Тоты лукман. Лукман – биография и сказания об исламском мудреце

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Всевышний Аллах в суре «Бакара» («Корова» аят 269) говорит:
«Он мудростью одаряет того, кого захочет, и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага».
То есть мудрость является огромным благом и даром.
В этой книге собраны мудрости Лукмана Хакима (да будет доволен им Аллах), в которых особенно сегодня нуждаются люди, поменявшие духовно-нравственные ценности на материальные, тем самым, отдалившись от истины. И пусть эти мудрости станут напоминанием людям о бренности этого мира и станут причиной для оживления сердец.

ЖИЗНЬ ЛУКМАНА ХАКИМА
(ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ).

По преданию Мухаммада бин Исхака – это Лукман сын Багура сын Нахура сын Тариха, т.е. Азара – отца Пророка Ибрахима (да будет ему мир). По преданию Вахаба, Лукман был сыном сестры Пророка Аюба (да будет ему мир).
Сказано, что жил он тысячу лет, застал Пророка Дауда (да будет ему мир) и получил от него знания.
По преданию Ибн Касира, Лукман был судьей у Бани Исраил во времена Пророка Дауда (да будет ему мир).
По преданию Ибн Касира, Лукман был рабом из Эфиопии у одного из людей Бани Исраил, который освободил Лукмана Хакима и дал ему богатство.
Ибн Габбас сказал, что Лукман Хаким был рабом из Эфиопии (т.е. негром) и был плотником.
Саид бин Аль-Мусейб сказал, что Лукман Хаким был из Судана. Всевышний Аллах дал ему мудрость, но не пророчество.
Он был портным. У него были толстые губы и плоские ступни. Он был молчаливым, много размышляющим и глубокого взгляда, никогда не спал днем, и никто не видел его плюющим. Он не забавлялся, не смеялся, не повторял своих слов, кроме мудрости. Ибн Касир сказал, что это был святой человек, обладающий огромной мудростью, поклонением, назиданием. Он полюбил Аллаха, и Аллах полюбил его, одарив его мудростью. Достичь мудрости можно, говоря истину языком; размышляя душой, сердцем; выполняя обязанности (фарзы). Когда Лукман Хаким говорил, он говорил мудро, когда он размышлял, он размышлял мудро, когда он делал движения, он делал это с мудростью.
Халид Рабигый сказал: «Лукман Хаким был рабом-эфиопом (негром), плотником. Однажды хозяин сказал ему: «Зарежь эту овцу». И когда Лукман Хаким зарезал указанную овцу, хозяин сказал: «Вытащи из нее два самых лучших куска мяса». Тогда Лукман Хаким вытащил язык и сердце. Затем хозяин сказал: А теперь вытащи два самых плохих куска». Лукман опять взял язык и сердце. На это хозяин сказал: «Когда я приказал тебе вытащить самые хорошие куски мяса, ты вытащил язык и сердце. Когда я приказал вытащить два самых плохих куска, ты опять взял их же». Лукман Хаким ответил: «Воистину, нет ничего лучше них, если они праведны. И нет ничего хуже них, если они испорчены».
Ибн Касир сказал: «Лукман был рабом-негром, с толстыми губами, плоскими ногами. Как-то к нему пришел человек и увидел Лукмана Хакима в окружении людей, которые его внимательно слушали. Этот человек спросил: «Разве ты не тот человек, который пас со мной скот в таком-то месте?» Лукман Хаким ответил: «Да, это я». Человек, удивившись, сказал: «Как ты достиг того, каким я тебя теперь вижу?» Лукман Хаким ответил: «С помощью правдивости слов и молчания в том, что меня не касается».
Джабир бин Габдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину, Аллах возвысил Лукмана Хакима мудростью. Однажды один человек, знавший Лукмана раньше, увидел его и спросил: «Разве ты не раб такого-то племени, который еще вчера пас склт?» «Да», — ответил Лукман Хаким. «Как ты стал таким?», — спросил тот человек. Лукман Хаким: «По велению Всевышнего, через выполнение доверенного, правды в словах и оставлении того, что меня не касается».
4
Ибн Кассир сказал, что Абу Дарда однажды, говоря о Лукмане Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым.
У Лукмана Хакима была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание, поэтому ему было дано то, что дано.
Лукман Хаким был аскетом в этом мире, он не проводил в накопительстве свою жизнь и не поворачивался к ней.
Сказано, что его сын по имени Таран был неверующим, поэтому Лукман Хаким не прекращал давать сыну свои наставления до тех пор, пока тот не уверовал.
Все ученые согласились с тем, что Лукман Хаким был праведным рабом, мудрецом, другом Аллаха, но не был пророком.
Дауд (да будет ему мир) сказал: «Блажен ты Лукман! Тебе дана мудрость и ты отдален от бед. Мне дано наместничество (т.е. пророчество) и меня постигают беды и смуты».
Сказано, что могила Лукмана Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамля, в Палестине.
Именем этого мудреца названа одна из сур Священного Корана. Ниже приведены аяты, в которых указывается наставления Лукмана Хакима своему сыну.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Мы даровали Лукману мудрость, знание, верную речь и сказали ему: «Благодари Аллаха за те блага, которые Он тебе даровал. Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в его благодарности. Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его! Скажи своему народу, как Лукман, увещевая своего сына, дал ему совет: «О сын мой! Не покланяйся никому наряду с Аллахом. Поистине, многобожие – великий грех, ибо ставит Того, кто заслуживает поклонения, наравне с тем, кто этого не заслуживает!»
(сура «Лукман», аяты 12-13).
«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они не были, — даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Аллах выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!
О сын мой! Совершай обрядовую молитву, призывай к добру, удерживай от зла и будь терпелив в трудности. Следует беречь и следовать тому, что Аллах привел в своих заповедях.
О сын мой! Не криви высокомерно лицо перед людьми и не ходи по земле горделиво, поистине, Аллах не любит хвастливых гордецов. Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно и понижай свой голос. Ведь самый худший и самый неприятный из голосов – голос ослов, ибо рев осла начинается с неприятного всхлипа и кончается отвратительным криком».
(сура «Лукман», аяты 16-19).

