двусторонний меч в Star Wars Jedi: Fallen Order.


Есть и другой вариант получить модификацию – отправиться на планету Богано. Но имейте в виду, что на начальных этапах вы просто не сможете открыть на локации доступ к двустороннему мечу, так как для прохождения определенных секций вам потребуется выучить умение «Тяга силы».

Как бы нам того не хотелось, но двусторонний меч нельзя назвать ультимативным оружием. На самом деле его урон даже ниже, чем у стандартного клинка. Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсируются более эффективным отражением выстрелов штурмовиков и размашистыми ударами, которые пригодятся для шинкования многочисленных отрядов противников. Активировать двойной меч после его нахождения на Датомире.

На этом мы закончим наш гайд Star Wars Jedi: Fallen Order по световым мечам, но с сожалением ответим, что умения фехтовать сразу двумя клинками в Respawn Entertainment не предусмотрели. Хотя при длительном комбо двусторонний меч иногда разделяется на два отдельных, и на том спасибо.

Предлагаем также посмотреть гайды по другому игровому хиту ноября – Death Stranding: и .