Праведник Лукман - сын сестры пророка Айюба (а.с.), то есть его племянник. Досточтимый Икрима утверждал, что Лукман был пророком. Однако Судди отрицает, что он был удостоен пророческого сана.

В предании говорится, что Всевышний спросил у Лукмана:

Чего ты хочешь: пророчества или мудрости?

Лукман отдал предпочтение мудрости. Всевышний сказал:

Почему ты выбрал именно мудрость?

Аллах никогда не оставлял в покое тех, кого избрал Своим пророком и посланником, и всегда подвергал их испытаниям. Поэтому я предпочел мудрость, - ответил Лукман.

Не случайно Всевышний говорит: «Мы даровали Лукману мудрость, чтобы он был благодарен Аллаху. Тот, кто благодарит, тот поступает во благо себе» (Сура «Лукман», аят 12).

Согласно преданию, однажды Лукман увидел во сне, что ему было сказано:

О, Лукман, не лучше ли тебе быть пророком и халифом на земле?

Лукман (а.с.) сказал:

Жизнь и здоровье для меня дороже, чем всякие беды, ибо вместе с пророчеством ко мне нагрянут и беды.

Ангелы спросили:

Откуда же ты знаешь, что пророков ожидают беды, сам не будучи пророком?

Я знаю: кто ведет людей за собой и старается их рассудить, тот всегда испытывает трудности. Хорошо, если правильно рассудит. А если он допустит при этом несправедливо, то сам окажется в аду. На земле лучше быть уважаемым, чем презренным. В мире ахирата тоже достоинство лучше презрения. Кто предпочтет этот мир ахирату, тот подвергнется на земле искушению. А в мире ахирата он лишится благосклонности Аллаха.

Ангелы очень удивились, услышав эти слова. Когда Лукман проснулся, Аллах одарил его мудростью.

Некоторые считают, что Лукман не был пророком, однако был правителем и правил народом по справедливости.

Вахб бин Мунаббих говорит:

Лукман был рабом-эфиопом. Он трудился плотником и был очень честным и хорошим человеком. Позднее Аллах освободил его от рабства.

Один человек сказал Лукману:

Ты же был рабом. И как ты достиг такой высокой степени?

Благодаря тому, что был честным и всегда возвращал доверенный мне аманат, - ответил Лукман.

Муджахид говорил:

Аллах даровал Лукману мудрость, а это значит, что ему были даны совершенный ум, знания от Аллаха, верность истине и праведность. И еще - умение жить в соответствии с этими знаниями.

По мнению некоторых, мудрость - это способность проникнуть в суть всех вещей и познать все их особенности.

Говорят, что однажды Лукман отправился в путь и встретился с одним ребенком.

Что случилось с моими родителями? - спросил он.

Они умерли, - ответил ребенок.

Мои дела приблизились к концу, не о чем больше печалиться. А что стало с моим братом?

И он умер.

Сломаны мои крылья. А что случилось с моим сыном?

Он тоже умер, - сказал ребенок.

Я потерял навсегда душевный покой, - промолвил Лукман.

По преданию, Лукман-мудрец говорил:

Кто лжет, тот потеряет сияние глаз, он лишится чести и достоинства. Приличие превыше благородного происхождения, а дела превыше богатства. Знания лучше всего, что есть в этом мире. Есть четыре условия, чтобы стать счастливым:

  1. Честность.
  2. Приличие и воспитанность.
  3. Мягкий характер и добрый нрав.
  4. Не злоупотреблять доверием.

Лукман (а.с.) служил визирем у царя и пророка Давуда (а.с.) и прожил ровно тысячу лет. Сейчас уже нет надобности рассуждать, пророком он был или святым праведником. Обо всем лучше известно Аллаху.

Некоторые говорят:

Кому дарованы мудрость и Коран, тот также приобрел достоинства всех прежних святых писаний. По этой причине, он должен хорошо осознавать свое положение. Он не должен привязываться сердцем ко всему земному. Именно поэтому то, что дано ученым, превыше мирского. Недаром Всевышний сказал:

«Мирские блага непродолжительны» (Сура «Ниса», аят 77).

Из книги "Анваруль-ашикын"

Заветы Лукмана

  • Благодари Аллаха (за все, ибо таково Его попечение о тебе 31:12)
  • Выстаивай молитву (31:17)
  • Побуждай к благому и удерживай от запретного (31:17)
  • Будь терпелив (31:17)
  • Не ехидствуй (31:18)
  • Не зазнавайся, но сохраняй достоинство (31:18-19)
  • Понижай свой голос (31:19)

Этимология

По мнению некоторых современных ученых, Лукман - это этрусский царь Рима Тарквиний Приск , которого звали Лукумон. Он построивший храм единому Богу в VII в. до н. э., которого римляне считали Юпитером .

Лукман в мусульманских легендах

  • По преданию Мухаммада бин Исхака - это Лукман сын Багура сын Нахура сын Тариха, то есть Азара - отца пророка Ибрахима .
  • По преданию Вахаба, Лукман был сыном сестры Пророка Аййуба . Сказано, что жил он тысячу лет, застал пророка Дауда и получил от него знания.
  • По преданию Ибн Касира , Лукман был судьей у детей Израиля во времена пророка Дауда. Он был рабом из Эфиопии у одного из детей Израиля, который освободил Лукмана Хакима и дал ему богатство.
  • Ибн Габбас сказал, что Лукман Хаким был рабом из Эфиопии (то есть негром) и был плотником.
  • Саид бин Аль-Мусейб сказал, что Лукман Хаким был из Судана . Он был портным. У него были толстые губы и плоские ступни. Он был молчаливым, много размышляющим и глубокого взгляда, никогда не спал днем, и никто не видел его плюющим. Он не забавлялся, не смеялся, не повторял своих слов, кроме мудрости.
  • Ибн Касир сказал, что это был святой человек, обладающий огромной мудростью, поклонением, назиданием. Он полюбил Аллаха , и Аллах полюбил его, одарив его мудростью.
  • Джабир бин Габдулла сказал: "Воистину, Аллах возвысил Лукмана Хакима мудростью. Однажды один человек, знавший Лукмана раньше, увидел его и спросил: «Разве ты не раб такого-то племени, который еще вчера пас скот?» «Да», - ответил Лукман Хаким. «Как ты стал таким?», - спросил тот человек. Лукман Хаким: «По велению Всевышнего, через выполнение доверенного, правды в словах и оставлении того, что меня не касается».
  • Ибн Кассир сказал, что Абу Дарда однажды, говоря о Лукмане Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым. У Лукмана Хакима была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание, поэтому ему было дано то, что дано. Его сын по имени Таран был неверующим, поэтому Лукман Хаким не прекращал давать сыну свои наставления до тех пор, пока тот не уверовал.
  • Могила Лукмана Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамла , в Израиле.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лукман" в других словарях:

    - (Luckmann) Томас (14.10. 1927, Есенице, Югославия) профессор социологии университета в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологической знания социологии. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект… … Энциклопедия социологии

    Упоминаемый в Коране праведный человек, либо же пророк, которому Аллах дал мудрость. Но, в то же время, согласно мнению большинства исламских улемов, он не является пророком. В честь него названа тридцать первая сура Корана. Она была ниспослана в … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Имя пророка. Мужские мусульманские имена. Словарь значений.. ЛУКМАН Заботящийся, присматривающий за кем либо, кормилец. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

    - (Luckmann) Томас (р. 1927) немецкий социолог, ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: «Проблема религии в… … Новейший философский словарь

    В мусульманской и древне аравийской мифологии праведный мудрец. В доисламской Аравии был известен как долго живший древний и мудрый герой. Древнеаравийский цикл сказаний о Л. реконструируется на основе памятников доисламской поэзии и более… … Энциклопедия мифологии

    - (Luckmann) Томас (р. 1927) проф. социологии ун та в Констанце (Германия), ученик и последователь А. Шюца, ведущий представитель феноменологической социологии знания. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект кн. «Структуры жизненного… … Философская энциклопедия

    Лукман - в мусульм. и др. арав. преданиях праведный мудрец. В доислам. Аравии был известен как долго живший древ. и мудрый герой … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Лукман: Лукман арабское имя. Лукман исламский пророк. Лукман сура Корана … Википедия

    Томас Лукман Thomas Luckmann Дата рождения: 14 октября 1927(1927 10 14) (85 лет) Место рождения: Югославия Школа/традиция: Феноменология … Википедия

    ЛУКМАН Томас - (р. 1927) зап. герм. социолог, один из гл. представителей феноменологич. направления в социологии. Наиболее известная его книга по социологии религии «Невидимая религия» (1967). В ней Л. утверждает, что институциональные, церк. формы не… … Атеистический словарь

Однажды, когда Лукман аль-Хаким был ещё рабом, хозяин ему приказал зарезать овцу и принести самое грязное и мерзкое, что есть в этом животном. Лукман выполнил поручение и вернулся с овечьим сердцем и языком. Хозяин улыбнулся.
Он понял значение и смысл поступка Лукмана. С той поры он проникся уважением к своему рабу. Через некоторое время Лукман снова был призван к хозяину. На этот раз ему было велено зарезать овцу и принести самое доброе, лучшее, что есть в этом животном. Вернувшись, он опять принес сердце и язык. Хозяин посмотрел на него с удивлением и спросил о смысле его поступка. Как же может быть сердце с языком самым мерзким и самым добрым одновременно?! Было ли это испытанием или нет, но мудрость Лукмана в ответе на тот вопрос проявилась следующим образом. Он сказал: «Воистину, о господин мой, если они оба станут добрыми, то нет более лучшего органа, а если они оба порочны, то могут быть и самыми мерзкими».
Лукман изрёк двенадцать тысяч глав мудрых выражений, и все они нашли применение в языках всех народов.
Еще одна история о мудрости Лукман аль-Хакима. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Основой мудрости является богобоязненность.
Будь набожным (т.е. остерегайся запретного и сомнительного), и ты окажешься самым поклоняющимся из людей. Будь богобоязненным, и ты станешь тем, кто больше всех выражает благодарность Всевышнему Аллаху.
Беды и несчастья исходят, зависят от языка».

Лукман аль-Хаким был работником у одного купца, и когда тот лучше узнал характер и достоинства Лукмана, он старался не разлучаться со своим работником. Во время их совместной трапезы он подкладывал ему лучшие куски и, если Лукман отказывался от какой-нибудь пищи, он к этой пище тоже не прикасался.
Однажды этому купцу прислали дыню, и он, как всегда, позвал Лукмана, чтобы угостить его. Хозяин разрезал дыню на куски и первый кусок отдал Лукману, а тот стал его есть с таким удовольствием и наслаждением, будто дыня эта была слаще мёда. Хозяина с удовольствием наблюдал за Лукманом, евшим дыню, и продолжал отрезать ему кусок за куском. И только после пятого отданного Лукману куска он решил и сам попробовать её. Но как только откусил её самую малость, невыносимая горечь наполнила всё его тело и язык. «Я удивляюсь, - сказал хозяин, - как ты мог поглощать столько горечи и почему ты ел кусок за куском, не сказав об этом?» «Зная твоё дружеское ко мне отношение, - ответил Лукман аль-Хаким - и помня о том, сколько сладостей вкушал в твоем доме, я счёл обязанностью принять в нём и горечь.
И хоть эта дыня оказалась горькой, рука, дающая мне её, была доброй. А какое может иметь значение горечь в сравнении с добротой?! Доброта всесильна, она может обратить медь в золото, она помогает переносить горе и сострадание, она может превратить уксус в сок и темницу в цветник, а яд - в нектар. И даже райский сад, если в нём не будет доброты, покажется Адом. Зло же - это всего лишь суета сует, чуждая истинному значению, от которого происходит доброта».

Лукман аль-Хаким говорил: «Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими » .

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Как же некрасиво, отвратительно твоё лицо?!» Он ответил: «Ты тем самым насмехаешься лишь над моим образом или же над Создателем этого?!»

***

Передаётся, что однажды сын Лукмана спросил его: «Если одно зёрнышко положить на дно моря, будет ли о нём знать Всевышний Аллах?» На это, как об этом сказал Всевышний Аллах в Коране, Лукман ответил:

«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, даже весом с горчичное зерно, скрыты в скале, в небесах или в земле, Аллах выведет их и воздаст за них! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!» (сура «Лукман», аят 16).

***

Однажды Лукман сказал человеку, который смотрел на него: «Если даже ты видишь меня толстогубым, то знай, что мои губы произносят очень тонкие, глубокомысленные слова. А если ты смотришь на мою чёрную кожу, то знай, что сердце у меня чистое».

***

Катада сказал: «Всевышний Аллах предоставил выбор Лукману аль-Хакиму между пророчеством и мудростью. Вместо пророчества он выбрал мудрость. Когда Лукман спал, к нему пришёл Джибриль и оросил его капельками мудрости. Проснувшись, Лукман начал говорить ею».
***
Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и похоть – богобоязненностью».

***

Будь в нужде почтенным, в ненавистных, трудных делах – терпеливым, в благополучии – благодарным, в молитве-намазе – смиренным, в раздаче милостыни – быстрым.

***

Я таскал камни и поднимал железо, но тяжелее, чем долг, ничего не видел. Я ел вкусную пищу и пробовал прекрасные вещи, но слаще, чем здоровье, ничего не пробовал.

***

Поистине, двуличный человек перед Аллахом не будет в безопасности.

***

Молчание – это мудрость, которой мало кто пользуется.

***

Нет для тебя блага в изучении того, что тебе неведомо, если ты не следуешь уже полученным знаниям. Пример этому – человек, который собрал охапку дров, связал их, но не смог поднять, но после этого добавил дров в эту охапку.

***

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

***

Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими.

***

Нет большей беды для тела, чем веселье, пустая забава.

***

Слушать проповедь для невежды так же трудно, как подниматься по каменистому пути престарелому человеку.

***

Есть три вида товарищей: первый – это тот, кто получает от тебя добро и не отвечает тебе тем же. Второй – это тот, кто даёт тебе столько же, сколько получает от тебя. Третий – это тот, кто поддерживает с тобой хорошие отношения без всякой корысти.

***

Долгое сидение в туалете по нужде приводит к болезни печени, появлению геморроя, повышению давления. Когда садишься и встаёшь, делай это медленно, не спеша.

***

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

***

Поистине, среди слов есть такие, которые крепче, чем камень, пронзительнее, чем укол иглы, горше, чем алоэ, горячее, чем уголь. И поистине, сердца людей – это посевы. Сажай в них хорошие слова, если и не все, то некоторые всё же дадут всходы.
Я не нашёл ничего тяжелее, чем плохое слово. Оно укореняется в глубине сердца так же, как крепко оседает, обосновывается железо в глубине воды.

***

Гнев умного – в его деле, а гнев невежды – в его деле. То есть их гнев проявляется по разным, отличным обстоятельствам.

***

Самым благоразумным, сообразительным является тот, кто заранее знает, чем может закончиться дело, и поэтому остерегается его.

***

Кротость, мягкость – это прощение тому, кто тебя притеснил, и ответ на зло добром.

***

Троих из людей познают лишь в трёх обстоятельствах: 1) храброго – в сражении; 2) щедрого – в нужде; 3) кроткого, мягкого – в состоянии, когда им одолевает гнев.

***

Достиг совершенства веры тот, кто обладает тремя чертами: 1) тот, кто доволен и которого это довольство не приводит к заблуждению; 2) тот, кто в гневе не преступает истины; 3) тот, кто при наличии возможности не берёт себе то, что не принадлежит ему.

***

У того, кто уповает на Аллаха и доволен Его предопределением, усовершенствовалась вера. Его руки и ноги полностью отдаются совершению добра.

***

Как нет дружбы между овцой и волком, так же нет её между благочестивым и порочным.

***

Унижаться в повиновении Всевышнему Аллаху лучше, чем гордиться грехом.

***

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей – в качестве взрослого человека.

***

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, т. е. на показ. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

*****

Мысли Лукмана аль-Хакима – это великие и бесценные мудрости, в которых заключены несущая свет высокая мораль и глубокий смысл.

Это слова, связывающие человека с Мудрым Творцом и напоминающие об истине Его существования. Это источник разливающегося света, восходящего и поднимающегося вместе с душой в мир тишины, спокойствия и твёрдой веры. Эти назидания освобождают человека от оков материальной тирании и от любви к этому бренному миру и соединяют со Всемогущим Создателем. Каждый, кто любит мудрость и назидание, извлечёт из них много пользы. Они исходят из сердца, которое пульсировало и билось в пламени правды и искренности, выходило из сердца милосердного отца с состраданием к сыну и другим людям. И каждый правдивый, искренний человек вдыхает аромат благовоний, исходящий из мудрости, назидания и любви. Каждому из нас надо постараться раскрыть слух сердец и с вниманием, искренностью слушать каждую мудрость, высказанную этим человеком.

Все эти наставления и советы, о дорогой читатель, – из вечных и непреходящих ценностей. Нам следует прислушиваться к ним очень внимательно, чтобы мы могли идти к истине самым прямым путём. Назидания и увещевания таких классиков исламских наук необходимо читать не спеша, по нескольку раз, ибо в них кроется множество мудростей и значений. Сколько бы раз их не читали, каждый раз будет открываться что-то новое. В этом и заключается их особенность. Мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он сделал нас одними из тех людей, которые слушают слова и следуют лучшим из них! Да будет мир над всеми нами!

Материал подготовил Абдурахман Алиев